Старые мастера В течение нескольких месяцев в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, проходила выставка живописи из знаменитого мадридского музея Прадо. Мы публикуем фрагмент отклика на неё профессора СФИ А.М. Копировского, специалиста по церковному искусству: «Духовное значение образа, на первый взгляд вполне светского, проступает в самых неожиданных вещах. Вот портрет карлика «Эль Примо» работы Д. Веласкеса. Карлик изображен с огромной книгой в руках, что, кажется, призвано подчеркнуть его уродливость. Но здесь она (в отличие от других портретов карликов у Веласкеса) максимально скрадывается. Лицо серьезно, чисто, спокойно, я бы сказал - благородно. В нем нет ни уродства, ни подчеркнутого трагизма. Прекрасен Эль Греко, особенно его портрет рыцаря, приносящего присягу, с рукой, лежащей на груди. Это образ духовной зрелости человека, открытости к Богу и людям, готовности на жертву ради добра и правды. На большинстве репродукций этот бедный рыцарь не по своей воле и не по воле художника погружен во тьму, сияют только белые манжеты, шпага, светлое лицо, что создает резкий контраст. А здесь совсем другой, светло-серый фон, а значит - и восприятие этого образа более спокойное, без подчеркнутой эмоции. Как и всегда на значительной выставке, происходит открытие для себя даже знакомых вещей. С одной стороны, потому что подлинник всегда отличается от репродукции, с другой - по-новому раскрывается образ человека как подобия Божьего, в котором жизнь продолжается даже в изображении. И трепет охватывает, когда видишь, как художник ее постигает, нащупывает. Не лепит, не строит, не конструирует, а открывает - как тайну. Я думаю, в наше время, когда столь многое кажется ясным, даже слишком ясным, не случайно растет спрос на старых мастеров...» КИФА №8(130) июнь 2011 года |