gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
16.06.2011 г.

Ты был верен в малом

Что такое служение для современного человека? Кто для нас является примером человека служащего и почему таковых людей вокруг нас так мало? С этими вопросами мы обратились к членам Преображенского православного братства.

Ольга Синицына, председатель «Детско-юношеского центра» Преображенского братства

Для меня пример служения - Елена Ивановна Казимирчак-Полонская. Книгу о ней я прочитала, будучи уже не первый год в церкви. Елена Ивановна была духовной дочерью отца Сергия Булгакова. В начале своего церковного пути, еще молодой девушкой, Елена дала обет безбрачия для целожизненного служения, который потом нарушила.

Какой пример она показала лично для меня? Это пример возвращения на путь призвания, на путь служения через большие усилия, страдания и лишения. Понятно, что во время и после войны было много внешних обстоятельств, которые приносили боль и скорбь многим людям. Но Елена Ивановна знала, что помимо этого есть тайна призвания человека, есть тайна промысла Бога о человеке, и трагичные события в жизни могут быть связаны с нашим неверным выбором, последствия которого сказываются на всей нашей жизни.

Для меня очень важен этот пример, опыт человека, который идет за Господом не по прямой, а через ошибки, через осознание и возвращение к своему изначальному призванию. Слава Богу, если ещё есть силы отозваться и еще есть время, чтобы что-то сделать. Елена Ивановна, ставшая потом монахиней Еленой, жила с осознанием того, что надо спешить, потому что времени осталось мало и упущенные годы требуют компенсации. Подобное осознание помогает понимать, почему тебе не дозволено то, что дозволено другим.

Удивляет, что она никогда не унывала. Живя в чрезвычайных внешних обстоятельствах, Елена Ивановна всегда находила силы полностью отдавать всё Богу и людям, и при всем этом она была современным человеком, ученым, известным астрономом. Вдохновляет, что она смогла соединить любовь, молитву и верность Богу с жизнью в этом мире.

Настоящее служение всегда от полноты сердца. У нее было такое сердце - сердце, открытое Богу, Его любви и, значит, всему миру, всем людям, которые к ней обращались, всем страдающим, жаждущим, ищущим. С одной стороны кажется, что это очень просто - отдать Богу сердце и служить. А с другой стороны понятно, что это очень узкий путь. Каждую минуту человек сталкивается с реальностью жизни - своей и других людей, и самое трудное - воплощать дарованную Господом любовь, оставаться ей верным каждый день во всех мелочах. Как сказано в Писании, «ты был верен в малом, поставлю тебя над многим».

Служение - это вопрос выбора. Этот выбор человек делает однажды, а потом каждый день его подтверждает, и для этого нужна решимость. Как Елена Ивановна решилась жить в Советском Союзе, хотя у неё были все возможности этого избежать? Как она решилась жить по написанному для себя правилу, включающему очень краткие утренние и вечерние молитвы, напряженный труд и два часа сна? Она приходила домой ночью после работы и еще многим занималась дома. При этом в ее жизни было постоянное сопротивление и противодействие буквально во всем - в жилищном вопросе, в работе, преподавании. Но она обладала такой внутренней духовной силой, что никогда не сдавалась и не опускала рук. Безусловно, силы ей давал Господь. Она никогда не закрывала своего сердца Богу и Его воле, всегда искала Его волю, всегда спрашивала Бога, как Он видит и как Он хочет. Конечно, это был исповеднический подвиг христианской веры.

В первое время жизни в СССР никакого духовного окружения и общения у Елены Ивановны не было. В то время это было просто невозможно. Ей было даже запрещено ходить в храм молиться. Но при этом, помня о духовном родстве с отцом Сергием Булгаковым, можно говорить об общении ином, о котором Елена Ивановна сама не раз свидетельствовала. Когда человек живёт в Церкви, он может иметь общение со святыми, которые живут не только на земле, но и на небе.

Когда я только воцерковилась, однажды на проповеди услышала, что сейчас нет святых людей потому, что мы об этом не просим. Мы всерьез не молимся Богу о том, чтобы стать святыми, то есть полностью посвятить свою жизнь Богу. Меня поразило тогда, что решение этой проблемы такое простое - ответить на призыв Бога: «Вот я, пошли меня».

Владимир Иванов, катехизатор

Говорить о примерах служения в собственной семье, общине или в среде людей, которые тебе хорошо известны в жизни, сложно. Проще говорить о примерах, на которые, безусловно, «аминь» сказано Богом. И мы тоже говорим «Аминь». Например, опыт новомучеников и исповедников Российских. Из них я бы для себя выделил священника Анатолия Жураковского, который, как кажется, был действительно избран от младенчества на служение. Что в опыте новомучеников и исповедников Российских является для меня в целом свидетельством подлинности выбранного пути и подлинности их опыта? Они жили жизнью церкви и жизнью своей страны, это было поле их ответственности, их размышлений, приложения усилий. События, происходившие в церкви и в стране, требовали ответа, и в этом как раз были сосредоточены все их дары: они давали этот ответ на вызовы времени как в церкви, так и в обществе. При этом они не просто старались минимизировать те разрушения, которые несла советская власть, не просто противостояли действию этой власти, но находили такой духовный ответ, который был борьбой с духом зла мира сего.

Они были в определенном смысле счастливыми людьми. Это я ясно увидел в опыте того же отца Анатолия Жураковского и даже отца Сергия Мечёва, который был человеком непростой судьбы и в конце жизни вынужден был скитаться. Но при этом он не оставлял то духовное дело, тот труд, то церковное служение ради Бога, и поэтому с ним пребывала Божья сила. Они были всерьез причастны к созидательной Божьей силе и это наполняло силой их, часто физически надломленных, измученных постоянными ссылками, житейскими неурядицами, переживаниями за свою семью.

Для меня это свидетельство обретения человеком себя в полноте в этой жизни. В конце концов, познать свое призвание пред Богом означает найти себя. Они себя нашли и в каком-то смысле перед этим теряет остроту то обстоятельство, что они жили в такие трагические времена. В некотором смысле - это фон, потому что их духовный путь эти обстоятельства не определяли. Они жили своей духовной жизнью, той, которую дал им Бог, жили, невзирая на выпавший им исторический промежуток и исторический материал, жили так, как Господь велит, ничего не боясь. Они были сильнее, выше жизненных обстоятельств. Выше не в смысле презрения к окружающей жизни и истории, а в том смысле, что у человека в жизни есть самая величайшая задача - раскрытие своего духовного призвания.

Новомученики и исповедники Российские обращают на себя особое внимание именно этим умением жить подлинной церковностью, подлинной духовной жизнью, невзирая на трагические обстоятельства и этим они очень вдохновляют. И, несмотря на то, что наши обстоятельства вполне благоприятны, их жизненный пример имеет чрезвычайное значение. Важна сама настроенность на то, что нет ничего в жизни важнее, чем голос Божий, который ты услышал в этой жизни, и надо приложить особые усилия, чтобы он не остался некоторым призывом, который в наше время часто, увы, заглушает голос мира сего.

Андрей Ошарин, сопредседатель братства «Трезвение»

Вопрос служения для меня непростой. Еще до воцерковления для меня в силу экономического образования примерами служащих людей были видные государственные деятели. Один из них -  Сергей Юльевич Витте, который своими реформами довел русский рубль до одной из самых твердых валют в мире. Был даже один курьёзный случай, едва ли нам сейчас понятный, когда труппа балета Мариинского театра на гастролях в Лондоне отказалась выйти на сцену, узнав, что оплата будет производиться в английских фунтах. Он начал грандиозное по своим масштабам строительство железных дорог в России, кстати, на этой волне поднялся Иван Тимофеевич Мамонтов. Витте заложил основы аграрной реформы, которые продолжил самый выдающийся, на мой взгляд, премьер-министр России - Петр Аркадьевич Столыпин. Столыпин - единственный человек, которому фактически удалось найти возможность правительству созидательно работать с Государственной Думой разных созывов, остановить ход революции в России и начать такие грандиозные экономические реформы, которые, по его же оценкам, могли вывести Россию на первое место в мире среди развитых экономических держав к 1925 году. Промежуточным итогом его деятельности до сих считаются данные 1913 года, которые поставили Россию на четвертое место в мире по индустриальной мощи, а по темпам роста индустриальнообразующих отраслей промышленности Россия занимала первое-второе место в мире. П.А. Столыпин был убит двумя выстрелами в упор террористом - эсером Багровым. Столыпин и Витте друг друга не любили, но они в своем делании очень близки. Витте принадлежит сильная фраза: «Я не правый и не левый, я интеллигент», или знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Большевики сразу же взорвали памятник Столыпину в Киеве, но зато поставили четыре памятника Иуде по России. Это показательно. Они оба, естественно, не были в своих действиях однозначны, не все их решения и деяния можно разделять, но люди работали, умели это делать, делали и делали это хорошо и на благо людей, живущих в стране. К слову, недавно своим ученикам дал данные по средней заработной плате и «потребительской корзине» до революции. Первой искренней реакцией было крайнее удивление, и сразу вырос вопрос: а зачем же тогда делали революцию?

А после оглашения на меня как-то сразу «обрушился» отец Сергий Булгаков. Он для меня - настоящая вершина духа, его карандашная литография стоит на полке рядом с иконами. Отец Сергий, как многие знают, был профессором политэкономии, марксистом,  другом Плеханова. Он знал Ленина, Каутского - то есть был очень популярным человеком, что называется, из «высшей» когорты. При этом надо понимать, в каких обстоятельствах он жил - это Россия накануне революции, когда все во главе с Родзянкой, Милюковым, Гучковым в один голос кричали, что все плохо, но при этом никто ничего не делал, делать не умел и не хотел. Я часто думаю об отце Сергии, когда он, депутат двух Дум, один из этих постоянно спорящих о судьбе России, вдруг остановился и круто изменил свою жизнь. После того, как он принял священство, над ним не просто смеялись и оплевывали, как и Флоренского; ложь и клевета были пущены в ход в полной мере. Вот вам и «интеллигентность».

С чем такая перемена связана у Сергея Николаевича? Он это называл «возвращением блудного сына», его что-то «накрыло», по его словам, и он постепенно начал возвращаться в Церковь. Это длилось около десяти лет. В 1912 году он уже выступает как богослов и философ, но  только в 1918-м он рукополагается. У него это желание было и раньше, но св. патриарх Тихон в свое время  сказал ему: «Вы нам нужнее в сюртуке, чем в рясе».

Глядя на судьбу отца Сергия, я понял две очень простые вещи: Бог начинает действовать в тебе, ты добровольно даешь Ему на это право, когда есть личный опыт страданий, причем тоже добровольных. Потому что «сын мой, если ты приготовился служить Богу, приготовь свое сердце к искушениям», т.е. к испытаниям. Дело Божье сопровождается скорбями, и мы с вами это хорошо знаем. Не в смысле страданий по поводу увольнения с работы или страданий от своих собственных грехов, а настоящих страданий, связанных с гонениями внутри самой церкви, с гонениями от своих. У нас с вами такой пример всегда перед глазами. Как хорошо, имея приличные знания, хорошо и убедительно умеющему говорить человеку ходить и критиковать. Вот достойное «служение», человек делом занимается. Это было бы смешно, если не было бы так грустно. Булгаков это воспринимает именно как опыт, у него нет претензий к Богу и обиженных вопрошаний - «за что это мне?». Ведь потом оказывается, что это тебе было дано для того, чтобы ты в этой жизни еще что-то успел понять и сделать, «терпением спасете души ваши». Он служил в церкви, невзирая на то, что его поносили, обвиняли.

Много страдания было в жизниотца Сергия. В 1905 году у него умирает младший сын Федечка, что было для отца Сергия колоссальным ударом, который он выносит, укрепляясь в вере. Уже после принятия священства во время голодомора 1921 года  он с большой грустью пишет в одном письме, что давая Богу согласие на Его призыв, он не боялся личных страданий, но гораздо тяжелее было выносить страдание своих близких: жены, детей, которым он не мог помочь в голодные годы. Позже у отца Сергия было искушение католичеством, которое он  преодолел. И, наконец, когда он создает свою великую богословскую систему, описывая Бога и мир во взаимодействии как путь Богочеловечества Христова и нашего богочеловечества, его возможности и заданности, предлагая плод своего тайнозрения церкви для богословского обсуждения, его обвиняют в сотне ересей. В каких только ересях его не обвиняли! И неважно, что обвинения противоречат одни другим, и неважно, что почти все они не имеют ни малейшего основания в работах отца Сергия,  неважно, что обвинители не читали его работ и обвиняли его по доносу, но кампания прошла и «еретик» сожжен. И наивно думать, что он перенес это легко.

Когда мы на что-то «подписываемся», мы также должны эти вещи четко осознавать. Чтобы не было потом недоговоренностей, обид, и главное, шизофрении в поведении. Отец Сергий многое пережил, но его близкие  вспоминали, что он был удивительно незлобивый человек, было впечатление, что он вообще не знает, что такое обида. Это качество, столь не свойственное в современном мире, отчетливо проявляется в его переписке, в воспоминаниях о нем. Когда тот, кто написал на него донос, на основании которого было вынесено обвинение в ереси, уже перед смертью отца. Сергия пишет ему извинительное письмо, ти отец Сергий с готовностью прощает его.

Такие люди как отец Сергий появляются тогда, когда они нужны Богу. Отец Сергий был яркой личностью во всем - в богословии, в общественной деятельности, в науке. Этим он мне напоминает апостола Павла, хотя апостол Павел, помимо всего прочего, был еще и гением. Отец Сергий своей жизнью наводит на мысль о даре, который мы получаем от Господа. Он дает нам дар, но в нашей жизни не возникает творческого горения, потому что мы этого дара не принимаем. Наивно говорить о духовной пустоте нашего времени из-за того, что Бог нам чего-то не додает. Бог - не продавщица в гастрономическом отделе. Он дает постоянно, просто мы не принимаем. Нам известно о преображении перед смертью отца Сергия - многими был засвидетельствован свет, который исходил от него перед его кончиной. Да и сам он еще до кончины говорил, что не умрет, но преобразится. Нам очень важно понимать и осознавать этот опыт страданий, гонений и опыт каждодневного усилия, каждодневной аскетики.

Информационная служба Преображенского братства

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!