gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.05.2011 г.

Этика и молитва в оглашении «слушающих»

Репортаж о втором дне конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"»

Второй день конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"» был посвящен обсуждению введения оглашаемых в этический и молитвенный опыт церкви.

Введение оглашаемых в опыт Ветхого завета - Закона Божьего, а значит, решение различных этических проблем, в том числе, преодоление смертных грехов - одно из основных направлений оглашения первого этапа. В современном обществе этические нормы размыты: практически все взрослые невоцерковленные люди живут в каком-либо смертном грехе. Как правило, их преодоление - один из самых болезненных вопросов, требующий от катехизатора особого такта, мудрости и, в то же время, решимости. Изменить свою жизнь, обрести этические границы современному человеку бывает очень сложно, поэтому для первого этапа оглашения необходимо продолжительное время. Например, в практике Преображенского братства этот период продолжается около года. Тому, как помочь пробуждению совести «слушающих», обретению ими навыка совершения добра и противостоянию злу, были посвящены доклады ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова  «Освобождение "слушающего" от смертных грехов» и проректора СФИ Д.С. Гасака «Этические границы в жизни "слушающих"».

Еще одной важной темой стало участие оглашаемых первого этапа в храмовом богослужении, в соборной молитве. Обсуждались самые разнообразные аспекты этого вопроса: мера участия «слушающих» в синаксарных богослужениях: Вечерне, Утрене и Литургии оглашаемых; практика чтения Священного Писания на богослужении; место и содержание проповеди, адресованной «слушающим» и т.д.  С докладами, посвященным этим вопросам, выступили руководитель сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви прот. Димитрий Карпенко («Участие "слушающих" в храмовом богослужении: традиционная норма и современная практика») и проф. А.М. Копировский («Огласительная проповедь во время богослужения»).

Проблемы, связанные с научением оглашаемых первого этапа личной молитве, были затронуты в докладах «Церковная норма личной молитвы "слушающего"» свящ. Дмитрия Черепанова и «Пастырские аспекты научения личной и общей молитве» свящ. Иоанна Привалова. В последующей дискуссии участники конференции обсуждали проблемы потребительского отношения и магического подхода оглашаемых к молитве, неправильного понимания ходатайственной молитвы, отсутствия навыка реагирования на любую жизненную ситуацию молитвой Богу, причем не только просительной, но и покаянной, благодарственной или славословием.

В завершении некоторые участники конференции поделились своими впечатлениями о том, что было самым важным и интересным по итогам второго дня конференции.

Архим. Аристарх (Лебедев), доцент кафедры догматического и нравственного богословия Киевской духовной академии:

Важная тема, которая была затронута сегодня - это молитва. Как научать оглашаемых молитве, личной и соборной, чтобы даже молитвенное правило - утреннее, вечернее, чин ко причащению, благодарственная молитва - стало реальностью общения с Господом.

Второй вопрос - литургия, богослужение, в котором участвуют оглашаемые. Меня поразило, что оказывается, многие не говорят проповедь после Евангелия. Для меня всегда это было нормой.

И еще был разговор о богослужении на русском языке. На Украине у нас тоже идет дискуссия по поводу перевода на украинский язык. И это тоже очень важный вопрос, поскольку это делается ради того, чтобы человек понимал, что происходит, понимал смысл молитв.

Мне очень понравилось вчерашнее посещение огласительных групп. Что мы теоретически слышали, то я практически увидел. Потому что теория - это хорошо, а как на самом деле это воплощается, это было для меня открытие. Я увидел реальную общину оглашающихся людей и как этот процесс проходит. Радостно был удивлен и некоторые моменты мне очень понравились, и, даст Бог, мы их воплотим в своей практике.

Прот. Павел Адельгейм, клирик храма свв. Жен-Мироносиц г. Пскова:

Сегодня были встречи чрезвычайно интересные и полезные, очень живые. Мне трудно сказать, что было самым интересным - был затронут широкий круг вопросов. Наверное, из практических вопросов - это проблема понятного чтения Апостола и Евангелия, проповедь после них. Для меня очень сложная проблема: что значит сказать тематическую проповедь для оглашаемых? Но сейчас я больше и больше начинаю понимать смысл проповеди после Евангелия. Я вырос в традиции, когда  проповедь на Литургии говорилась почти всегда после «Отче наш», и мне было не очень понятно, зачем нужна проповедь после Евангелия. Тогда размышляли так: зачем, после того как прочитано Евангелие, человеку выступать со своими словами? Считалось, что если уж есть такая проповедь, то она должна быть совершенной. Или она должна быть очень короткой и строго сформулированной, или лучше тогда не проповедовать. Но теперь я посмотрел, послушал других, и у меня складывается впечатление, что надо делать то, что ты можешь, как умеешь, и стараться, чтобы это доходило до сердца слушателей.

Свящ. Михаил Красюк, клирик Свято-Троицкого храма, г. Мценск:

Самым важным показалось именно живое отношение людей к этим темам, то, что для участников конференции это не праздный звук, а сама жизнь. Все вопросы - о смертных грехах, о проповеди, о научении личной молитве - очень важны для людей, которые хотят заниматься катехизацией. Мы хотим этим заниматься и для нас это очень важно.

Информационная служба СФИ

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!