«Никакие обстоятельства не лишали меня ни Слова Божия, ни молитвы, ни Чаши Христовой» - Архимандрит Таврион - мой родной дядя, первый раз я его увидала в 1928 году, - рассказывает Ольга Васильевна Ласс, урожденная Батозская. - Времена были тяжелые, он пришел поздно вечером, очень красивый, молодой, хорошо разговаривал, у него был большой крест. Когда он приехал, меня разбудили, я встала, конечно, немножко его испугалась и сразу спряталась под стол. Он ко мне подошел, рассказал сказочку, подарил маленькую серебряную ложечку и крестик. Мне было пять лет, я его называла дядя Тиша. Всегда, когда он приезжал, дарил такие ценные подарки, которые долго служили, которые нельзя было просто забыть... Помню, что он уделил мне много времени, сказал, чтобы я его помнила и помнила, кто он... Он меня благословил, и с его благословения, может быть, я вот уже 88 лет шагаю. Тяжело, но все еще живу. Ольга Васильевна вместе c Александром Александровичем Алексахиным, вдовцом Ирины Васильевны, урожденной Батозской, младшей сестры Ольги Васильевны, участвовала 6 марта 2011 года в семинаре «Архимандрит Таврион (Батозский) - служитель возрождения церкви», прошедшем в рамках выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», где о. Тавриону посвящен стенд, рассказывающий об основных этапах его жизни и служения. Семинар состоялся в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Ольга Васильевна рассказала, что после той первой встречи в 1928 году в семье «дядю Тишу» очень долгое время не видели, но знали, что он был в ссылке. - Мы встретились только в 1960 году. Тогда у меня умер папа, брат архимандрита Тавриона, Василий. И какими-то путями мама узнала, что дядя Тиша может приехать, - продолжила рассказ Ольга Васильевна. - Вместе с нами дядя Тиша поехал на кладбище, где очень хорошо отпели отца. А потом, когда его освободили, с 1970 года и до последних дней я его навещала почти что каждый год там, где он служил. В Москве он всегда к нам заезжал, очень любил мою маму, мою сестру. Что я могу о нем сказать? Богатая душа, добрый, отзывчивый, внимательный. Посоветует что - и всё сбывается. К нему очень много народа всегда приезжало, все были очень радостные. Он очень хорошо рисовал. Когда я приезжала к нему в Елгаву, он всегда говорил: «Ну, а теперь шагай в мастерскую». А там полотна, все приспособлено, и все было очень аккуратно. Он был аккуратным и требовательным. Но требовательность не злая, а человеческая, душевная. Жалко, что его уже нет. Пусть он остается у нас, у меня, моих родных и всех, кто его любит, глубоко-глубоко в душе. Он нам всем помощник. Семинар, подготовленный Благовещенским и Свято-Сергиевским малыми православными братствами, собрал тех, для кого важен духовный путь отца Тавриона. Ведущие встречи - Татьяна Авилова и Ольга Сушкова - предложили рассмотреть наследие отца Тавриона таким образом, чтобы каждому из нас подумать, как мы можем идти тем же путем. Исследовательница судеб духовенства и монашества пермской земли в ХХ веке Валентина Костина, принимавшая участие в подобном семинаре в прошлом году, рассказала об опыте собирания материалов к жизнеописанию отца Тавриона. Плодом ее кропотливой работы стала книга «Богом моим пройду стену...», раскрывающая исповеднический подвиг отца Тавриона. Участница семинара Тамара Тябут напомнила присутствующим о детстве будущего отца Тавриона. Как его, одного из десяти сыновей, по совету игумена монастыря родители отдали в послушники как десятину Богу и о том, как взрослые просили мальчика помолиться. Выступавшая задала присутствующим вопрос: можем ли мы сегодня представить себе маленьких детей как ходатаев перед Богом? - Я приобщился к большой семье, в которой был архимандрит Таврион, так как был женат на его племяннице, - рассказал Александр Алексахин. - Мы с супругой в первый раз поехали в пустыньку, и тогда той благодати, которую испытывает истинно верующий человек, у меня еще не было. Просто многому удивлялся. В первый приезд батюшка подарил мне Евангелие, которое до сих пор со мною и которым я пользуюсь все эти десятки лет. Помню, что после того, как я поговорил с ним, пообщавшись с монахинями, с людьми, которые трудятся в монастыре, в сознании произошел некий переворот. Потом, когда стал читать не только Евангелие, но и литературу, в том числе, жития святых, и мировоззрение, и духовный мир стал существенно меняться, и я бы сказал, что где-то к тридцати годам я уже имел внутренний позыв ходить в храм, молиться. После смерти архимандрита Тавриона мы обязательно раз в год приезжали к нему на могилку, и Ольга Васильевна, которая здесь присутствует, всегда была с нами. Благодати, которую мы получали там, хватало надолго, и мы ощущали, что действительно побывали в святом месте, и все это оставляло хороший отпечаток в душе... Сколько я вспоминаю батюшку, всегда перед глазами его улыбка, его свет и радость, которые исходили от него, несмотря на тяжелую жизнь, большую часть которой он провел в заточениях и в ссылках. Имея счастье встречаться с архимандритом Таврионом, я каждый день сейчас в молитве с ним общаюсь. У нас в семье есть две картины, написанные его рукой. Одна картина - «Христос в пустыне», другая просто живопись - букет полевых цветов в вазе. Все прекрасно исполнено. Вот такие краткие заметки, которыми я с вами не мог не поделиться. Спасибо такому большому коллективу и молодежи, которой здесь очень много. В ходе семинара были показаны два видеоинтервью, в которых проф.-свящ. Георгий Кочетков, ректор СФИ и духовный попечитель Преображенского братства, и Александр Копировский, ученый секретарь и профессор СФИ, лично знавшие отца Тавриона, свидетельствовали о том, что Спасо-Преображенская пустынь была настоящим духовным центром возрождения церковной жизни в советское время. Максим Зельников, преподаватель СФИ, подводя итог встречи, сказал, что отец Таврион смог собирать стольких людей, созидая Церковь, благодаря его христианской целостности, верности своему призванию, которое открылось для него еще в молодые годы. Где бы он ни находился, он, без сомнений, совершал дело Христово. Преданность Христу, внутренняя свобода сделали его таким алмазом, который ничто не смогло перемолоть в годы гонений. И в этом смысле жизненный путь отца Тавриона для всех нас важен и актуален. Валерия Волкова, Алексей Буданцев Информационная служба Преображенского братства
Православие - доминирующая религия в России? С 11 по 15 апреля в МГУ им. М.В. Ломоносова прошла XVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2011». Конференция собрала участников из разных вузов России и ближнего зарубежья, в том числе МГУ, РГГУ, МГИМО, РГСУ, СФИ, СПБГУ, Тверского, Самарского, Липецкого, Саратовского государственных технических университетов, Ярославского, Тюменского, Башкирского, Поморского государственных университетов, Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, Казахского национального университета. Студенты Свято-Филаретовского православно-христианского института приняли участие в двух секциях: «Социология» и «Философия. Культурология. Религиоведение». На социологической секции были за-тронуты темы ценностей, доверия, мифов сознания. С интересом был воспринят доклад выпускницы СФИ, магистра богословия Анны Алиевой, посвящённый представлениям современных россиян о Боге и вере. Докладчица отметила, что среди тех, кто называет себя православными и верующими, больше тех, кто верит в приметы и гадания, чем среди тех, кто называет себя неверующими и колеблющимися. Многие наши соотечественники убеждены, что если человек русский, то в любом случае православный, даже если он не крещён, а если не русский, то и не православный. Нет ясности в вопросах веры и неверия: некоторые «верующие» говорят, что не верят в Бога, а именующие себя «неверующими» и «атеистами» - наоборот. За последние 20 лет ситуация практически не изменилась, и пока в обществе нет видимого субъекта, который хотел бы и мог решать эти проблемы, занимаясь религиозным христианским просвещением. На секции «Философия. Культурология. Религиоведение» выступили три студентки СФИ. Мария Кушнир в своём докладе поставила вопрос о жанре Евангелий, актуальность которого связана с необходимостью адекватного понимания текста. Студентка сделала вывод о том, что Евангелия являются уникальным литературным жанром, что вызвало полемику среди участников. Доклад Анны Сафроновой был посвящён особенностям богослужения в Крестовоздвиженском православном трудовом братстве Николая Неплюева (1851-1908). Для большинства присутствующих новой оказалась информация о самом существовании в нашей стране 100 лет назад такого братства. Особенностям богослужения российских евангельских христиан-баптистов был посвящен доклад Дарьи Макеевой. К несомненному достоинству богослужений христиан-баптистов она отнесла их миссионерский и катехизический потенциал, связанный с высокой включенностью в богослужение членов собрания. В то же время отрицание мистериальной составляющей богослужения - таинств - приводит, по ее мнению, к тому, что оно перестает восприниматься как встреча Бога и человека. Но чтобы иметь возможность сравнивать православное богослужение с баптистским, очень важно хорошо знать свою веру, заметила докладчица. Информационная служба СФИ
Богослужение должно захватывать ум и сердце Справа налево: Михаил Селезнёв, Давид Гзгзян, Александр Копировский, свящ. Георгий Кочетков, Владимир Якунцев 14 апреля в Российской государственной библиотеке состоялся круглый стол «"Пойте Богу нашему, пойте все разумно". Возвращение Часослова мирянам». На нём был представлен седьмой том серии переводов «Православное богослужение», сделанных основателем и ректором Свято-Филаретовского института профессором-священником Георгием Кочетковым с группой помощников. Об истории издания серии «Православное богослужение» рассказал во вступительном слове проф. Александр Копировский, учёный секретарь института. Первый том - «Вечерня и Утреня» - был представлен на день свт. Филарета в 2007 году. В течение 2008 года были изданы следующие четыре книги серии. В 2009 году был издан шестой том - «Основные требы». На его презентации присутствовал архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, по благословению которого издавалась серия. Седьмой том, содержащий последования Часов, Изобразительных, Повечерия и Полуночницы, изначально не планировался и появился как дополнение к серии. В общей сложности работа по переводу богослужебных текстов осуществлялась более тридцати лет. «Есть воля Божия в том, чтобы люди вспомнили слова Писания, которые вынесены в заглавие презентации: "Пойте Богу нашему, пойте все разумно". Современные люди очень нуждаются в том, чтобы воспевать имя Божие. Они не могут это делать в наше время иначе, кроме как разумно. Мы должны пойти навстречу этой внутренней потребности народа в церкви», - сказал в своем слове о. Георгий. Он отметил также, что всякий, кто берётся за перевод богослужения, должен чувствовать церковность этого дела, находиться внутри переводческой традиции, которая никогда не ставила на первое место внешнюю поэтику, но была ориентирована на адекватную передачу духа и смысла. Об истории Часослова рассказала Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ. В Русской церкви миряне, особенно после исчезновения соборного (кафедрального) богослужения, традиционно ориентировались на монашеское благочестие, которое предполагало медитативное размышление над Священным писанием, поклоны и чтение (а не пение псалтири). Но с появлением и широким распространением молитвослова как основной богослужебной книги суточный круг богослужения для мирян сохраняется только в реликтовых формах. Встаёт вопрос: что требуется от мирян для восстановления суточного круга богослужения как единого закона веры, молитвы и жизни? В заключение Зоя Дашевская привела высказывание одного из древних отцов-аскетов, считавшего замену Писания в богослужении канонами и тропарями признаком «конца времен». Евгений Рашковский, директор Центра религиоведения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, поздравил о. Георгия и всех, кто ему помогал, с завершением «семикнижия». Он назвал выполненный перевод богослужения взаимным движением: церкви навстречу языку и языка навстречу церкви. «Ваша работа, - сказал Евгений Борисович, - налагает на поэтов, историков, филологов ответственность за бережение языка, которое означает не его консервацию, а движение». Владимир Якунцев, руководитель Методического центра по миссии и катехизации СФИ, напомнил, что в новом учебнике по миссиологии, подготовленном Миссионерским отделом РПЦ, миряне определяются не как «мирские люди». На мирянах лежит ответственность за проповедь Евангелия в этом мире. Он отметил, что интерес мирян к Часослову прямо связан с тем, несут ли они ответственность за церковную жизнь. В завершение круглого стола о. Георгий сказал, что работу по изданию серии нельзя считать окончательно завершившейся. Впереди подготовка к переизданию уже разошедшихся книг серии. Финальным аккордом вечера стало выступление хора СФИ, исполнившего тропари из Часослова и другие песнопения на русском языке. Информационная служба СФИ Фото Александра Волкова Продолжение темы - на с. 4
О чём говорят числа в Библии? 12 апреля в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялся второй семинар «Богословие и математика». Как и в прошлый раз, он собрал математиков и богословов из МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, Независимого Математического университета, Института проблем передачи информации РАН, Тверского государственного университета и Свято-Филаретовского института. В начале семинара прозвучало два доклада, посвященных месту и значению чисел в Священном писании. Владимир Рыжиков, канд. физ.-мат. наук, доцент ТвГУ, показал, что библейской традиции, в отличие от языческой, не свойственна сакрализация чисел, приписывание им магического значения. Он сделал акцент на различении символа и знака: символ своим смыслом приобщает адресата к той или иной реальности, связь же знака с обозначаемым предметом более условна и произвольна. Тему символики чисел в Священном писании продолжил Валентин Шехтман, доктор физ.-мат. наук, профессор МГУ. Особое внимание он обратил на контекст, в котором встречаются одни и те же числа в Писании и, шире, в природе, науке, культуре. Например, число «4» - это и символ всего мира (четырёх сторон света), и количество тактов в работе двигателя внутреннего сгорания. Число «7» - четверть лунного цикла - в библейской традиции означает полноту и целостность. А число «666» - не только символ антихриста в Откровении, но и вес золота (в талантах), «которое приходило Соломону каждый год» (3 Цар 10:14). Кроме того, число «6» может символизировать ненавистный израильскому народу Вавилон, где оно являлось основанием системы счисления (именно из Месопотамии мы унаследовали деление часа на 60 минут, а окружности на 360°). Кроме того, «6» больше «5» (символа человека), но до полноты, до «7», ему не хватает «1» - числа, символически связанного с Богом. Таким образом, «666» можно понять просто как очень большое число, означающее вершину земного человеческого могущества и начало распада мира. Николай Верещагин и Александр Красносельский Однако при подобных толкованиях можно говорить лишь о вероятном, а не абсолютном значении символов. Давид Гзгзян, канд. филол. наук, магистр богословия (СФИ), поставил вопрос о том, как определить, насколько условны или, наоборот, очевидны метафорические значения тех или иных чисел в Священном писании. Как расшифровать смысл, стоящий за символом, и в то же время знать, где остановиться, чтобы не впасть в его сакрализацию и приписывание ему смысла, который за ним не стоит? Лариса Мусина, зав. кафедрой Священного писания и библейских дисциплин СФИ, отметила, что необходимо учитывать и различать как минимум три уровня значений символа: стоящий за ним архетип, духовную традицию, в которой он употреблен, и культурный контекст, из которого исходит автор толкования. Методологические ошибки возникают при попытке выдать смысл метафоры, возникающий в современном контексте, за изначальный и единственный. Размышляя над вопросом о значении шести дней творения, Юлий Ильяшенко, доктор физ.-мат. наук, ректор НМУ, профессор мехмата МГУ, вспомнил слова протоиерея Всеволода Шпиллера о том, что рассказ о сотворении мира «облачен в красивую форму мифа». В то же время проф.-свящ. Георгий Кочетков, ректор СФИ, отметил, что мифопоэтический язык отдельных мест Писания часто становится преткновением для сознания, подавленного наукообразием. Так, креационизм - здоровая, духовно плодотворная идея о сотворении мира Богом - часто подменяется и дискредитируется неокреационизмом, т.е. буквалистским, внешним подходом к толкованию текста Писания, не учитывающим традицию, в которой он создавался. Обоюдное стремление к обоснованности и ясности рассуждений сделало разговор богословов и математиков живым, интересным и плодотворным. Продолжить его договорились летом 2011 года. Информационная служба СФИ Фото Виктора Ложкова
Совершено разбойное нападение на православный институт Вечером 19 апреля было совершено разбойное нападение на Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Неизвестные лица, представившиеся сотрудниками ТСЖ «Покровка, 29», попытались вскрыть запасной вход, ведущий в помещения православного учебного заведения. Нападавшие вели себя возбужденно и агрессивно, обещали пустить в ход лом и монтировку, находившиеся у них в руках. Они нецензурно оскорбляли сбежавшихся на шум сотрудников и студентов института и угрожали им нанесением побоев, увечий и даже лишением жизни в случае, если они будут вмешиваться. Свои угрозы они реализовали, нанеся удар монтировкой А. Черемшанцеву, жена которого в прошлом году скончалась после тяжелой болезни, оставив его единственным кормильцем четырех малолетних детей. Вызванный наряд полиции прибыл через 15 минут. По неизвестным причинам полицейские назвали разбойное нападение на православно-христианский институт имущественным спором и предложили сторонам дать объяснения в полиции. При этом гражданин, нанесший увечья А. Черемшанцеву, не был ни опрошен, ни задержан. На замечания сотрудников СФИ по этому поводу полиция не отреагировала. Со стороны Свято-Филаретовского православно-христианского института и пострадавших поданы заявления о хулиганстве и разбое, которые в настоящий момент рассматриваются полицией. Информационная служба СФИ * * * Эта новость вызвала множество откликов в социальных сетях; некоторые из них мы публикуем ниже. andrej_belous (дьякон Андрей Белоус) Лом - оружие трусов Как Вы понимаете, я жестко осуждаю попытку свести серьезные вопросы к балагану с ломом. Если кому-то не нравятся спорные идеи, с которыми ассоциируется Свято-Филаретовский Институт, то тут и так все ясно. Со спорными идеями нужно спорить. И не ломами, а своим интеллектом. Увы, на чтении «благогона» или «рашенпипллайна» интеллект не вырастить. Тут нужно что-то основательное читать. Но всех наших богословов на этих изданиях давно уже обозвали «неообновленцами», «еретиками» и «экуменистами», а потому мир Спасского, Болотова, Карташева, Успенских и т.д. остается закрытым для этих «ревнителей». Да и вообще, какое богословие! Много будешь знать, скорее еретиком станешь. Такое там направление. Вот и берется человек за лом. И думает, тем приносить службу Богу. А ведь нам очень не хватает содержательной полемики. То есть, не навешивания ярлыков, а серьезного обсуждения. Так хочется уже дождаться от ревнителей чего-то серьезно-научного, чтобы опровергать было действительно интересно. Но нет. В ход обычно шел набор штампов. Теперь и за лом взялись? ludenhoff (свящ. Федор Людоговский) И хотелось бы хоть на Страстной отвлечься от всяких споров и скандалов - но не получается. Вчера вечером было совершено разбойное нападение на Свято-Филаретовский институт. История, к сожалению, вполне обычная. Чем помочь, не знаю. Разве что не допустить, чтобы это дело замолчали и замяли. Опыт показывает, что и это уже немало. vik_sud (Виктор Судариков) Конечно же, беззаконие должно быть пресечено и наказано, стоит надеяться на прекращение конфликта. Однако, думаю, давно назрел вопрос и о месте СФИ среди православных учебных заведений, и о фактической изоляции, в которой находятся общины (малые братства) о. Георгия Кочеткова в православной Москве. ailoyros (Андрей Десницкий) Что называется «фактической изоляцией»? нелюбовь к ним со стороны многих? так и нас с тобой не все любят. И как одно связано с другим? типа, если бы они не были в этой изоляции, то ТСЖ было бы к ним иначе настроено? не било бы монтировкой? vik_sud Речь не о личных взаимоотношениях. Изоляция - отсутствие взаимного общения, взаимной продажи книг в разных приходах, подозрительность и т.д. На конференциях в ПСТГУ много ли представителей СФИ? Сколько московских духовников благословляют учиться в СФИ? И т.д. Это грустно, но изоляция есть. Произвол мелких или крупных чиновников может быть к кому угодно, безусловно. Но результат разобщения - конечно же, меньшая солидарность... Было бы это нападением на ПСТГУ (который тоже когда-то приняли не сразу) - была бы поддержка Чистого и многих московских приходов... Может быть этот случай напомнит, что что-то должно измениться? КИФА №6(128) апрель 2011 года |