gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы катехизации arrow Среди остатков христианской культуры. Интервью по теме конференции «Традиция святоотеческой катехизации»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
11.05.2011 г.

Среди остатков христианской культуры

В этом номере мы продолжаем публиковать интервью по теме конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"».

- С чего, на Ваш взгляд, нужно начинать катехизацию? Что при этом важно не упустить?

Олег ГлаголевОлег Глаголев, катехизатор (Екатеринбург): Важно, чтобы катехизатор был со всеми в личных отношениях: и с оглашаемыми, и с помощниками, во всяком случае, на пути обретения таких отношений, в постоянном общении. Поэтому катехизацию важно начать с собеседования с каждым, кто на нее пришел. Надо, чтобы люди понимали или поняли на собеседовании, что для человека это добровольный выбор в результате жизненного поиска. Надо увидеть, какие препоны у человека на этом выбранном пути, и помогать ему их преодолевать. Например, если у мамы маленький ребенок и она не может его оставить на время огласительной встречи, надо просить поручителя и помощников решить эту проблему наилучшим образом. Катехизацию нельзя откладывать - это главное дело жизни, это тоже я стараюсь донести до оглашаемых с первых встреч.

- Вряд ли возможно требовать от оглашаемых, чтобы они прочитали всю Библию. А что можно и нужно требовать? Без каких книг Ветхого и Нового завета (и в какой последовательности) невозможно представить катехизацию?

Олег Глаголев: Я из года в год передаю то, чему и как сам был научен, во всяком случае, тот принцип чтения, который мне видится логичным. Во-первых, важно Ветхий и Новый завет читать параллельно. Из Нового завета я предлагаю на первом и почти всём втором этапе читать Синоптические евангелия и только. Надо, чтобы люди узнали Христа, услышали и полюбили Его. В Ветхом - важнейшая часть - пророчество о Христе, но чтобы это пророчество услышать, надо сначала прийти в себя, а потом пройти школу заповедей, узнать Закон и научиться его исполнять. Поэтому начинаем мы оглашение с чтения книг Двух путей или Премудрости: Притчей, Премудрости Соломона, Сираха и других. Оттуда человек узнает простые вещи, что жизнь есть путь, который имеет начало и конец, Путеводителя и т.д. Если он готов этот путь продолжить, то надо знать законы этого пути, чтобы не сбиться. Когда мы начинаем читать книги Закона, тогда человек на своем опыте узнает силу действия заповеди Божьей и наказание, и награду, и прощение. Это удивительно, но Господь помогает каждому оглашаемому читать и проживать слово Писания, поэтому и возникает жажда всецелого покаяния, отказа от старой жизни, обращения на путь жизни.

Но главная книга оглашаемого, конечно, Евангелие.

- Какова норма участия оглашаемых в богослужении? Что Вы требуете от готовящихся к крещению: как часто (два раза в неделю, раз в неделю, реже)? В каком объеме (полностью всю службу, обязательно на чтении Писания и проповеди, сколько сможет и что сможет)? Изменяется ли эта норма в ходе катехизации и как? Какие части богослужения следует, по-Вашему, акцентировать (или, наоборот, «приглушить») для лучшего вхождения оглашаемых в традицию православного богослужения и молитвы?

Олег Глаголев: Главное богослужение для оглашаемого - это огласительные встречи, ритм еженедельный. А храмовое богослужение - тут я тоже пользуюсь тем опытом, который сам пережил, будучи оглашаемым в 1993-м году, - это литургия оглашаемых. Ритм у всех поначалу разный, тут важно, чтобы человек совершал усилие и готовился к молитве, имел благоговение и серьезность. К концу первого этапа обычный ритм для оглашаемого - раз в неделю. Дальше важнее качество: прийти вовремя и не с пустыми руками, принести пусть небольшое, но пожертвование, внимательно следить за ходом богослужения по книжке, выписать места из Писания, которые будут читаться на службе. Основной акцент - на чтении Слова и проповеди.

 

- Известно, что «вычитывание» какого бы то ни было правила может и не быть молитвой. Можно ли от оглашаемых требовать личного «правила молитвы»? Если да, то какого?

Олег Глаголев: Если кто имеет опыт «вычитывания», я не отговариваю от этого, прошу лишь обязательно ежедневно добавлять личную молитву своими словами. Мои слова - все же рекомендации или настоятельные рекомендации, а не требования. Я говорю о ритме молитвы - не реже, чем один раз в день, - и выделении для этого хорошего времени дня, когда человек бывает бодр и внимателен.

 

- Бывает, что человек, приходя в церковь, надевает «униформу» (например, особые платок и юбку), меняет режим питания, а больше НИЧЕГО в жизни не изменяет. Что нужно изменить оглашаемому в первую очередь? Что Вы сами требуете от готовящихся к крещению?

Олег Глаголев: У меня нет особых требований. Главное, чтобы человек не имел смертных и тяжелых грехов, освободился от них до крещения. И чтобы он искал жизни со Христом.

- Известно, что в святоотеческой традиции люди, начинавшие оглашение, в течение 2-3 лет назывались «слушающими» а потом переходили в разряд «просвещаемых». Как Вам кажется, что может соответствовать этому в современной практике катехизации?

Олег Глаголев: Я не знаю «современной практики катехизации», кроме одной, поэтому мне трудно судить. Я знаю два способа воцерковления людей. Первый, когда человек приходит, впитывает на каком-то приходе христианские традиции и формы, улучшает (особенно вначале) свою совесть и обретает в своей жизни еще одно измерение - духовное. Возможно, это и есть современные «слушающие», если он и впрямь слушает свое сердце и внимает молитве и слову Писания, тогда Господь обязательно поставит такого человека перед выбором, скажет ему «оставь все и следуй за Мной», согласившиеся становятся просвещаемыми. Отказавшиеся покидают разряд слушающих, а чаще всего и предшествующий ему - «ищущих», и переходят в «кающиеся» до самой смерти.

 

о. Петр МангилевПротоиерей Петр Мангилев, проректор по учебной работе Екатеринбургской семинарии: Применять нормы древности к современной ситуации, наверное, было бы не совсем правильно, потому что современный человек живет в рамках остатков христианской культуры, и какие-то предварительные сведения сообщаются ему самой средой (или до недавнего времени ею сообщались). Человек, прошедший даже советское школьное образование и прочитавший художественные произведения русской литературы, воспитанный в традиционных нравственных устоях, был в какой-то мере приготовлен к тому, чтобы с ним можно было говорить о вере. Пока общество оставалось традиционным, была сформирована некая «система координат», в которой можно было плодотворно вести разговор. Сейчас все резко меняется, и эта система координат разрушается резко и решительно, год от года все быстрее, поэтому опыт, который есть в этой сфере жизни Церкви, должен корректироваться. Понятно, что принципиальные положения, содержание того, что человек должен узнать, сохраняются. Но ведь нужно исходить из того, насколько человек реально приготовлен. В древности ведь тоже было по-разному. Когда апостол Филипп приступил и прилепился к колеснице, в которой ехал евнух, казнохранитель эфиопской царицы, тот читал пророка Исаию (Деян 8:26-39). То есть он был человеком приготовленным, он жил в традиции, готовый к тому, чтобы услышать о Христе. Понятно, что с язычниками нужно было поступать по-другому, то есть их нужно было вводить в ту систему координат, в которую люди, воспитанные в традиции Ветхозаветной Церкви, уже были введены. И поэтому работа с язычником предполагала более длительный срок. В то же время, если язычник был иудейским прозелитом, то есть ходил в синагогу, слышал Писание, то он был готов услышать скорее и скорее крестился. С кем-то нужно было больше времени, с кем-то меньше. Наше общество все-таки устроено на основании христианской культуры. И здесь тоже, наверное, нужно разное время в зависимости от того, насколько человек сам готовился. Та среда, в которой он вырос и воспитался, семейные устои - они разные, к этому надо применяться.

Сегодня нужно учитывать еще одну вещь. Когда мы пытаемся говорить о вере, мы ориентируемся на человека, получившего полное среднее образование, считая, что за этим образованием стоят некоторые реальные знания в определенном объеме, что человек усвоил какие-то понятия и в этих понятиях способен мыслить, и мы от них отталкиваемся. Но сейчас приходится сталкиваться с тем, что даже человек, получивший диплом о высшем образовании, не осваивает этих культурных понятий. Это иногда способно даже в ступор вводить, потому что неясно, «от чего» говорить, какой язык применять, если человек русского языка не понимает. Просто правильная литературная речь для него оказывается сложной. И это реальность нашей жизни. Я думаю, что наша средняя и даже высшая школа будет выдавать именно этот результат. Этого, может быть, не видно в большом городе, не видно там, где существует та или иная христианская община, сформированная из людей, получивших высшее образование, некий «элитарный клуб», где говорят  о вопросах веры в одном ключе и исходя из одной культурной подготовки. Но на самом деле жизнь богаче, и люди разные, и в этом проблема. Церковь-то должна собирать всех, даже тогда, когда мы разделены по культурным сегментам. Это вообще проблема современного общества - разобщенность, неспособность чувствовать единство человеческого рода.

Самое же главное - человек должен ответить для себя на вопрос, зачем он живет и что для него главное в жизни. И как-то о смыслах в своей жизни задуматься, смысл искать и находить, осмысливать свою жизнь, вводить её в рамки подлинного смысла.

Другая сторона - методическая - то, с чего мы начали: как это правильно вести, как это организовать, и тут все культурные, образовательные моменты оказываются важными, потому что мы берем людей с конкретным культурным, социальным опытом, и говорить с ними мы должны именно исходя из того, каков это опыт. Сейчас разделенность, замыкание на себе усилились, в том числе и в церковной жизни, причем факторы внешние, которые не были довлеющими, начинают таковыми быть и в церковной жизни тоже. Замыкание - вещь опасная и неправильная, ведь Церковь объемлет всех. Разобщение людей есть свидетельство усугубления греховной жизни в обществе. И стремление к единству, неравнодушие и видение в другом человеке такого же человека как я - оно и являет плод преодоления греховного устроения. Стремление двигаться навстречу другому человеку свидетельствует, что не все еще в сердце человека умерло, еще есть там место для  Бога.

 

- Отец Петр, какие трудности чаще всего испытывают новые прихожане, когда учатся общей церковной молитве и жизни? И что Вы как пастырь делаете, чтобы прихожане знали и полюбили молитву и чтение Писания?

О. Петр: Во-первых, человек должен начать хотя бы немного, но регулярно молиться. То есть утреннее и вечернее правило - не обязательно сразу в полном, а в реально исполнимом для человека объеме - но обязательно регулярно, каждый день. И важно, чтобы к молитве, молитвослову добавлялась и молитва о конкретных нуждах и проблемах человека, чтобы он молился о своем и понимал, что он о своём молится. Важно также регулярно читать Священное Писание и что-то святоотеческое. Опять же, этого не должно быть много, но это должно быть регулярно. Читать можно даже не главу в день, а смысловой отрывок, несколько стихов - сколько человеку посильно. Иногда прочитать смысловой отрывок бывает полезнее, чем целую главу, потому что это может отвечать на конкретный вопрос и нужды человека в сегодняшний день. Так Господь устраивает, что иногда ответы на конкретные вопросы сегодняшнего дня открываются человеку в этом чтении.

C о. Петром Мангилевым беседовал Олег Глаголев


25 - 27 мая Свято-Филаретовский православно-христианский институт проводит VI богословско-практическую конференцию

«Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"»

Конференция продолжает тему прошлого года - возрождение катехизации в русле святоотеческой традиции. В этом году планируется перейти от общих вопросов определения цели катехизации, ее значения, критериев оценки качества и др. к рассмотрению практических проблем, связанных с началом катехизации.

Предполагается подробно обсудить следующие вопросы

- Какова должна быть длительность оглашения «слушающих» сейчас?
- От чего зависит длительность оглашения?
- В чем основное содержание оглашения?
- Каковы главные вехи?
- Чем характеризуется связь со святоотеческой традицией?
- Как оглашение проходит у различных категорий «слушающих» - социальных, образовательных, возрастных и т.п.?
- Как правильно оценить качество катехизации во время первого этапа, готовность катехумена к переходу на второй этап, т.е. оглашение «просвещаемых»?

Адрес оргкомитета конференции:

Москва, 105062, ул. Покровка, д. 29, оф. 38, Свято-Филаретовский институт

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Тел. для справок: +7 (495) 623-03-80, 625-77-86

Председатель оргкомитета ученый секретарь СФИ проф. А.М. Копировский

КИФА №6(128) апрель 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!