gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.04.2011 г.

Новая модель отвечает требованиям современности

Священный Синод одобрил Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования

Вступительные экзамены
Вступительные экзамены в Московскую православную духовную академию (фото с сайта mpda.ru)
На состоявшемся 22 марта 2011 года заседании Священного Синода было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви.

В ходе реформы Учебный комитет при Священном Синоде разработал новую модель системы духовного образования, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви; также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования.

Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе в феврале 2011 г. Архиерейский Собор одобрил предложенную модель и поручил Учебному комитету, после подготовки соответствующих документов, направить их на утверждение Священного Синода.

Священный Синод на заседании 22 марта постановил одобрить:

- Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования;
- Бакалаврскую программу духовных учебных заведений;
- Магистерскую программу духовных учебных заведений;
- Положение об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования;
- Положение об ученых званиях и штатных должностях.

Синод поручил Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты, полученные в процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви, и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.

Патриархия.ru


Священный Синод принял ряд решений по вопросам церковной жизни

Решением Священного Синода образованы новые епархии Русской Православной Церкви:

- Пятигорская и Черкесская епархия (включающая приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии);

- Владикавказская и Махачкалинская епархия (включающая приходы республик Северной Осетии - Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни).

Переименованы епархии:

Архиереям Ставропольским и Владикавказским определено впредь иметь титул Ставропольский и Невинномысский.

Епископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру определено впредь иметь титул Бакинский и Азербайджанский.

Произошло множество новых назначений и перемещений в рамках епископата РПЦ:

Епископом Пятигорским и Черкесским определено быть епископу Смоленскому и Вяземскому Феофилакту. На Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру назначен архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима.

Епископом Ставропольским и Невинномысским назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл, викарий Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Епископом Элистинским и Калмыцким определено быть архимандриту Зиновию (Корзинкину), клирику Курской епархии.

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.

Решением Синода возглавить вдовствующую Вятскую и Слободскую епархию определено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку.

На Хабаровскую и Приамурскую кафедру назначен архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.

Епископом Петропавловским и Камчатским определено быть игумену Артемию (Снигуру), наместнику Михаило-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Ордынского района Новосибирской области.

В связи с назначением епископа Смоленского Феофилакта на кафедру Пятигорской епархии епископом Смоленским и Вяземским определено быть епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону, викарию Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

По состоянию здоровья митрополит Челябинский и Златоустовский Иов почислен на покой. Местом его пребывания определен город Москва.

Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об освобождении его от должности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Комиссия была образована в 1989 году во исполнение решения Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года. За истекший период на основании трудов комиссии, действовавшей под бессменным председательством митрополита Ювеналия, к лику святых Русской Православной Церкви были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских. Священный Синод выразил ему глубокую благодарность за плодотворные труды на должности председателя Комиссии. Новым председателем Синодальной комиссии по канонизации святых назначен епископ Троицкий Панкратий, викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

На заседании Священного Синода было утверждено «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат». В нем, в частности, говорится: «Каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений, налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. <...> С целью укрепления канонической традиции в Русской Православной Церкви определяется:

1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение.

2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом, либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана».

3. В случае если, по мнению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято с него досрочно.

В положении также сказано: «При почислении клирика за штат (на покой), соответствующий указ следует формулировать следующим образом: «Имярек почисляется за штат (или на покой) N-ской епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне N-ской епархии до направления отпускной грамоты в иную епархию <...> Правящим архиереям, в епархиях которых служат заштатные клирики иных епархий, надлежит до 1 декабря 2011 года урегулировать их положение, запросив на них отпускные грамоты и личные дела, либо сообщив им о невозможности служить в пределах их епархий <...> К 01.07.2011 г. всем епархиальным архиереям надлежит направить в Управление делами Московской Патриархии информацию о запрещенных в епархии клириках, о заштатных клириках епархии, а также о заштатных клириках других епархий, служащих в данной епархии, - по состоянию на 01.05.2011 г». Положение направлено в епархии для исполнения.

 

Еще одним решением стало создание Высшего Церковного Совета, с инициативой создания которого выступил на Архиерейском Соборе в феврале 2011 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

 По материалам журналов заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года и сайтов Благовест-инфо, Патриархия.ru


Три века духовного самиздата

Смысл выставки, открывшейся 16 марта в выставочном зале мемориального комплекса «Медное» в Твери (ул. Симеоновская, 39), ясен из ее названия: «Слово изреченное: три века русского духовного самиздата». В наше время, когда многие люди перестают читать и верить слову, и устному, и печатному, важно помнить эпоху, когда слово ценилось очень дорого и за него порой платили жизнью.

Выставка «Слово изреченное...» посвящена малоизученной теме неформального издания духовных текстов в условиях официального запрета на их публикации. Впервые в Твери показываются подлинные шедевры самиздата XVIII, XIX и ХХ веков, в том числе уникальные документы старообрядцев. Каждый из них - со своей неповторимой, подчас драматической историей и часто связан с биографией автора, жившего ярко и свободно.

Экспонаты выставки дают возможность прикоснуться к пласту истории, незнакомому большинству наших современников. Здесь печатные и рукописные духовные тексты православных и старообрядцев разных согласий, документы и фотографии, а также подлинные предметы быта.

К открытию в Твери выставку готовили представители Преображенского содружества малых православных братств Оксана Иванова (Екатеринбург) и Игорь Корпусов (Тверской госуниверситет), а также заместитель директора МК «Медное» по науке Елена Образцова и научный сотрудник этого мемориала Иван Цыков, сотрудники объединения «Культурное событие» и Екатеринбургской православной духовной семинарии.

Открывая выставку, Елена Николаевна отметила натуралистичность экспонатов и полное отсутствие помпезности в них. Вместе с тем за сдержанностью тона и фона выставки явственно виден конфликт духовности и официальности, противодействие глубокого религиозного чувства могущественной государственной машине.

Игорь Корпусов начал с изречения Осипа Мандельштама, жившего в Твери и до революции, и в 1930-х годах: «В России слово ценится дорого, за него убивают».

- За невзрачными на вид экспонатами кроются драматичные истории и судьбы людей, жаждавших живого слова, - продолжил Игорь Михайлович. - Они читали, хранили его, передавали другим, несмотря на то, что могли поплатиться за него карьерой, свободой, а подчас и жизнью. Эту святую любовь, внимание к слову просто необходимо донести до современных поколений, до тех, в чьей личной памяти не запечатлелось такое почитание слова, доходящее до самопожертвования. Важно донести до молодежи то, как наши предки искали духовную свободу. Будем помнить, что за этими экспонатами - и судьбы соотечественников, живущих сегодня рядом с нами.

Как создавалась выставка, достойно отдельного рассказа. На ней представлены целые комплекты духовного самиздата, например, из Свято-Филаретовского православно-христианского института, но значительная часть собрана из единичных пожертвований простых людей из разных городов России и зарубежья. Именно члены Преображенского содружества и собирали редчайшие экспонаты.

О том, что духовный самиздат помогал преодолевать страшное давление безбожного государства, говорил и директор Тверского филиала РГГУ доцент Владимир Лавренов, член Государственного геральдического совета при Президенте России.

На редчайших фотографиях - подпольные типографии и съезды старообрядцев, старушки, от руки переписывавшие толстенные книги, и монахини, ведущие жизнь неявную, но отвечающую духовным потребностям глубоко верующих людей. А в углу кожаный портфель и авоськи с запрещенной властями духовной литературой.

... Первую экскурсию по выставке провела представительница объединения «Культурное наследие» Оксана Иванова.

На церемонии открытия присутствовали члены клуба жертв политических репрессий «Достоинство» (руководитель Галина Погудкина), крупнейший знаток биографии святой благоверной княгини Анны Кашинской кандидат наук Галина Гадалова (ТвГУ), заведующая отделом областной библиотеки имени Горького Татьяна Лобачева и многие другие. Выставка будет работать до 16 апреля, а затем предполагается открытие выставки «Неперемолотые», которая пробудет в Твери до лета.

По материалам статьи Игоря Мангазеева в газете «Вече Твери»


Новый перевод Евангелия от Матфея обсудили на кафедре Священного писания и библейских дисциплин СФИ

24 марта 2011 года на кафедре Священного писания и библейских дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института состоялся семинар, посвященный обсуждению нового, еще не завершенного перевода Евангелия от Матфея.

Этот перевод - плод многолетнего труда Михаила Селезнева, кандидата филологических наук, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры (1991-2010 - главный редактор Российского библейского общества, 1996-2010 - руководитель проекта РБО по переводу книг Ветхого Завета на современный русский язык) и помогающих ему переводчиков, среди которых - Анна Шмаина-Великанова, Ирина Левинская и другие известные специалисты.

Важной особенностью настоящего перевода является то, что авторы работали в русле существующей русской церковной переводческой традиции, учитывая опыт и особенности наиболее широко используемых переводов Священного писания, прежде всего - синодального.

Для новых евангельских переводов, претендующих на широкую, общенациональную, в том числе церковную, аудиторию, чрезвычайно важно их обсуждение в среде не только профессионалов, но и верующих людей. Участники семинара - специалисты по библейским переводам, филологии и библеистике - выразили надежду на то, что СФИ сможет и в дальнейшем быть площадкой, предоставляющей возможность церковного и в то же время профессионального обсуждения новых переводов Священного писания. Следующий семинар, посвященный обсуждению данного перевода, состоится в ближайшее время.

Информационная служба СФИ


Выходит в свет первое полное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского)

Издание, озаглавленное «Сочинения, письма, жизнеописание», появится в рамках книжной серии «Русская богословская библиотека».

Епископ Михаил (Грибановский) (1856-1898), глубокий и оригинальный мыслитель, до сих пор, к сожалению, мало известен современному читателю. Владыка Михаил принадлежал к тому новому поколению русских богословов, которое сформировалось в 1880-х годах XIX столетия, усвоив, с одной стороны, достижения современной (западной и русской) философии, а с другой - провозгласив решительный «возврат к отцам». Будучи человеком глубокой молитвенно-созерцательной жизни, он принимал мало участия в церковно-общественной деятельности той эпохи, но в известном смысле дал скрытый импульс многим важным процессам, приведшим в конечном счете к Cобору 1917-1918 гг.

В книгу вошли все опубликованные до революции сочинения и письма владыки (из неопубликованного к числу наиболее значительных утрат на сегодня следует отнести кандидатскую диссертацию владыки Михаила о Гераклите и его дневники), а также весьма подробное «Жизнеописание», составленное его другом и почитателем А.И. Леонтьевым. Кроме того, в приложениях помещены воспоминания и отклики на кончину владыки Михаила и некоторые статьи и проповеди митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся ко времени знакомства и дружбы двух выдающихся иерархов.

Открывают издание статьи доктора исторических наук Н.Н. Лисового и кандидата богословия священника Павла Хондзинского, посвященные жизни и наследию епископа Михаила.

Следует отметить, что выходившие до сих пор переиздания отдельных его трудов и переписки в новейшее время никогда не комментировались и в лучшем случае воспроизводили лишь дореволюционный комментарий. В настоящем издании эти комментарии практически полностью сохранены, уточнены и значительно дополнены Н.Н. Лисовым и редактором Ж.П. Григорьевой, кандидатом богословия В.П. Легой, которым прокомментированы философско-богословские аспекты сочинений владыки Михаила «Истина бытия Божия» и «Лекции по введению в круг богословских наук».

Патриархия.ru


В мире за веру преследуют прежде всего христиан

Изучив 33 страны, британский отдел католической организации «Помощь нуждающейся церкви» (Aid to the Church in Need) в своем отчете за 2011 год под названием «Гонимые и забытые? Отчет о христианах, преследуемых за веру» сообщил, что 75% религиозных преследований приходится на долю христиан, при этом большинство преследований происходило на Ближнем Востоке, в Африке и Азии.

Отчет также сообщает, что кроме общеизвестных стран - Китая, Ирана, Северной Кореи и Саудовской Аравии - случаи религиозных преследований зафиксированы в таких странах, как Венесуэла, Зимбабве и даже Святая Земля. Христиане сталкиваются с сильными гонениями в 22 странах среди рассмотренных 33, причем наихудшая ситуация для верующих сложилась в таких странах, как Египет, Ирак, Нигерия и Пакистан. По данным отчёта, сто миллионов христиан во всем мире подвергаются гонениям.

В отчете также указывается, что христиане являются мишенью растущего национализма в таких странах, как Бирма, Индия, Шри-Ланка.

Член Католической церкви Энн Виддекоумб, известный британский политик, с недавнего времени - специальный посланник по религиозной свободе христианской организации «Помощь нуждающейся церкви» - сказала, что она «все больше обеспокоена» сообщениями о запугивании и жестокости по отношению к христианам. Она также подчеркнула несостоятельность попыток британского правительства защитить права религиозных меньшинств в собственной стране и его тенденцию не замечать преследований христиан в других странах.

«Пора поднять наши головы и заступиться за христиан, страдающих за свою веру», - сказала она. «Я рада поддержать работу организации "Помощь нуждающейся церкви", которая много делает, чтобы помочь преследуемым христианам».

Британский кардинал Кит Обрайен из Эдинбурга недавно назвал преследования христиан «самым большим скандалом по правам человека нашего поколения».

Седмица.ru


Католическую Церковь Австрии покинуло рекордное со времен Второй мировой войны число верующих

«В Австрии в 2010 г. покинули Католическую Церковь так много ее членов, как никогда со времен Второй мировой войны», - заявил на весеннем пленарном заседании Католической конференции австрийских епископов кардинал Кристоф Шенборн, архиепископ Венский, сообщил сайт domradio.

В прошлом году Католическую Церковь в Австрии оставили 87 393 ее члена, что является самым высоким показателем с 1945 г. Основные причины массового ухода - злоупотребления и скандалы среди клира, заявил кардинал Кристоф Шенборн.

В настоящее время общее число католиков в Австрии составляет 5,45 млн человек, что на 1,4 % меньше, чем в 2009 г.

Кардинал Шенборн призвал к «открытой дискуссии» по всем спорным вопросам церковной жизни.

Епископ Майнца кардинал Карл Леманн констатирует, что ежегодно диоцез Майнца «теряет по численности большой церковный приход», в среднем около 4500-5000 человек.

Епископ призвал «проявлять заботу о каждом решившем покинуть Церковь человеке». Кардинал Леманн настаивает на необходимости бесед с каждым оставляющим Церковь католиком.

Заботу о каждом выразившем готовность покинуть Церковь кардинал обозначил как одну из важнейших пастырско-миссионерских задач. «Не только священнослужители, но каждый христианин должен проявить участие в жизни людей, решивших покинуть Церковь», - призвал епископ Майнца в пастырском послании от 20 марта, которое было озвучено во всех приходах диоцеза.

Кардинал считает, что каждый священник, теряющий прихожан, может приглашать их для беседы о причинах выхода из Церкви: «Если в ходе разговора прихожанин показывает твердость своих намерений, то, по крайней мере, человек будет знать, что Церкви его судьба небезразлична».

Следует упомянуть также, что в последнее десятилетие примерно 300 человек ежегодно возвращались в Католическую Церковь или становились ее членами через таинство Крещения. В 1990-е гг. их число равнялось примерно 400 в год.

Кардинал четко указал на последствия выхода из Церкви, заявив, что после этого невозможно никакое участие в таинствах: покинувший Церковь не может ни стать крестным, ни просить совершить над ним отпевание в случае смерти, если он не раскается.

Наконец, кардинал подчеркнул, что оставивший Церковь может «в любое время вернуться». Однако это не должно быть пустой формальностью: «необходимо глубокое раскаяние и готовность к внутренним переменам».

Воссоединение с Церковью происходит в присутствии священника и двух свидетелей.

По материалам сайта Седмица.ru


Религиозные лидеры и чиновники подвели первые итоги преподавания основ религиозных культур и светской этики

Представители традиционных религий и Министерства образования и науки РФ высказали свои замечания, выводы, пожелания к эксперименту по введению в средней школе курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и ответили на вопросы прессы в конференц-зале ИТАР-ТАСС 23 марта. В обсуждении участвовали председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Зиновий Коган, представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Андрей Глоцер и представитель Минобрнауки РФ Елена Романова.

«Нравственное воспитание необходимо детям любого возраста», - считает епископ Зарайский Меркурий. Он напомнил, что «духовно-нравственное воспитание личности» входит в федеральный образовательный стандарт нового поколения. Годичный курс «Основ религиозной культуры» «не закроет все бреши» в воспитании детей, считает епископ. Он озвучил предложение преподавать в младших классах «общие основы нравственности: сострадание, милосердие, заботу о родителях», в средней школе говорить о религиозной культуре, к которой принадлежат родители школьника, а в старших классах проводить сравнительный курс религиоведения.

Напряженное обсуждение вызвал, казалось бы, обыденный вопрос о статистике: каким «спросом» пользуются разные религиозные модули. Муфтий Альбир Крганов привел данные о Чувашии: несмотря на то, что в регионе живет много мусульман, самыми востребованными оказались курсы светской этики и основ православной культуры. Основы мусульманской культуры в сентябре 2010 года начали изучать всего лишь 1,8 % школьников. Елена Романова из Минобрнауки заявила, что задача министерства не считать детей как «поголовье», а предоставить родителям возможность выбора между разными религиозными направлениями. Очень мало родителей и школьников во время апробации в 21 регионе выбрали курс «Основы иудаизма». Не так много традиционных еврейских семей живет в этих регионах, констатирует З. Коган, а дети из таких семей уже знают все то, что составляет ознакомительный курс по иудаизму для школьников и поэтому предпочитают учить «основы мировых религий». По его оценке, в больших городах, где живет много евреев, большая часть школьников будут изучать иудаизм.

Зиновий Коган констатировал, что в русских и еврейских семьях, в отличие от мусульманских семей на Северном Кавказе, утрачена традиция семейного воспитания. Для него главная задача курса «Основы религиозной культуры» - вернуть ребенка к своим корням. Курс «ОРК СЭ» методически построен так, чтобы ребенок обсуждал новую информацию и трудные вопросы с родителями, отметила представительница Минобрнауки. Благодаря этому родители смогут наверстать упущенное, сказал епископ Меркурий. «Возможно, школьный курс для детей поможет родителям прийти в свои традиционные общины - храмы, мечети, синагоги», - надеется З. Коган.

До сих пор не решена проблема с учебными пособиями по новому курсу, так как многие из них написаны поспешно и до сих пор не отредактированы. Муфтий Альбир Крганов сказал, что учебник, подготовленный учеными Московского исламского университета, необходимо «скрасить», сделать более доступным для детей. Андрей Глоцер, один из авторов учебника «Основы иудаизма и светская этика», признает, что редакторы допустили в нем много ошибок. Представители Русской православной церкви напомнили о «вакууме» методических пособий для учителей, в том числе хрестоматий, иллюстративного материала. «Редактировать учебники начнут уже в апреле, - заявила Елена Романова - Для этого уже сформировано «методическое объединение»: авторы учебников, представители РАН, РАО, которые исправят ошибки и дополнят пособия авторскими методиками учителей региональных школ». Предложения о поправках, по словам чиновника, должны быть готовы к сентябрю.

Самым положительным результатом на сегодня, по словам епископа Зарайского Меркурия, стало то, что новый предмет не провоцирует межрелигиозной розни: «Представители разных конфессий, чиновники и педагоги научились общаться». По словам Е. Романовой, сейчас разрешены проблемы, с которыми сталкивались учителя и ученики в начале учебного года: были допечатаны тиражи учебников, которых катастрофически не хватало. А. Глоцер напомнил о жалобах родителей, которых «уговаривали» выбрать общий для всех модуль, так как у школы не хватало педагогов, чтобы вести основы разных религий. По его мнению, это не проявление антисемитизма, а распространенная административная проблема, которую можно решить.

Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал о рекомендациях, которые были даны регионам в результате мартовского заседания координационного совета по взаимодействию с религиями при президенте РФ. В частности, совет рекомендовал региональным управлениям образования активнее разъяснять суть эксперимента его участникам - родителям и педагогам.

Справка: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Елена Мартьянова Благовест-инфо

КИФА №5(127) апрель 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!