Как нести людям веру? Доклад профессора Давида Гзгзяна, заведующего кафедрой миссиологии, катехетики, гомилетики; богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института, члена Межсоборного присутствия Русской православной церкви, на секции «Миссионерская ответственность мирян» XIX Международных Рождественских образовательных чтений.Основания миссионерской деятельности, особенно среди мирян, обсуждаются не так часто, как хотелось бы. Между тем, именно в этот исходный пункт многое упирается. Прояснение его может пролить свет на то, что и как надо делать, чтобы миссионерские усилия были адекватными и достигали результата. Главным основанием всякой миссии является личный опыт человека Именно наш индивидуальный опыт должен выходить на первый план, когда мы несем людям свою веру. Миссионер, в первую очередь, предъявляет окружающим самого себя. Такого себя, который наделен даром пробуждения к вечной жизни со Христом Воскресшим, который этим даром дорожит, им питается и ответственно свидетельствует об этом. И кто может, понимая все свое несовершенство и греховность, видеть, как этот дар веры способен действовать в душе человека. Очень часто бывает, что миссионерское усилие, даже при самом благом желании, начинается не с этого, а откуда-то с середины. Метод «оглушения догматикой» Очень яркий пример, когда миссионер с первых слов начинает уверенно рассуждать о православной догматике. Когда вся мощь и историческое богатство православного догматического богословия обрушивается не просто на неокрепшее, а принципиально не готовое сознание человека. Слушатель, может быть, впервые сталкивается с миром веры Христовой, а его «оглушают». Делая так, можно достичь результата, прямо противоположного желательному. И хотя никакой формальной ошибки совершено не будет, поскольку никто против истины не погрешил, ничего плохого не сказал, усилие миссии может быть провалено. Человеку будет совершенно непонятно, что ему теперь делать с объемом информации, который на него свалился. «Невероятно приветливая» Церковь Точно так же бывает несостоятелен противоположный вариант - применение так называемых миссионерских технологий, которые, как правило, рассчитаны на быстрый эмоционально-психологический результат, и, как нередко бывает, заимствованы из иноконфессиональной миссионерской практики. Тут обычно рассуждают с обратных позиций: нечего нам говорить о вещах сложных, догматических, давайте будем привлекать! Давайте сделаем так, чтобы людям было интересно! И нельзя сказать, что это совсем неправильно. Но здесь мы рискуем за скобки вынести самое главное, а именно то, с чего я начал - опыт личной веры. В стремлении сделать церковь привлекательной, невероятно приветливой, обходительной, сделать так, чтобы двери были широко раскрыты, мы можем забыть о таких качествах нашей веры, как глубина и требовательность к человеку. Можно, например, проводить длительные, интересные и познавательные миссионерские экскурсии по храмам или иконописным выставкам и потерять из виду самое главное - цель - воцерковление человека, его жизни. Таким образом, можно получить другой случай, когда содержание миссионерского усилия и его предполагаемые цели и основания не совпадают. То, чем живём сами Думается, что если бы мы в своем свидетельстве исходили из того, чем живем сами, из тех отношений, которые сложились с Богом у нас лично, не оглядываясь на сиюминутные обманчивые успехи и не заслоняясь от живого человека вероучительными назиданиями, то и образ миссионера, как и образ всей нашей Церкви, был бы другим. Может быть, как раз таким, которого ждут, но который встречается куда реже, чем хотелось бы. Здесь уместно будет вспомнить и о том, что и внутри церковной ограды мы, православные христиане, должны были бы узнавать друг друга именно по такому опыту богообщения, который открывает нам путь к сердцу ближнего и без которого не может быть полноценной жизни по вере. Ведь нам хорошо известно, что единство веры всегда было залогом убедительного свидетельства миру о Христе Воскресшем. И нам стоит сегодня в своем миссионерском усилии больше сосредотачиваться не столько на формально-догматическом, сколько на реальном и одновременно мистическом опыте единства, предоставляя современному миру такое же убедительное свидетельство силы христианской веры, какое покоряло сердца многих в древности: «Посмотрите, как они любят друг друга!»
Читайте также: Вырастут ли за пост крылья за спиной? Масленица: уход от бытового язычества Источник: Православие и мир |