Противостояние Об архиепископе Ермогене (Голубеве) вспоминает протоиерей Павел Адельгейм Хиротонию во иеромонаха будущий архиепископ Ермоген принял от Патриарха Тихона. Длительное время он был членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры, а потом её настоятелем. Монашеская жизнь протекала мирно, потом настоятеля арестовали1. Он получил 10 лет лагерей (по болезни провел в лагерях 8 лет). После освобождения2 приехал в Ташкентскую епархию, которой тогда управлял архиепископ Гурий (Егоров). Архимандрит Ермоген был назначен настоятелем собора в Самарканде, где прослужил до 1953 года. Между архиереем и архимандритом Ермогеном было некоторое соперничество. Владыка Гурий его «прижимал», и владыка Ермоген говорил: «Если стану архиереем, и владыка Гурий будет зависеть от меня, я поступлю иначе». Такая возможность скоро представилась. Владыка Гурий лишился кафедры и на некоторое время оказался за штатом. Архимандрит Ермоген принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Ташкентскую кафедру. Замечательна была «архиерейская месть». Владыка Гурий тяжело переживал лишение кафедры, и епископ Ермоген всячески его поддерживал, стараясь облегчить его скорбь. Владыка Гурий получил новое назначение и сохранил о епископе Ермогене благодарную память. Архиерейское служение митрополита Гурия завершилось на Ленинградской кафедре. Памятником архиерейского служения архиепископа Ермогена в Ташкенте остался построенный им кафедральный собор. Собор, существовавший до того времени в Ташкенте, был невелик и совсем не походил на кафедральный собор. Владыка решил построить новый собор. Был конец 1950-х, когда не только строительство, но и косметические ремонты храмов запретили. Чтобы не остаться вообще без собора, Владыка не разрушил старый храм, а выстроил новый храм над старым, остававшимся внутри нового. Владыка заложил новый фундамент, возвел стены, а когда строительство подошло к концу, старый собор по частям вынесли из нового здания3. Возведение кафедрального собора на месте небольшого храма в центре Ташкента выглядело как серьёзный политический просчёт уполномоченного по делам Православной церкви при Совете министров УзбССР. Уполномоченный Вороничев почувствовал себя уязвлённым и возненавидел архиепископа. С этого события началось трёхлетнее противостояние, закончившееся лишением архиерейской кафедры. Двухпрестольный храм вмещал до трёх тысяч народа. В то время на миллионный Ташкент было всего четыре храма, и места для людей не хватало. Благодаря уникальным талантам и помощи Божией, Владыка сумел собрать значительные средства, которых оказалось достаточно не только для строительства собора, но и для его великолепного интерьера: мраморного иконостаса с иконами и золочёными вратами, бронзовыми люстрами и просторными хорами. Сам Владыка часто служил священническим чином в будние дни. Торжественные встречи и облачения на средине храма совершались по большим праздникам. В воскресные дни он чаще облачался в алтаре, и выходил на середину храма в саккосе. Когда он не служил, всегда стоял вне алтаря, на солее, где за иконой было установлено для него кресло. Архиепископ Ермоген организовал в Ташкенте церковную гостиницу для приезжавшего духовенства и в каждом приходе приобрёл приходские дома для проживания священника. В пятьдесят седьмом году он построил собор4, а в шестидесятом его лишили кафедры. Мне, слава Богу, довелось попасть в Ташкент в 1959 году, получить от него дьяконское рукоположение и послужить при нем в кафедральном соборе дьяконом. Владыка не только построил собор. Он наполнил его жизнью, собрал вокруг себя достойное и просвещённое духовенство, обеспечил богослужение качественной проповедью. Обычно проповедовал он сам или архимандрит Борис (Холчев)5. Отец Борис был замечательным проповедником. Много лет он был целибатным священником. Когда владыка Ермоген постригал его в монашество, он не стал изменять его имя и сказал: «Ты всегда был монахом и всегда жил монашеской жизнью, поэтому я не стану менять твоё имя». Святейший Патриарх Алексий I предполагал объединить под омофором архиепископа Ермогена Ташкентскую и Казахстанскую епархии. Было решено назначить архимандрита Бориса викарным епископом в Алма-Ата. Возникала огромная епархия из четырех республик, в которой открывался простор для кипучей деятельности владыки Ермогена. К сожалению, произошли принципиальные перемены, изменилась политика, началось хрущевское гонение. Владыка прежде переписывался с Карповым и с Хрущевым. Теперь взаимоотношения прекратились. Владыку Ермогена, который был стержнем духовной жизни в Ташкенте, лишили кафедры и сослали в Жировицкий монастырь. Так закончился ташкентский период его деятельности. ----------------- 1. 18/5 октября 1926 года архим Ермоген (Голубев) по избрании братии Киево-Печерской Лавры и утверждении зам. Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия назначен настоятелем Лавры, которая в то время насчитывала 600 с лишним человек. Когда лаврские храмы захватили обновленцы, он продолжал независимо от них руководить братией Лавры. Видимо, именно это привело к тому, что в 1931 году его арестовывали «за антисоветскую деятельность». 2. В 1948 году. 3. «Разрешение на такое строительство получить от властей было невозможно. Тогда Владыка... берет разрешение на реставрацию старой церкви, находящейся в приспособленном здании и тут же начинает стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы. Власти опомнились, начались запросы, выяснения, согласования. Пока громоздкая бюрократическая машина со скрипом двинулась и строительство запретили, было уже поздно - храм стоял». Священник Андрей Безбородов, «Православный христианин» N3, 1999. 4. Освящение состоялось 11 декабря 1957 г. 5. Отец Борис был учеником оптинского старца Нектария. Член мечёвской общины. В 1941 году о. Сергий Мечёв, предчувствуя свою близкую гибель, возложил на него заботу о своих духовных чадах. Владыка Ермоген (Голубев Алексей Степанович) родился 3 марта 1896 года в г. Киеве в семье профессора Киевской духовной академии и университета С.Т. Голубева (доктора церковной истории). В 1919 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия. 10/23 июля 1922 года возведен в сан архимандрита и назначен киевским епархиальным миссионером. Во время хрущевских гонений архиепископ Ермоген выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV - «О приходах». В своем отзыве на решения Собора он высказал мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так и в хозяйственной жизни своего прихода. Это мнение преосвященного не было принято Св. Синодом, и 25 ноября 1965 года он был уволен на покой в Жировицкий монастырь с правом служения в нем. Архиеп. Ермоген не успокоился на этом и продолжал письменно обращаться и к патриарху Алексию (Симанскому), и в Синод, а также к другим архиереям со своими предложениями по вопросам приходской жизни и по другим церковным вопросам. Переписка эта попала за рубеж и была опубликована. После этого Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность архиеп. Ермогена как неполезную для Русской православной церкви. Ему было определено жить на покое в Жировицком монастыре в ведении преосвященного Минского и Белорусского Антония (Мельникова) с предупреждением, что если он будет продолжать подобную деятельность, то к нему будут применены меры прещения. Скончался архиепископ Ермоген в 1978 г. от сердечного приступа в праздник Благовещения. Справка подготовлена по материалам сайта «Русское православие» КИФА №4(126) март 2011 года |