gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Поиск статьи
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.03.2011 г.

«Он представлял собой явление необычайное и исключительное...»

Отец Александр Ельчанинов - один из выдающихся деятелей русского религиозного возрождения XX века. Он был удивительным пастырем, который в непростых условиях эмиграции сумел найти ключ к сердцам многих людей, потерявших веру, оказавшихся не по своей воле вдалеке от родины, лишившихся всего и вынужденных каждый день тяжело трудиться, чтобы прокормить себя и свои семьи. Протоиерей Сергий Булгаков писал о нем как о священнике: «Он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания».

Значительную часть паствы отца Александра составляли молодые люди, которым он помогал избавиться от уныния, помогал заново обрести веру и надежду. Во всех перипетиях революции, войны и эмиграции молодежь легко теряла веру в Бога и Церковь, теряла ориентиры, доверие авторитету старших, и потому любому человеку, решившемуся взять на себя труд попечения об этих людях, приходилось заново раскрывать им путь следования за Христом, путь к осознанному и ответственному вхождению в Церковь. О. Александр писал о современной ему молодежи: «Вот несколько впечатлений от моего общения с молодежью - выросшие в условиях революции, войны и эмиграции, молодые часто нервно неустойчивы, но практичны, реалисты; малый опыт добра; часто малокультурны, но со своеобразной честностью, прямотой, непризнанием фраз и «идеалов» без дела. Чуткость ко лжи. Сохранены ли они для России, и как их сохранить? <...> Для самих себя. Можно прожить и живут всю жизнь слабой чьей-то тенью, копией, третьим сортом. Но, конечно, это плохой способ». Думается, что в этом описании молодежи 1920-х - 30-х годов современные молодые люди с легкостью могут узнать себя: ведь их взросление также пришлось на период безвременья, социальных потрясений, крушения старых авторитетов, оторванности от какой бы то ни было культуры...

В период служения отца Александра в Ницце к нему постоянно приходили люди для исповеди или пастырской беседы, и не только приходили, но и писали письма с вопросами и проблемами. И молодежь была частыми корреспондентами и слушателями о. Александра. Ответы о. Александра на такие письма были собраны его женой и опубликованы в сборнике «Записи», который уже в наше время несколько раз переиздавался. Вот, например, одна запись о. Александра о молодежи: «Главная ошибка нашей молодежи - в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логически доказуемая и излагаемая, что они в данном своем состоянии (моральном, религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину веры. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не хотят видеть. Вместо того, чтобы полюбить истину и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею». Ключевые слова свидетельства в этих строчках: «христианство есть жизнь». О. Александр пишет (не забудем, он пишет не абстрактно, а какому-то конкретному молодому человеку), что христианство - это жизнь, и ни в коем случае не философская система, которая затрагивает только абстрактные убеждения человека, но никак не отражается на его повседневной жизни. Без сомнения, о. Александр не только писал об этом в своих письмах, но и свидетельствовал своей жизнью, так как, по отзывам его современников, он представлял собой целостный образ настоящего христианина. Вот цитата из его «Советов молодым священникам»: «Всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идет от собственного духовного опыта, знания. Всякое слово, сказанное только устами, мертво и ложно, и всегда слушающие безошибочно это различают».

Опыт отца Александра Ельчанинова очень интересен нам сейчас, когда Церковь старается найти единый подход к миссии среди молодежи и к научению молодежи христианской вере и жизни, воцерковлению ее; а молодежь, в свою очередь пытается найти, во-первых, свое место в Церкви, а во-вторых, церковный авторитет, старших, которым она сможет доверять. Во многом именно о. Александр Ельчанинов являет собой пример такого авторитета, пастыря, который понимает, что молодежь требует к себе особого подхода, ведь по свидетельствам современников, молодые люди продолжали общаться с о. Александром, доверяли ему многие годы, даже тогда, когда становились уже взрослыми людьми.

Мария СЕГАЛЬ

Информационная служба Преображенского братства

 


СПРАВКА: Александр Викторович Ельчанинов родился 1 марта 1881 года в городе Николаев в семье офицера. В 1900 году с золотой медалью окончил 2-ю тифлисскую гимназию, где учился вместе с русским ученым и богословом о. Павлом Флоренским и философом В. Ф. Эрном. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Отказался от академической карьеры и поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул ее. Участвовал в деятельности Христианского братства борьбы, основанного В. П. Свенцицким и Эрном. Входил в редколлегию «Религиозно-общественной библиотеки» и был редактором-издателем газет ХББ. 18 ноября 1905 года избран членом совета Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. С 1910 году активно занимался педагогической деятельностью. На Высших женских курсах в Тифлисе читал лекции по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли. С 1912 года преподавал в гимназии Владимира Левандовского в Тифлисе, в 1914 году стал ее директором. В 1921 году поселился с семьей во Франции в Ницце, был рукоположен в священника в 1926 г., преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения. В 1934 году отец Александр был назначен в Александро-Невский собор на ул. Дарю в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Скончался 24 августа 1934 года в Париже и похоронен на кладбище в г. Медон под Парижем.

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!