Церковь - это целокупность всего народа Божия Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви ...О каком бы аспекте церковной жизни мы ни говорили, нам всегда следует помнить главное: мы - Церковь Христова, Церковь апостольская, Церковь святых отцов, Церковь мучеников и исповедников. Церковь - это не только священно- и церковнослужители. Церковь - это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Усилия по повышению роли мирян являются важнейшей задачей иерархии, которой надлежит всячески способствовать осознанию верующими своей ответственности за судьбу Церкви. Укрепление соборного начала означает и последовательное развитие различных форм советования иерархии с Полнотой церковной по важнейшим вопросам ее бытия. Вдохновляясь этой идеей, в соответствии с решением Поместного Собора 2009 года, мы учредили уникальный и постоянно действующий соборный орган - Межсоборное присутствие. Но развитие соборного начала в Церкви возможно лишь с одновременным укреплением и совершенствованием иерархической власти. Всем нам следует помнить о том, что источник власти епископа - от Бога, чрез преемство апостольское, а не в полномочиях, делегированных ему людьми. Усиление роли народа Божия возлагает большую ответственность на епископат и на органы центрального церковного и епархиального управления - и в плане развития соборного начала, и в плане обеспечения единства, преодоления могущих возникнуть опасных для этого единства разномыслий. Таким образом, усовершенствование церковного управления представляет собой сегодня двуединую задачу: развитие соборности и укрепление иерархической власти. ...Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. И даже лучший показатель по России - 3 000 человек на один храм. Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для большего, чем сейчас, числа храмов. Отвечу, что не стоит жестко увязывать две задачи. Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания. Особенно это важно в тех регионах, в частности, дальневосточных, где активно действуют сектанты. Полагаю, что следует разработать общецерковную программу увеличения численности приходов. ...Я упомянул о том, что резкое увеличение численности духовенства едва ли возможно в короткие сроки. Скажу более: сейчас важно обратить особое внимание на качество подготовки священнослужителей. Архиерейские Соборы предыдущих лет неоднократно указывали на необходимость перейти к практике рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих духовное образование. К сожалению, нам еще не удается в полной мере реализовать эти постановления. Вместе с тем нельзя мириться с этим положением, привыкать к нему. Что касается епархиальных должностных лиц, настоятелей кафедральных соборов, городских благочинных, то они призваны к получению академического образования, без которого назначение на указанные должности вызывает сомнение. Одновременно с установлением более строгого подхода к образовательному цензу для клириков следует продумать вопрос о развитии для священнослужителей курсов повышения квалификации. Ведь как бывает: служит священник 5-10 лет и постепенно забывает, чему его в семинарии учили. Отсюда нередко рождаются маргинальные, основанные на богословской и духовной безграмотности движения, результаты деятельности которых нам всем хорошо известны. ...Сегодня задачей общецерковного значения является создание научно-богословской школы. Прикладная роль богословия как в образовании, так и в поиске ответа на актуальные вопросы церковной жизни может развиваться лишь на прочном академическом фундаменте. Следует создавать все необходимые условия для ведения научной работы в Духовных академиях и иных церковных учебных заведениях. Такая работа должна рассматриваться не как личное дело преподавателей, а как неотъемлемая часть их церковного послушания. В сфере научной коммуникации большая роль традиционно принадлежит конференциям, семинарам и научным обменам. Они позволяют представить результаты работы церковных ученых, объединить их усилия. Важным вкладом общецерковных конференций в развитие церковной науки стало то, что благодаря им было создано пространство открытой и одновременно ответственной дискуссии, был установлен высокий стандарт научной коммуникации и взаимодействия. Развитие богословской науки в нашей Церкви невозможно сегодня без расширения взаимодействия с зарубежными и российскими научными центрами. Постоянный научный обмен является залогом достижения и поддержания высокого академического уровня. Новой задачей, которая стоит сегодня перед церковными научными учреждениями, является начало серьезного профессионального междисциплинарного диалога со светскими академическими науками, причем не только гуманитарными и общественными, но и естественными. ...Очень многое для миссии можно сделать, даже не выходя из храма. Сам храм притягивает к себе сотни и тысячи людей из числа тех, кто был крещен, но не воцерковлен. Такого человека в храме должен встречать не грубый отпор активисток не по разуму, включая стоящих за свечным ящиком, а приходской миссионер, который объяснит, какие святыни находятся в храме, тактично подскажет, где поставить свечу и как перекреститься, а заодно - и это самое главное - зачем и почему это нужно. Если беседа завяжется, можно потом и обменяться номерами телефонов, продолжить общение и в итоге привести человека к воцерковлению. С этой же целью приходской миссионер мог бы организовывать экскурсии, беседы во внебогослужебное время. Возможностей - множество. ...Назрела необходимость в повсеместном создании катехизических курсов для взрослых. При этом нужно выработать гибкую систему подготовки людей ко Крещению и катехизации после него, которая предполагала бы различные подходы. Для усиления миссионерской деятельности на приходе следует создавать семейные, молодежные, подростковые и детские клубы, кружки и досуговые центры, школы молодых семей. Можно также рекомендовать создание миссионерско-апологетических интернет-ресурсов при каждом епархиальном миссионерском отделе. Фото с сайта mospat.ru КИФА №3(125) февраль 2011 года |