gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (февраль 2011)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.03.2011 г.

Призвание и служение

С 12 по 14 февраля, накануне празднования Сретения Господня, в Подмосковье состоялась традиционная ежегодная встреча Преображенского братства - XII Сретенский собор. На нем члены братства, приехавшие из разных городов России и ближнего зарубежья, подвели итоги жизни Содружества в прошедшем году.

«Мы все призваны к возрождению полноты жизни в Церкви и всех служений в ней, - сказал духовный попечитель Преображенского братства свящ. Георгий Кочетков. - Но все ли мы этого хотим? Единственный критерий членства в братстве очень прост: любишь ли ты Бога и Церковь настолько, что хочешь ее возрождения в полноте и готов служить этому? Все остальное вторично».

По общему решению членов Преображенского братства, в следующем году особое внимание будет уделяться вопросам призвания и служения Богу и Церкви. Была определена тема предстоящей конференции Содружества, которая пройдет с 28 по 30 сентября в Москве, - «Служение Богу и человеку в современном мире».

Вопросы служения мирян в церкви были центральными на всех встречах этого Сретенского собора: обсуждалось воспитание детей в духе служения; возможности православной молодежи, которые позволяют им стать активными миссионерами; на встрече Братства милосердия говорилось о том, с какими трудностями сталкиваются пожилые верующие, желающие послужить Богу. Отдельная встреча была посвящена пятилетию Иннокентьевского миссионерского общества, на которой его члены поделились опытом миссии, основой которой всегда является милосердная любовь к неверующим людям.

Большое значение для осознания того, что необходимо для осуществления призвания, имели встречи, посвященные вопросам различения таких понятий, как «работа», «доброе дело», «послушание» и «служение», а также воплощения православной аскетической традиции в жизни общин и братств.

На соборе состоялась презентация только что изданной книги «Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства» - третьего тома сочинений Н.Н. Неплюева, подготовленного издательством Преображенского братства. В прошедшем году обсуждение трудов Н.Н. Неплюева и опыта жизни Крестовоздвиженского трудового братства позволило членам Содружества по-новому взглянуть на цель и смысл существования братств в церкви.

Завершился XII Сретенский собор Вечерней праздника Сретения Господня.

Наталья Адаменко, Дарья Макеева

Информационная служба Преображенского братства


Науки юношам

В Свято-Филаретовском православно-христианском институте прошли XVII Сретенские чтения

Чтения открылись пленарным заседанием, на котором прозвучали доклады преподавателей и выпускников СФИ и секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры Александра Мраморнова. Доклад гостя СФИ был посвящен методам репрессий против духовенства, практиковавшимся в первые годы советской власти революционными трибуналами.

Сретенские чтенияПосле пленарного заседания участники конференции разошлись по секциям, общим числом пять: миссиология и катехетика, Священное писание и библеистика, церковно-историческая и др. С докладами на конференцию приехали студенты из многих городов: Санкт-Петербурга (Русская христианская гуманитарная академия), Сергиева Посада (Московская духовная академия), Минска (Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла), Белгорода (Белгородская духовная семинария) и др. Хотя конференция называется студенческой, в ней традиционно принимают участие и преподаватели СФИ, однако в этом году наплыв участников-студентов был так велик, что преподаватели (исключая пленарное заседание) скромно отодвигали свои доклады на самый конец - если время останется.

Студенты МДА:

Участие в таких конференциях - это прежде всего общение со студентами из других учебных заведений, но даже если между собой - это обмен мнениями, это апробация своей работы. Одно дело книжку почитать, и другое, когда ты выступаешь перед аудиторией, которая тебя критически оценивает, высказывает замечания. Ты лучше видишь слабые стороны своей работы, и это помогает научному совершенствованию. Когда ты среди своих, ты можешь прогнозировать их реакцию, а когда встречаются студенты разных учебных заведений - здесь уже ситуация сложнее. В СФИ, например, много взрослых людей, уже в сознательном возрасте, у нас в МДА в основном молодежь. Но все равно каждый занимается тем, что ему интересно, и вот так складывается не только широкое научное поле, с которым ты можешь соприкоснуться, но ты лучше узнаешь церковный народ, что его волнует, какие у него устремления.

Давид Гзгзян, профессор СФИ:

Наша конференция с каждым годом вызывает все больший интерес у внешних участников, не студентов нашего института, при том что мы никаких особых усилий для этого не прикладываем. В этом году, например, число участников из Московской духовной академии значительно больше, чем раньше. Складывается площадка, где можно свободно высказываться на любую острую тему. Усилия мысли требует практически любая область церковной жизни. Например, самая банальная вещь: что считать нормой - причастие раз в неделю, раз в месяц или раз в год. Надо ввести какой-то диапазон, признанный всеми: что вот в этих пределах нормально, а в других уже нет. Никакого единства по этому поводу не зафиксировано. Де-факто одни считают, что нормально раз в год, поскольку в синодальный период такая норма существовала - а до синодального периода вообще никакой нормы в Русской церкви на этот счет не было, люди могли годами не причащаться.

Другой вопрос: как совершать богослужения. То, как они совершаются сейчас, это смесь Типикона, локальных традиций, которые не соответствуют церковному Уставу и вообще непонятно откуда взялись, плюс личное мнение настоятеля. Одни яростно отстаивают нынешние формы, другие требуют хотя бы восстановить исторический смысл и не служить утреню вечером, идут споры о том, что считать центром богослужения, а что периферией. Как народ должен участвовать в богослужении - у нас непроблемной сферы, в том числе там, где принято думать, что вот это незыблемо едва ли не с апостольских времен, просто нет. И это все вещи решаемые при условии адекватного восприятия того, что означает церковный механизм решения таких проблем. Для этого и нужны форумы, чтобы люди могли высказаться, ведь до сих пор не было принято никого ни слушать, ни спрашивать. А сейчас есть возможность хотя бы отреагировать на суждение.

Так что пространство религиозной мысли потихонечку расширяется, мыслители раскрепощаются. Много в этом смысле делает Межсоборное присутствие. Весь спектр вопросов, которые им обсуждаются, от канонического устройства до богословских нюансов, это все наболевшие вопросы. Запущена общецерковная дискуссия предлагаемых документов, то есть фактически есть возможность через различные средства информации, в первую очередь через Интернет, отозваться на документы. Принимаются они, по крайней мере формально, при широком обсуждении. Это беспрецедентно для всей церковной истории после московского собора 1917-1918 гг. И это безусловно позитивное движение.

«ЕЖ», Светлана Солодовник

Текст приводится с сокращениями

Фото Александра Волкова

Некоторые из прозвучавших на Чтениях докладов мы публикуем в этом номере


Никите Алексеевичу Струве исполнилось 80 лет

Многое можно было бы сказать в связи с этим юбилеем.

Можно вспомнить, как почти 50 лет назад Струве написал и издал книгу о преследованиях верующих в СССР - «Христиане в современной России». В результате, с одной стороны, возник комитет в защиту верующих СССР, с другой же - автора «не сохранили», по его собственному выражению, в качестве преподавателя Сорбонны, и когда он был избран большинством голосов преподавателем в Школе восточных языков, его не назначили на должность «по причине слишком антикоммунистической деятельности» (во Франции тогда были достаточно сильны коммунисты). 

Можно вспомнить издание книг Солженицына, его сердечные письма: «Пошли Бог всем нам здоровья и удач - еще много с Вами поработаем. Дружески обнимаю Вас!»

Можно было бы отметить удивительное умение «попадать в точку», желание таких людей, как отец Александр Шмеман, соотнести свое мнение c оценкой Струве, чаще всего точной и взвешенной.

Но мне вспоминается совсем другое, незаметное, тихое и все-таки ничуть не менее значимое. Семь лет назад, в дни прославления матери Марии (Скобцовой), мы приехали участвовать в этом праздновании. Встретились с руководством Свято-Сергиевского института, с Оливье Клеманом, с представителями ACER и многими другими парижанами. Но главные слова были сказаны, когда мы пришли в гости к чете Струве: «Вы приехали "без четверти двенадцать". Еще немного, и опоздали бы...»  Оказывается, не только нам было важно на глубине прикоснуться к подлинному опыту русской эмиграции, но и тем, кто хранил его и стремился передать, было очень важно дождаться наследников.

Наверное, именно эта возможность не опоздать - главный повод для радости и благодарности в такие дни, как сегодня.

Редактор


Как не поддаться отчаянию

«Я снова увижу вас, и возрадуется ваше сердце, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22)

Выставка «Неперемолотые»23 февраля наши друзья и мы, молодёжь Преображенского братства, отправились на выставку «Неперемолотые».

Конференц-зал загородного дома Культурно-просветительского центра «Преображение» в с. Красное, где разместилась экспозиция, выглядит немного непривычно. Но одна из стен - та, на которой висит мозаика Александра Корноухова «Воскресение Христово» - как будто ждала нового окружения - экспонатов, ставших немыми свидетелями воплощения этого сюжета в жизни святых, от которых нас отделяют всего несколько десятилетий.

Поразительно, как один-два-пять-десять человек (а ведь все друг о друге не знали) могли противостать безумию, в котором участвовали миллионы. Но этих единиц было много, и их опыт, в котором есть отпечаток Божией любви и силы, свидетельствует о реальном сопротивлении народа демоническому механизму, охватившему его в XX веке. Об этой борьбе говорят и письма, и фотографии. Вот - красноармейцы, участники карательных операций; вот - союз воинствующих безбожников. Лица жёсткие, потерянные, ненастоящие. Николай Бердяев писал, что «в стихии большевистской революции» его «более всего поразило появление новых лиц с небывшим раньше выражением», что «появились совершенно новые лица, раньше не встречавшиеся в русском народе», «новый антропологический тип», «столь же милитаризованный, как и тип фашистский». А вот - священномученик Павлин (Крошечкин) в архиерейском облачении с улыбающимся лицом, смеющимися добрыми глазами. Вот его ученик, архимандрит Таврион (Батозский), и его «сёстры» - женщины, готовые пойти за ним, куда бы он ни направился. Очень запомнился рассказ Александра Михайловича Копировского об отце Таврионе и жизни у него в пустыньке под Елгавой: о христианской простоте, о том, как менялись там люди - «шелуха спадала». Поражает, насколько это всё близко. И духовный попечитель нашего братства отец Георгий, и Александр Михайлович учились у отца Тавриона, а мы можем учиться у них.

Большое впечатление на нас произвели рисунки о лагерной жизни, напомнившие творчество Евфросиньи Керсновской. Люди на них - обтянутые кожей скелеты с «хвостами» - торчащими копчиками.

Особые экспонаты - лагерные богослужебные сосуды: кружка, миска, корка хлеба, клюква, заменяющая вино.

Вот что сказали нам о выставке наши гости и друзья:

Иван Ридель, 19 лет: «Выставка очень целостная, полноценная, показывает гонения и противостояние им. Внешнее поражение не означает внутренний слом. Эта выставка лишает повода для отчаянья. Люди даже в таких условиях смогли не только оставаться собой, но и стать примером для других, сохранить веру и убеждения».

Денис Дорошко, 23 года, программист: «Ужасают последствия и жестокость репрессий. Понимаешь, что это происходит совсем рядом и совсем близко, в твоей стране, с твоими близкими предками (ровесниками родных бабушек и дедушек, которые еще живы). Героизм, мужество и верность людей, которые несмотря на все эти страшные действия, остались верными, сильными, твердыми в себе, в своих убеждениях, впечатляет.

Перед каждым из нас, выросших уже в постсоветскую эпоху, выставка ставит очень непростые, неудобные вопросы. Как нам хранить память об этих людях, принявших мученическую смерть? Достаточно ли просто восстановить факты, хранящиеся в исторических архивах? Что произошло с людьми, которые заставляли других людей живыми закапывать себя в землю? Что мы можем противопоставить страшному опыту, к которому приобщился наш народ в XX столетии, а значит - приобщились и мы?

Отчасти ответ, отчасти вызов содержится в самом опыте «неперемолотых», в их ни из каких внешних обстоятельств логически не следующей свободе и вере, в невозмутимом подвиге - и в нашем собственном, пусть небольшом, но реальном опыте жизни в братстве. И то и другое дает необъяснимую надежду и вдохновение, как какой-то аванс, дар, о котором никто из нас уже не сможет без измены сказать, что о нем не знает и его не получил.

Яков Вайсбурд, София Андросенко

Молодежный круг Преображенского братства

Фото Дмитрия Сегаля

КИФА №3(125) февраль 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!