Святейший Патриарх Кирилл: Подобной преступной агрессии нет и не может быть никакого оправдания 24 января 2011 года в московском аэропорту «Домодедово» произошел взрыв. Жертвами теракта стали более тридцати человек. «Болью отозвался в моем сердце произошедший сегодня в аэропорту "Домодедово" террористический акт, чудовищное преступление, унесшее жизни десятков мирных людей», - заявил в связи со случившимся Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Человеческая жизнь есть дар Божий, и посягательство на нее есть преступление не только против человека, но и против Творца. Люди, совершившие такое злодеяние, поставили себя вне закона не только человеческого, но Божиего», - говорится в специальном обращении Его Святейшества. «О том, что теракт был направлен против мирного населения, говорит место взрыва, аэропорт, откуда люди выезжают в рабочие поездки и на отдых. Подобной преступной агрессии нет и не может быть никакого оправдания. Сегодня всему нашему народу необходимо сплотиться в борьбе против бесчеловечных атак, уносящих жизни ни в чем неповинных людей. Все силы государства и общества должны быть направлены на обеспечение надежной защиты наших граждан», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В Москве прошли XIX Рождественские чтения 24-26 января в Москве прошли очередные Рождественские чтения. Этот форум традиционно собирает представителей практически всех епархий Русской православной церкви. В этом году он был посвящен теме «Церковь и общество: соработничество в решении общих задач». Торжественную церемонию открытия Чтений в Кремлевском дворце съездов возглавил Святейший патриарх. В последующие два дня в рамках Чтений состоялось множество встреч по нескольким работающим из года в год направлениям. Наибольший интерес представляли собой секции, посвященные проблемам миссии и катехизации. Достаточно живо в этом году прошло и несколько встреч направления «Церковь и СМИ». Комментарий руководителя Методического центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском институте, магистра богословия Владимира Якунцева Заседание секции «Подготовка и повышение квалификации работников сферы катехизации». С докладом, посвящённым опыту Свято-Филаретовского института, выступает В.И. Якунцев Направление, которое называлось, как и в прошлом году, «Катехизация и таинства Церкви», было продолжением прошлогоднего. Практически все входившие в него секции вели епископ Саратовский и Вольский Лонгин и заведующий сектором катехизации ОРОиК отец Игорь Киреев. В некоторых секциях и в пленарном заседании участвовал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Что было главным на этой секции? Прошел год, и хотелось слышать об итогах, о каких-то практических начинаниях. Таких свидетельств было не слишком много, но, слава Богу, они были. Одна из самых больших проблем в становлении катехизации на сегодня, по признанию почти всех выступавших, заключается в сопротивлении духовенства, которое существует на местах. Даже епископы сетовали, что их власти подчас не хватает на то, чтобы как-то решать проблемы катехизации перед крещением. В тех епархиях - например, Екатеринбургской, Саратовской, - где сами епископы просто горят этим вопросом, стараются его разрешать, возникает скрытое противодействие, почти саботаж. В этом году в выступлении одного из докладчиков впервые прозвучала мысль о том, что это противодействие в качестве своего корня имеет не практические трудности, а вероучительные, даже в некотором случае догматические. Ведь препятствует переходу к серьезной повсеместной катехизации не только лень, а именно вера в то, что крещение действенно само по себе, «ex opera operatum», то есть «в силу совершенного действия». Поэтому многие священники с большой легкостью соглашаются с тем, чтобы в нарушение канонических правил без свидетельства о вере и покаянии сразу крестить людей, которые приходят с такой просьбой. Понятно, что это очень удобно и очень доходно. Все это близко падшему человеческому сердцу, его сокровенным надеждам и ожиданиям, потому что на самом-то деле человек по падшей природе своей с легкостью бы поверил именно в такой путь, в такой подход к свершению крещения. Почему? Потому что он не требует покаяния. Эта вера, вернее - ересь, завоевала для себя большие просторы, и ее, если уж не вслух, то, во всяком случае, практикой своей открыто исповедует огромное количество священников и других православных христиан. Они действительно не верят в то, что крещение требует от человека достаточно большого покаянного труда, и считают, что это просто какие-то «нововведения», «искушение, которое сверху идет». Есть и практические трудности. Катехизация требует практически полной переориентации в устроении самой церковной жизни. Это трудоемкое дело, требующее времени. Хочется добавить, что, на мой взгляд, давно пора повсеместно категорически запретить плату за крещение, т.к. это настоящая симония, причем совершаемая в самой наглой и грубой форме. Всецерковное исправление и покаяние в этом грехе поубавило бы, во-первых, прыти у той ереси, о которой я сказал выше, т.к. доходность - одна из основных ее опор; во-вторых, исцелило бы разврат и несуразицу, когда к поставлению на иерархическое служение в церкви относятся более зорко, чем к поставлению на служение по дару всеобщего священства Народа Божьего, которое совершается в крещении; в-третьих, устранило бы прямое нарушение канонов. (38-е правило Эльвирского собора гласит: «Новокрещеные не должны класть деньги в крещальню, поскольку это будет значить, что священник продает то, что является свободным даром»). Большой радостью было то, что начинания, которые есть в разных епархиях, показали, какая жажда, с другой стороны, существует у народа по слову Божиему. В Ростовской епархии в социальных сетях провели опрос и оказалось, что подавляющее большинство крещенных в недавнее время в Православной церкви людей испытывают большую неудовлетворенность оттого, что никто с ними не поговорил, никто их не наставил. И так не только в Ростовской епархии, так везде. Так что на самом деле то, что все хотят креститься без подготовки - это миф. Об этом же говорит и практика катехизации нашего Преображенского братства. Она показывает, что очень многие люди хотят получить настоящее наставление и хотят креститься именно по вере. Последнее, о чём хочется сказать - есть очень интересные начинания в разных епархиях. И закон тут такой: там, где переходят от катехизации как внешнего образовательного процесса к катехизации как опыту церковного общения, там и возникают настоящие живые ростки катехизационного дела. Там начинается сразу бурный рост и в качестве, и в количестве. Это сразу видно, сразу огонек появляется и у самих ведущих катехизацию, и у тех, я думаю, кто участвует в ней. Это очень интересное наблюдение. Там, где удается преодолеть собственную инерцию (а инерция эта заставляет любой разговор о вере превращать в некоторую форму назидания, причем занудного), где встречи своим духом свидетельствуют о готовности идти путем разделения жизни со Христом и друг с другом, путем открытого сердца, там есть благословение Божие, там и начинается настоящая традиционная катехизация.
В поисках искренности В рамках XIX Международных Рождественских чтений состоялось заседание секции Синодального миссионерского отдела «Миссионерская ответственность мирян» 25 января 2011 года в Москве в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в актовом зале Международной академии бизнеса и управления состоялось заседание секции Синодального миссионерского отдела «Миссионерская ответственность мирян». Заседание открыл председатель Отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, обратившийся к участникам секции с приветственным словом. С аналитическим докладом о результатах социологического исследования населения «Духовно-нравственные ценности в современной России» выступила руководитель аналитического сектора Синодального миссионерского отдела, первый проректор Международной академии бизнеса и управления, доктор социологических наук, профессор Е.В. Добренькова. Участники заседания озвучили следующие сообщения и доклады: протоиерей Димитрий Карпенко - «Народная катехизация»; игумен Софроний (Китаев) - «Миссионерские станы: актуальность традиции»; священник Михаил Сердюк - «Пастырское и миссионерское попечение о глухих и слабослышащих»; священник Александр Гинкель - «Учебное пособие по миссиологии»; В.Н. Старунов - презентация миссионерской программы центра «Апостол» (г. Москва); Д. Пахомов (Школа православного миссионера) - «Роль мирян в миссионерской работе»; Д.М. Гзгзян (Свято-Филаретовский институт) - «Принципы и проблемы миссионерской деятельности мирян»; священник Евгений Тремаскин - сообщение об опыте деятельности Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий; священник Игорь Давыдов (г. Москва) - сообщение об опыте миссионерского и социального служения прихода Свято-Никольского храма в Отрадном (Патриаршее подворье); священник Владислав Ревенок (Петропавловская и Камчатская епархия) - «Опыт современной миссионерской работы в национальных поселках Петропавловской и Камчатской епархии. Проблемы современной миссии»; Ф. Ермаш (Патриарший центр духовного развития детей и молодежи) - «Миссионерская ответственность мирян. Опыт Данилова монастыря». В ходе работы секции ее участниками были рассмотрены проекты Устава Православного миссионерского общества по распространению христианской веры во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Предложений по организации миссионерского мужского монастыря Русской Православной Церкви. По инициативе руководителя аналитического сектора Синодального миссионерского отдела Е.В. Добреньковой было принято решение о размещении и деятельности Школы православного миссионера, основанной приснопамятным священником Даниилом Сысоевым, в стенах Международной академии бизнеса и управления. Портал Миссия.ru /Патриархия.ru Комментарий профессора СФИ Д.М. Гзгзяна Общая тональность конференции была очень хорошей. Владыка Иоанн всячески настраивал участников на деловой лад, поскольку сейчас пришло время активных миссионерских усилий. Общий тон выступлений в целом этому подходу соответствовал. Выступавшие, как правило, рассказывали о практической стороне и практических же проблемах своей деятельности. Может быть, не все из прозвучавшего представляло собой именно миссионерский опыт, но важно было, что пересказывался опыт реальный, даже если это был рассказ о священнослужении в очень тяжелых условиях - например, на Камчатке. Священник, который об этом рассказывал, говорил очень живо, искренне, заинтересованно, видно было, что он болеет за дело. Точно так же и другие выступавшие подчеркивали, что сейчас нужен искренний разговор, учитывающий живого человека, что нужно исходить из духа любви. Я не слышал ни одного выступления (правда, я был только на второй половине заседания), которое прозвучало бы диссонансом. Когда я сделал очень небольшое сообщение, где главным мотивом было то, что всякая миссия должна исходить из опыта личной веры самого миссионера, то это было встречено с пониманием, более того, приветственно. Я, честно говоря, думал, что немного рискую, но мои опасения были напрасны. Владыка Иоанн попросил текст этого выступления для публикации на сайте Миссионерского отдела. Конечно, пока все выглядело так, что каждый рассказывал о своем опыте, и «общего знаменателя» найти не получилось, разговор не коснулся обсуждения удач и неудач, почти не звучали аргументы в пользу тех или иных рекомендаций. Но, может быть, такую задачу ставить еще рано.
Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня 25 января 2011 года в Синодальном информационном отделе в рамках работы направления «Церковь и СМИ» XIX Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня». Встреча была построена в виде дискуссии вокруг тезисов статьи протоиерея Алексия Уминского «Немолчащая Церковь», в частности, утверждения о том, что «наступил тот период, когда нужно добиваться, чтобы голос Церкви был слышен, чтобы все знали позицию Церкви». Священник Георгий Рощин призвал собравшихся задуматься над тем, что сегодня представляет собой голос Церкви и с помощью каких средств он может достигать паствы. По мнению отца Георгия, под «голосом Церкви» не следует понимать исключительно высказывания священноначалия и духовенства в целом - миряне, православный народ должны не менее активно высказываться по насущным для страны вопросам, вносить свой вклад в формирование церковной позиции. А.С. Десницкий, со своей стороны, считает важным организацию в православной среде широкой дискуссии по самым важным вопросам церковной жизни с представлением порой противоположных точек зрения, внимательным изучением взглядов оппонентов. По мнению ученого, предметом подробного обсуждения могли бы стать, в том числе, положения «Основ социальной концепции» Русской православной церкви и формат их практического применения в повседневной жизни. Обсуждаемая тема вызвала большой интерес у участников круглого стола, выступивших с очень разными мнениями - от призыва показывать жизнь простых приходских священников и вызывать симпатии к церкви до вопроса, готовы ли мы публично обсуждать болезненные и острые вопросы жизни церкви и общества. По материалам сайта Патриархия.ru
Исполнилось 130 лет со дня рождения архиепископа Сергия (Королева) Епископ Пражский Сергий, 1941 г. Аркадий Дмитриевич Королев (будущий архиепископ Сергий) родился в 1881 году в Москве, на Большой Пресне. В 1907 году по окончании Вифанской семинарии и Московской Духовной Академии был пострижен и рукоположен в иеромонаха владыкой Евлогием (Георгиевским), который был наставником и духовным отцом Аркадия. В 1922 г. после высылки из Польши епископ Сергий прибывает в Прагу, где 24 года в тяжелейших условиях эмиграции возглавляет русскую православную общину, став для нее подлинным пастырем. Духовный облик владыки, вобравший в себя лучшие черты православного святительства и старчества, привлек к нему множество людей. Общение с ближними в любви Христовой и общение с Богом в Церкви стали двумя дорогами, по которым он вел свое «словесное стадо» в Царство Небесное. «Мы призваны к общей жизни, и общение с людьми есть поэтому христианский долг, - говорил владыка в беседе "О подвиге общения". - Человек, общаясь с другими и творчески преодолевая разделение, раскрывает свои ценности, обогащается сам и тем самым обогащает других». Современники отмечали, что вся «политика» епископа Сергия заключалась в непосредственном личном общении с верующими. Он постоянно участвовал в жизни своих прихожан, часто исполняя обязанности приходского священника. В Праге не было русской семьи, где он не крестил бы детей, не венчал молодых и не напутствовал умирающих. С началом немецкой оккупации для владыки началось время скорби и исповедничества, которое продлилось до самой его смерти. Он защищал гонимых и укрывал у себя бежавших из немецких концлагерей, это могло стоить ему жизни. В 1946-1950 годах владыка Сергий - Экзарх Московской Патриархии в Средней Европе, епископ Берлинский и Германский. 26 сентября 1950 года владыка Сергий был назначен в Россию, архиепископом Казанским и Чистопольским. Покидая Берлинскую кафедру, он был свободен от каких-либо иллюзий. Семь лет, пережитых в оккупированной немцами Праге, и еще пять лет под надзором спецслужб в разных городах подсоветской Европы прибавили к его пастырскому подвигу подвиг исповедничества. В застенках НКВД пропадали его духовные чада, на его глазах рушилась жизнь ближних. С 1950 года и до кончины он служил в России на Казанской и Чистопольской кафедре. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви докладывал казенным номенклатурным языком: «Архиепископ Сергий никаких особых мероприятий не провел, но он ввел в казанских городских церквях ежедневную службу. Ежедневно их посещает и часто служит сам. Этим он достиг того, что верующих стало больше ходить в церковь, и поднял свой авторитет». Обстановка в послевоенной России была непростой. Тяжкие лишения, атмосфера страха и доносительства, особенно усилившаяся в конце 1940-х - начале 1950-х годов в связи с кампанией по борьбе с космополитизмом и новым витком шпиономании, не обошли и Церковь, тем более что для властей люди верующие были заведомо неблагонадежными. Даже прилежные прихожане боялись откровенно говорить друг с другом. Именно уныние и недоверие к людям архиепископ Сергий в первую очередь искоренял среди пражских эмигрантов, теперь он был призван бороться с ними на родине. Его уже нельзя было испугать тиранией, и в Казани он продолжал делать то, что делал и во время польского гонения, и при нацистах. Владыка Сергий внес в богослужебную жизнь Казани свойственный ему творческий дух. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, он продолжал не только служить на службах, но и общаться с паствой, давая каждому духовные наставления. Люди, служившие с ним, вспоминают, как при нем само собой прекращалось праздное хождение по алтарю и просто совестно было вести лишние разговоры. При этом все его замечания священнослужителям носили исключительно доброжелательный характер. В условиях победившего социализма архиепископ Сергий не изменил пражскому обыкновению всегда ходить в рясе или подряснике и добираться до храма пешком. Во время прогулок владыка подмечал, где люди живут бедно, у кого требует ремонта дом, а потом старался помочь им. Знавшие его отмечают, что он никого не баловал подачками, но помогал именно тем, кому это было нужно, а на такую помощь порой уходил весь его архиерейский доход. В его лице находили утешение и запуганные властями «бывшие», и утомленные беспросветным существованием жители рабочих окраин. Отпевавший его в 1952 году архиепископ Макарий так подвел итог жизни владыки: «Слава твоя - это весь народ, собравшийся сегодня проводить тебя». Владыка похоронен за алтарем храма, его могила является одним из почитаемых мест в Казанской епархии. В настоящее время идет работа по подготовке материалов для канонизации владыки Сергия. По материалам сайта www.hram-klad.narod.ru
В Свято-Филаретовском институте состоялись защиты магистерских работ 24 января 2011 г. в СФИ состоялись защиты итоговых работ. Этот день неизменно наполнен ощущением праздника: завершение духовного образования всегда является свидетельством о дарах Божьих и вдохновением для всех еще не написавших свои работы. Для самих выпускников это не только волнение, связанное с предстоящим испытанием, но и напоминание о том, что защита работы предполагает качественное изменение в жизни. Как сказал в своем слове на открытии 23-го учебного года ректор института свящ. Георгий Кочетков, необходимо «готовиться к служению, к полной самоотдаче, чтобы принести на алтарь Господу все те дары, которыми Он Сам нас наделяет и которыми мы пользуемся благодаря трудам многих и многих людей». Исследование Анны Дмитренко «Жизнь и служение епископа Макария (Опоцкого): на исторических путях церковного обновления» посвящено актуальной и интересной теме. Биография епископа-катехизатора Макария до недавнего прошлого оставалась практически неизвестной, поэтому представленная работа стала настоящим открытием нового имени в ряду исповедников христианской веры XX в. В исследовании подробно описана практическая деятельность еп. Макария по созданию общин и трудовых братств, которым предшествовало просвещение и катехизация их членов. А.Г. Дмитренко убедительно показала, что определяющим импульсом в его служении стал опыт его деятельного общения с Н.Н.Неплюевым, блюстителем Крестовоздвиженского братства на Черниговщине. Примечательным в наследии еп. Макария является оригинальная классификация приходов в предреволюционной России. Найденные источники и архивные материалы, среди которых материалы нескольких отечественных архивов, в том числе архивы УФСБ по Новгородской и Вологодской областям, позволили А.Г. Дмитренко сделать вывод о том, что стремление вл. Макария к подлинному церковному обновлению в евангельском духе, неуклонное следование братскому идеалу жизни и верность опыту Н.Н. Неплюева вызывали неприятие как со стороны обновленцев, так и со стороны представителей консервативной части синодальной церкви. Жизнь епископа Макария - это живое воплощение слов Спасителя: «Если Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин 15:20). Он выстоял в этих гонениях и сохранил верность Богу и Церкви до конца, заявив в 1933 г. на допросе в ГПУ: «От учения Христа отказаться не могу, а равно от организации трудовых братств». Работа Николая Клюева «Значение экклезиологии протопр. Николая Афанасьева и ее рецепция в православном богословии 2-й половины XX века» написана на крайне важную для настоящего времени тему. Адекватная рецепция наследия протопр. Николая актуальна, прежде всего, в связи с необходимостью такого устроения церковной жизни, которое отвечало бы природе и призванию Церкви Христовой. Автор, рассматривая экклезиологию протопр. Николая Афанасьева, анализирует в ней вопросы правового начала в жизни церкви, природы власти в церкви и существа епископского служения. Автор выделил три вида рецепции взглядов о. Николая в работах православных богословов 2-й половины ХХ века: отрицающую, сочувствующую и развивающую. Отрицающая рецепция представлена таким автором, как архиеп. Василий (Кривошеин), который полагал, что евхаристическая экклезиология не признает вселенский аспект кафоличности церкви и ее иерархический строй. Ссылаясь на прот. Александра Шмемана, Н.В. Клюев утверждает обратное. Сочувствующая рецепция представлена учеником Афанасьева прот. Александром Шмеманом, митр. Иоанном (Зизиуласом) и прот. Иоанном Мейендорфом. Развивающая рецепция представлена, по мнению автора, такими экклезиологиями, как крещальная Джона Эриксона, эсхатологическая Христоса Яннараса и общинно-братская свящ. Георгия Кочеткова. Можно сказать, что они представляют попытку выйти за рамки евхаристической экклезиологии и предложить иные экклезиологические модели. Павел Степанов представил работу на тему «Учение о "втором возрождении" и пути его обновления в ХХ веке». Автор рассмотрел «первое возрождение» (обращение от пути смерти к пути жизни, связанное с принесением обетов крещения), «второе возрождение» (возвращение на путь жизни и утверждение на нём после отпадения или бесплодности таинства Крещения) и «третье возрождение» (обретение личной Пятидесятницы и выход на служение тем даром, который получил, как результат аскетического подвига и конкретизации общехристианского пути и призвания). Все представленные работы были успешно защищены. Информационная служба СФИ
Обретая опыт общения Перед началом зимней сессии группа преподавателей и студентов вечернего и заочного отделений факультета религиоведения Свято-Филаретовского института посетили Санкт-Петербург. Учебная программа по религиоведению в СФИ включает не только теоретические курсы, но и непосредственное знакомство с представителями различного религиозного опыта. Поэтому главным содержанием этой поездки стало посещение храмов разных религий. Студенты познакомились с архитектурой и интерьером православного храма, мечети, синагоги, буддийского дацана и с членами их приходов. В общении с ними студенты узнали о современной жизни представителей этих религий, важной частью которой является свидетельство о своей вере. Оказалось, что среди них много молодых людей, и внимание и доброжелательность, с которыми их встретили, стали решающими в выборе веры. Культурная программа поездки состояла из посещения собрания икон XII-XVII веков в Русском музее, экспозиции древнегреческой скульптуры и картин Рембрандта в Эрмитаже. Экскурсии вел профессор СФИ Александр Михайлович Копировский. Тематическим центром обеих экскурсий стало размышление о том, кто такой человек, как его образ раскрывается в христианской и языческой культуре. Завершилась поездка посещением Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Декан факультета религиоведения Маргарита Васильевна Шилкина рассказала студентам об истории храма и его иконах. Преподаватели СФИ, знакомя студентов с Лаврой, вспомнили историю Санкт-Петербургской епархии XX века, одной из важных страниц которой было создание в послереволюционное время в стенах Лавры Александро-Невского братства для защиты веры и церкви. Вспомнили также о выходце из этого братства - приснопамятном архиепископе Михаиле (Мудьюгине), богослове и исповеднике веры, ректоре Ленинградских Духовных школ, члене попечительского совета Свято-Филаретовского института. Такие поездки на факультете религиоведения СФИ стали традиционными. Они организуются каждые два года для студентов обоих курсов и являются важным практическим звеном не только в получении качественного образования, но и в обретении опыта общения и взаимодействия с представителями различных религий, что особенно важно для России сегодня. Информационная служба СФИ
Непобеждённые 7 февраля открывается выставка, посвященная опыту духовного сопротивления на Урале в ХХ веке. Документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний свидетельствуют о сопротивлении, которое оказывала церковь безбожной власти. Метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры рассказывают о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1970-х годов. Выставка дает возможность увидеть на примере Уральского региона (куда до 1917 г. входили Пермская, Челябинская, Екатеринбургская, Вятская, Уфимская, Курганская епархии) картину разрушения церкви и репрессий, направленных против верующих. Выставка проходит при поддержке Культурно-просветительского центра «Преображение», Государственного комитета по делам архивов Челябинской области, Свердловского областного общественного учреждения «Культурное событие», Пермского краевого отделения международного общества «Мемориал». Мы попросили активных участников организации выставки, постоянных гостей цикла радиопередач «Опыт новомучеников и исповедников российских» на радиостанции «Воскресение» Владимира и Оксану Ивановых (Екатеринбург), ответить на вопрос, чем прежде всего важна тема памяти новомучеников. * * *
Оксана Иванова: Тема святости удивительно актуальна сегодня. Не то чтобы о ней много говорили или думали, просто людям этого очень не хватает. Тема памяти о тех, кто выстоял, оказалась не запятнана ни политическими интересами, ни какой бы то ни было борьбой. Они - всеобщий, почти непререкаемый моральный авторитет. И на этом основании удается вести диалог с самыми разными людьми. Я пережила несколько раз удивительные мгновения, когда после долгих лет каких-то недоумений, нестроений, невозможности «пойти всем вместе в ногу» в церкви (ведь у каждого свои чувства, мысли, опыт, переживания) тема памяти новомучеников удивительным образом объединяла людей, давала возможность пережить реальное духовное единство. Задевает она и людей неверующих, нецерковных, но чувствующих необходимость сохранения правдивой памяти о прошлом. Однако когда мы начали заниматься организацией выставки, посвященной мученикам и исповедникам Урала, непобежденному духовному сопротивлению на Урале в XX веке, оказалось, что данных, публикаций, исследований совсем немного, круг исследователей крайне неширок и все они друг друга неплохо знают. Тот опыт реального света, который действовал в жизни людей, который действовал и в жизни народа, в его истории, не был, к сожалению, определяющим для XX века, он был скорее подспудным. Но то, что он был, то, что он есть - многие люди знают и помнят. И когда начинаешь об этом опыте говорить, у людей внутри словно лампочка загорается. Они говорят: «Да, да, да, помню, помню, что-то мне бабушка рассказывала». Я знаю, что в последнее время, по крайней мере у нас в Екатеринбурге, многие вдруг заинтересовались своими корнями, своей родословной и особенно той частью родни, которая сохраняла веру, верность, оказалась неперемолотой в идеологической машине. Даже работники архивов, которым оказалось трудно, практически невозможно выдать нам материалы, документы для выставки «на профессиональном уровне», предлагали документы из своих личных архивов. Владимир Иванов: Много лет назад я, будучи экономистом по образованию, задался вопросом: как могла случиться в начале XX века такая катастрофа? Экономических предпосылок для этого практически не было, страна была на подъеме. Читая различные воспоминания, исторические тексты, я всегда удивлялся тому, насколько обстановка в обществе была полна уныния, насколько люди либо вообще ничего не понимали, либо, все понимая, ничем не могли ответить на вызов времени и вполне пессимистически смотрели, как все катится в яму. У них как будто какой-то стержень духовный вынули, словно какая-то основа из-под ног была вырвана. И такое ощущение было, будто просто не было никаких шансов у нашей страны, кроме одного, который и случился, кроме этой катастрофы. Придя в церковь, став членом братства, я начал читать воспоминания о новомучениках и исповедниках - сначала про Мечёва, потом про Жураковского. И я вдруг увидел людей, у которых было совершенно ясное понимание ситуации, но при этом был совершенно адекватный духовный ответ на эту ситуацию, которые имели в себе силу, энергию. Судьбы этих людей были часто трагическими, но при этом было совершенно очевидно, что они не только не были сломлены обстоятельствами, не только сохранили свое собственное человеческое достоинство, но и помогли это сделать другим людям в тех обстоятельствах, которые давили и ломали достоинство людей и всего народа. И я впервые увидел в этих святых новомучениках людей, которые могли преобразить ситуацию, и они ее преображали. Мне показалось, что опыт таких людей - это не феномен опыта революционного времени. Совсем нет! Опыт новомучеников для меня - это опыт, который актуален во все времена, во всех обстоятельствах. КИФА №2(124) январь 2011 года |