gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Поиск статьи
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
23.02.2011 г.

Если последовательно жить христианской жизнью, может измениться все государство

Интервью митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау), председателя Комитета по биоэтике при Священном Синоде Элладской Православной Церкви

- Владыка Николай, Вы - председатель Комитета по биоэтике при Священном Синоде Элладской Православной Церкви. Какие проблемы биоэтики наиболее актуальны для Греции сегодня?

- Комитет по биоэтике в Греции занимался тремя основными проблемами: трансплантация органов, техники искусственного зачатия и эвтаназия.

Также мы занимались проблемами изучения стволовых клеток, природы эмбриона и генетической этики.

Впоследствии мы стали рассматривать вопросы этики нанотехнологий и этики, которая связана с процессами, происходящими в нервной системе человека, то есть  нейроэтики и психоэтики.

Особенное внимание  в последнее время уделяется вопросам этики последних минут жизни человека. Это то, что касается терапии, которая облегчает последние страдания человека, если он находится в тяжелой стадии серьезного заболевания.

- Часто ли общество, правительство, медики в Греции интересуются мнением Церкви по данным вопросам?

- Достаточно часто. Прежде всего, обращаются представители социальных служб, потому что сейчас, согласно греческому законодательству, мы следуем общеевропейским правилам, и вопросы биоэтики стоят особенно остро.

Также мнением Церкви интересуются, когда проходят различные медицинские конференции и в процессе возникают вопросы этического характера.

Вопросы биоэтики в чистом виде занимают и саму греческую Церковь, то есть тут мы говорим уже об исследовательском аспекте. Так что сама греческая Церковь заинтересована в исследованиях этических проблем.

Кроме того, мнением греческой  Церкви  интересуется Вселенский собор и разные организации других Церквей.  Например, Ватиканский совет.

- Элладская Церковь организует конференции с представителями других Церквей и других конфессий?

- Да, такие конференции бывают. Я неоднократно участвовал в подобных мероприятиях и в Риме, и в Англии,  и в Румынии, и в самой Греции. Сейчас идет активное сотрудничество с одним румынским Университетом.

- В Греции защищается много диссертаций по вопросам биоэтики?

- Достаточно много. В Греции этими проблемами занимаются уже 10 лет. Первыми этими вопросами начали заниматься богословские факультеты. В основном в Салониках, а потом  - в Афинах. Сейчас предмет биоэтики носит междисциплинарный характер в Университете на Крите. То есть любые студенты могут прослушать этот курс.

И я сам написал одну из диссертаций по вопросам биоэтики.

- По какой именно теме?

- Трансплантация органов.

- В этом году Нобелевский комитет присудил премию в области медицины ученому, разработавшему метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Насколько актуальна эта проблема для Греции? Каково мнение Элладской Церкви по поводу приемлемости ЭКО?

- Мы занимались этим вопросом примерно 2,5 года. Позиция Греческой Церкви отражена в коллективном документе, в котором обозначены 80 основных пунктов. Этот официальный документ уже переведен на английский, французский, немецкий и русский языки. Мы разослали его по всем известным организациям, которые занимаются вопросами биоэтики. В нем отражены основные позиции и то, как пастырь может это донести до своей паствы, иначе говоря, каким образом сказанное там соответствует  реальному положению вещей.

С одной стороны, позиция греческой  Церкви в том, чтобы быть очень острожным и соблюдать определенные правила в этих вопросах. С другой стороны, это вопросы церковной икономии, и, значит,  нужно следовать современному состоянию вещей,  которое меняется.

Греческая Церковь  может принять эти технологии, если соблюдаются  3 основных положения.

Во-первых, не уничтожаются эмбрионы. Во-вторых, не производится смешения генетического материала. То есть пара, которая совершает искусственное оплодотворение, не должна брать чужую яйцеклетку или чужие сперматозоиды. И, в-третьих, для этих целей не должны создаваться «лишние» эмбрионы,  которые потом не будут использоваться.

- Что делать родителям, у которых нет возможности иметь родных детей?

- Я, конечно, считаю, что пара в таких случаях должна, прежде всего, с помощью Божией приобретать ребенка, то есть молиться, давать обеты, совершать духовные подвиги. Лучше, чтобы ребенка дал Господь, чем чтобы мы сами его сделали механическим образом.

- Сегодня в России остро стоит проблема абортов, в том числе по медицинским показаниям. Какова ситуация в Греции? Что Церковь и Ваш Комитет предпринимает для ее решения?

- Прежде, чем мы перейдем к проблемам эмбрионов с отклонениями в развитии, нужно сказать, что в Греции сейчас очень остро стоит проблема нежелательной беременности. 300 тысяч абортов производится каждый год. Это очень большая цифра. Особенно если принять во внимание, что в Америке она в 5 раз больше, в то время как население Америки больше греческого в 20-23 раза.

Мы рассматривали проблему статуса эмбриона, природы эмбриона. Как Комитет по биоэтике, мы  ни под какими предлогами не могли бы принять уничтожение эмбриона.

Что касается непосредственного исполнения этих решений, Синод опередил Комитет по биоэтике и оставил решение этой проблемы на усмотрение духовного отца и самого человека. Так что  Комитет по биоэтике этой проблемой не занимается.

Конечно, Церковь не может принять аборт для ребенка с синдромом Дауна, это не согласуется с церковной логикой.

- А если плод угрожает здоровью матери?

- Я как раз хотел перейти к этой  теме. Это входит в круг решений, которые принимает духовный отец. То есть священник должен принимать конкретное решение с конкретной парой. И, конечно же, легких ответов на эти вопросы нельзя дать ни с точки зрения Синода, ни с точки зрения пастыря.

- Сегодня Церковь должна быть готова ответить на «вызовы» времени. Один из них - возможность клонирования человека. Международные документы запрещают подобные разработки. И, тем не менее, если некие злонамеренные люди все-таки клонируют человека и он пожелает принять крещение, этот клон будет принят в церковную ограду?

- Вопросами клонирования мы занимаемся постоянно, потому что эта область развивается стремительно. Слава Богу, мы попросили, чтобы Синод не принимал поспешных решений, потому что видно, что по определенной причине человека нельзя клонировать. Сама природа отказывается участвовать в клонировании человека, это научный вопрос.

Помимо официальной позиции могу сказать свое мнение. Допустим, клонировали человека. Почему Церковь должна от него отказаться? Проблема будет не с тем, кого клонировали, а с тем, кто его создал. Он же как бы будет его родителем, но как может быть один родитель, а не два? А того, кого клонировали, мы, естественно, окрестим.

Вообще здесь очень большая база данных, очень много работы, проходят различные конференции. Но сейчас нужно сперва решить другие, более насущные вопросы.

- И какой из них сейчас самый важный?

- По биоэтике? Например, очень серьезные проблемы связаны с эвтаназией, но по ним есть решение. По искусственному оплодотворению, в целом, мы тоже разрешили.

Сейчас возникают сложные проблемы, которые касаются нейроэтики и серьезных заболеваний,  при которых человек теряет разум. Например, болезнь Альцгеймера  и тому подобные. Сейчас, в ноябре-декабре у нас будет несколько конференций, посвященных этим вопросам. Нельзя сказать, что это самая главная проблема по объему. Просто поскольку по остальным были как-то обсуждения и решения, сейчас проблемы нейроэтики главные из тех, которые нам предстоит решить.

- В нынешнем году Греция переживает многие испытания: кризис, люди теряют работу, происходят уличные драки, в мае подожгли банк, погибло 3 женщины... С чем, по-Вашему, связан такой выплеск агрессии? Как это возможно в стране, где подавляющее большинство населения - православные, с детства живущие в церковной традиции люди?

- Как Вы считаете. В процентном соотношении из всего населения Греции сколько народу ходит в церковь и воспитывается в рамках религиозной традиции? Процент очень маленький.

Вопрос с другом. Вопрос в том, почему в стране, где такая серьезная традиция, люди могут вести себя подобным образом. Нас испортили или мы испортились, потому что отошли от Церкви. Например, произошла дехристианизация образования. В 1981 году попытались исключить из системы общеобязательного образования христианские компоненты. Но может быть, у Вас сложилось негативное представление о Церкви, потому что Вы видите только плохое? В Греции есть еще и хорошее, много хорошего.

- Мы видим и хорошее, просто сейчас я спрашивала именно о плохом. В русских СМИ были сообщения  о том, что в Греции наложен трехлетний мораторий на рукоположения, потому что в связи с кризисом у государства нет средств, чтобы содержать новых священников. Это правда?

- Нет, это неправда. В течение октября я лично рукоположил четырех  человек, и сейчас еще несколько готовятся к хиротонии.

- Тем не менее, Церковь и государство в Греции объединены. Такое тесное сотрудничество, сближение - это «плюс» или «минус» в современной ситуации?

- Сотрудничество никогда не может быть плохим, но в нынешней ситуации отношения Церкви и государства в том виде, в каком они есть сейчас, наверное, это не очень хорошо.  Греция  - это государство, управляемое законом. По закону государство может контролировать  Церковь.

Однако в нынешних тяжелых условиях видно, что государство нуждается в Церкви, особенно в социальной деятельности, которую она всегда осуществляла. И поэтому отношения сейчас хорошие, спокойные.

В моей митрополии отношения с политической властью прекрасные. Никакой проблемы нет.

- Что может Церковь противопоставить современной секуляризации и «размыванию» нравственных норм в обществе?

- Церковь сегодня - это единственная надежда для общества, и поэтому я с сожалением вижу, что она не действует должным образом. Сейчас, в этой сложной ситуации, Церковь могла бы не только кормить людей, но и дать им веру, надежду, истину. Церковь может придать смысл жизни человека, особенно молодого человека. И она в состоянии это сделать.

Сейчас сложились такие обстоятельства, что молодой человек может обратиться к Церкви. И там,  где существуют здоровые очаги религиозной жизни, это и происходит.

Если последовательно жить христианской жизнью, может измениться все государство. Целая Римская империя изменилась и стала другой империей. Это  возможно и в наше время. И это вне зависимости от духовной борьбы, которая всегда ведется между темными и светлыми силами. У нас и сейчас есть святые, которые были прославлены недавно, а не только те, что жили в древние времена.

- Что делается именно в Вашей митрополии?

- Есть монашеские общины, которые молятся, священники, которые борются бок о бок с народом, приходы, которые принимают молодежь. Но также есть и проблемы. Мы совершенно обычная митрополия, такая же, как все остальные.

www.taday.ru/text/725086.html

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!