gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Поиск статьи
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.02.2011 г.

Более апостольская, нежели святоотеческая

17 февраля исполняется 85 лет со дня рождения протоиерея Иоанна Мейендорфа

Отец Александр Шмеман где-то в толще своих «Дневников» заметил: столько людей пишут исследования о таких и таких богословских тонкостях, но к их собственной жизни это не имеет никакого отношения. Отец Иоанн Мейендорф значительнейшую часть своей жизни писал о византийском богословии, но к нему едва ли приложимо горькое замечание Шмемана. Святоотеческое богословие стало для него тем отправным пунктом, к которому он постоянно возвращался. Но это не было замкнутым движением по священному кругу, зачарованной обращенностью в золотое прошлое, потому что, вновь и вновь возвращаясь к основаниям, он всегда был устремлен вперед.

Докторская диссертация по св. Григорию Паламе, защищенная в Сорбонне, сразу выдвинула его в число крупнейших византивистов. Перед этим он окончил Свято-Сергиевский институт в Париже. Хотя на протяжении многих лет он активно участвовал в деятельности крупнейшего американского центра по византологии, вряд ли он ставил своей основной целью почетную работу в рамках узкой корпорации специалистов по древностям. Для него наследие христианского Востока скорее служило другим, самым приоритетным задачам: свидетельству о православии в неправославном мире и творческому развитию христианского богословия.

Как замечают западные авторы, уже самое первое его исследование по Паламе совершило переворот в западных представлениях об истории византийской мысли. До этого считалось, что время св. Григория представляло собой увядший закат византийского богословия, слабо связанный с эпохой его наивысшего расцвета. Именно о. Иоанну удалось убедительно показать, что паламитское богословие глубоко укоренено в древнейшей православной традиции с ее главным акцентом на теозисе человека.

Но при этом ему был совершенно чужд всякий триумфализм, ложный патриотизм, нетрезвенное почитание православных древностей лишь с целью помпезного превозношения над другими людьми и традициями. Склонный к неожиданным афористичным высказываниям, Мейендорф, в частности, напоминал, что наша церковь все же называется апостольской, а не святоотеческой. Являясь непреклонным апологетом православия, он внимательно всматривался в инославные традиции. Этим объясняется его регулярное на протяжении многих лет участие в экуменических дискуссиях. Если для богословов и церковных деятелей Русской церкви в СССР экуменический диалог был в первую очередь вынужденным средством защиты от преследований государства, то о. Иоанн, принадлежа к свободной ветви русского православия, мог концентрироваться на более творческих задачах, обозначенных выше.

Церковное предание никогда не было для него обращенностью назад. Восприняв творческий призыв о. Георгия Флоровского «вперед, к отцам!», о. Иоанн вслед за ним и о. Александром Шмеманом покинул обжитой Париж и устремился в неведомую землю Нового Света. Как он сам отмечал, это был их ответ на вызов времени. Блестящая плеяда деятелей русского религиозно-философского возрождения, стоявшая у истоков Свято-Сергиевского института, постепенно угасала. Императив «посланничества» (посланничество, а не изгнание, - так воспринимали лучшие люди свою трагическую эмиграцию из России) требовал нового действия, движения вперед. Флоровский вместе с Шмеманом и Мейендорфом восприняли этот призыв как миссионерскую задачу, как целожизненную необходимость созидания поместной православной церкви в Америке. Для всех США стали страной их гражданства - во всех смыслах. В этой же земле они обрели свое последнее земное пристанище.

Флоровский и Шмеман не дожили до освобождения Русской церкви. Отец Иоанн застал это эпохальное событие, и его чаяния были всецело устремлены к скорейшему возрождению русской церкви после семидесяти лет пленения. Он прекрасно понимал, что без возрождения духовного богословского образования восстановление одних лишь церковных «стен» будет бесполезным. К сожалению, очень скоро неизлечимая болезнь забрала его.

Его труды по византийскому богословию стали хрестоматийными в богословских школах, чего пока нельзя сказать о его свободном и творческом отношении к традиции. Но без последнего никакие знания не приведут к желаемому результату. В следующем году исполнится 20 лет со дня кончины о. Иоанна. Качество памяти о нем и его трудах находится в прямой зависимости от того, насколько будет реализовываться центральный момент его жизненного кредо - пристальный и чуткий взгляд назад, чтобы творчески двигаться вперед.

Максим ДЕМЕНТЬЕВ

Информационная служба СФИ

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!