«При победе над грехом открывается взаимное притяжение и родство людей» 31 января исполняется 130 лет со дня рождения архиепископа Сергия (Королева) Архиепископ Пражский Сергий Аркадий Дмитриевич Королев (будущий архиепископ Сергий) родился в 1881 году в Москве, на Большой Пресне. В 1907 году по окончании Вифанской семинарии и Московской Духовной Академии был пострижен и рукоположен в иеромонаха Владыкой Евлогием (Георгиевским), который был наставником и духовным отцом Аркадия. В 1914 году назначен настоятелем Яблочинского монастыря в Холмской епархии (Польша) с возведением в сан архимандрита. «Настоящий, от природы» монах, по отзывам знавших его, в 1921 году архимандрит Сергий указом Патриарха Тихона определен быть епископом Вольским, викарием Холмской епархии.
В 1922 году после высылки из Польши (в связи с вопросом об автокефалии Польской Церкви) Владыка Сергий прибывает в Прагу, где 24 года в тяжелейших условиях эмиграции возглавляет русскую православную общину, став для нее подлинным пастырем. Духовный облик владыки, вобравший в себя лучшие черты православного святительства и старчества, привлек к нему множество людей. Общение с ближними в любви Христовой и общение с Богом в Церкви стали двумя дорогами, по которым он вел свое «словесное стадо» в Царство Небесное. «Мы призваны к общей жизни, и общение с людьми есть поэтому христианский долг, - говорил владыка в беседе «О подвиге общения». - Человек, общаясь с другими и творчески преодолевая разделение, раскрывает свои ценности, обогащается сам и тем самым обогащает других». Современники отмечали, что вся «политика» епископа Сергия заключалась в непосредственном личном общении с верующими. Он постоянно участвовал в жизни своих прихожан, часто исполняя обязанности приходского священника. В Праге не было русской семьи, где он не крестил бы детей, не венчал молодых и не напутствовал умирающих. С началом немецкой оккупации для владыки началось время скорби и исповедничества, которое продлилось до самой его смерти. Он защищал гонимых и укрывал у себя бежавших из немецких концлагерей, это могло стоить ему жизни. В 1946-1950 годах владыка Сергий - Экзарх Московской Патриархии в Средней Европе, епископ Берлинский и Германский. 26 сентября 1950 года владыка Сергий был назначен в Россию, архиепископом Казанским и Чистопольским. Покидая Берлинскую кафедру, он был свободен от каких-либо иллюзий. Семь лет, пережитых в оккупированной немцами Праге, и еще пять лет под надзором спецслужб в разных городах подсоветской Европы прибавили к его пастырскому подвигу подвиг исповедничества. В застенках НКВД пропадали его духовные чада, на его глазах рушилась жизнь ближних. С 1950 года и до кончины он служил в России на Казанской и Чистопольской кафедре. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви Клочков докладывал казенным номенклатурным языком: «Архиепископ Сергий никаких особых мероприятий не провел, но он ввел в казанских городских церквях ежедневную службу. Ежедневно их посещает и часто служит сам. Этим он достиг того, что верующих стало больше ходить в церковь, и поднял свой авторитет». Обстановка в послевоенной России была непростой. Тяжкие лишения, атмосфера страха и доносительства, особенно усилившаяся в конце 40-х - начале 50-х годов в связи с кампанией по борьбе с космополитизмом и новым витком шпиономании, не обошли и Церковь, тем более что для властей люди верующие были заведомо неблагонадежными. Даже прилежные прихожане боялись откровенно говорить друг с другом. Именно уныние и недоверие к людям архиепископ Сергий в первую очередь искоренял среди пражских эмигрантов, теперь он был призван бороться с ними на родине. Его уже нельзя было испугать тиранией, и в Казани он продолжал делать то, что делал и во время польского гонения, и при нацистах. Владыка Сергий внес в богослужебную жизнь Казани свойственный ему творческий дух. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, он продолжал не только служить на службах, но и общаться с паствой, давая каждому духовные наставления. Люди, служившие с ним, вспоминают, как при нем само собой прекращалось праздное хождение по алтарю и просто совестно было вести лишние разговоры. При этом все его замечания священнослужителям носили исключительно доброжелательный характер. В условиях победившего социализма архиепископ Сергий не изменил пражскому обыкновению всегда ходить в рясе или подряснике и добираться до храма пешком. Во время прогулок владыка подмечал, где люди живут бедно, у кого требует ремонта дом, а потом старался помочь им. Знавшие его, отмечают, что он никого не баловал подачками, но помогал именно тем, кому это было нужно, а на такую помощь порой уходил весь его архиерейский доход. В его лице находили утешение и запуганные властями «бывшие», и утомленные беспросветным существованием жители рабочих окраин. Отпевавший его в 1952 году архиепископ Макарий так подвел итог жизни владыки: «Слава твоя - это весь народ, собравшийся сегодня проводить тебя». Владыка похоронен за алтарем храма, его могила является одним из почитаемых мест в Казанской епархии. В настоящее время идет работа по подготовке материалов для канонизации владыки Сергия. По материалам сайта http://www.hram-klad.narod.ru/ |