gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Поиск статьи
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
01.02.2011 г.

Православный сегмент Рунета: миссия и её подмены

Доклад на семинаре «Православный интернет: миссия, коммуникации, дискуссии» в направлении «Церковь и СМИ» XIX Международных Рождественских образовательных чтений

Присутствие Церкви в Интернет-пространстве - насущная необходимость сегодняшнего дня. По различным данным в России сейчас примерно 50-60 млн. пользователей Интернета, т.е. около 35-40% населения. Большей частью это молодежь и люди среднего возраста, т.е. социально активные и значимые группы населения, к которым Церкви необходимо донести Евангельскую весть. У миссии в Интернете есть свои особенности, которые необходимо учитывать: массовость, апологетическая направленность для неверующих и просветительская - для верующих, очень затрудненная обратная связь с адресатом проповеди, и вследствие этого - трудность дальнейшего воцерковления уверовавших. Как же сделать присутствие и общение в Интернете православных христиан свидетельством веры и избежать опасных подмен? Что может помогать успешному проведению православной миссии в Интернете и дальнейшему воцерковлению людей?

Массовая миссия

Вначале хочется сказать несколько слов о том виде миссии, к которому относится православная миссия в Интернете, т. е. о массовой миссии. Этот вид миссии использовал и Спаситель, и апостолы, проповедуя одновременно большому числу людей, как мы знаем из Священного писания [1].

Формы современной массовой миссии разнообразны: это и встречи одновременно с большим количеством людей (несколько сотен и тысяч человек), например, на стадионе или в большом зале, трансляции таких встреч по TV и в Интернет-пространстве, и создание Интернет-ресурсов, которые посещают тысячи людей и знакомятся с размещенной там информацией, а также участвуют в разных формах Интернет-общения, сюда же относится и издание миссионерской, апологетической, просветительской литературы, газет, журналов и пр. Массовую миссию, строго говоря, трудно назвать миссией в прямом смысле слова, потому что самого главного - личного общения верующего человека и человека неверующего, во время которого происходит свидетельство, как правило, во время массовой миссии не происходит. Ведь самое важное в христианстве, его дух и смысл, передаются только лицом к лицу, от глаз к глазам, из уст в уста, в общении, совместной жизни и молитве. Убеждает людей именно подлинность жизни, подлинность духовного опыта, вера, воплощенная в делах любви, она пробуждает и побуждает людей самим искать и обретать полноту смысла в своей жизни, всерьёз изменять свою жизнь. Поэтому всякая массовая миссия, в том числе и миссия в Интернете - это преимущественно не прямая миссия, а косвенная, не основная, а предварительная. Она может состоять в пробуждении интереса к духовной жизни, к христианству, в православной христианской апологетике, в просвещении народа в широком смысле слова, в том числе борьбой с разного рода суевериями, искажениями веры. Основная цель массовой миссии - подготовительная, она направлена на создание пространства диалога, преодоление предубеждений, опасений и страхов человека перед Церковью и верующими, на развенчание суеверий и защиту веры от нападок; основное же преимущество массовой миссии - именно её массовость, возможность обратиться к очень большому количеству людей одновременно. Трудностями массовой миссии, в отличие от миссии личной или групповой, являются: отсутствие обратной связи с адресатом проповеди, или её недостаточность, и вследствие этого - трудности продолжения миссии и дальнейшего воцерковления уверовавших. Интернет-миссионеры сталкиваются с этими трудностями постоянно. О некоторых способах их преодоления будет сказано во второй части доклада, а сейчас необходимо сказать о содержании миссионерской проповеди с использованием Интернета.

Опасные подмены

Основное условие успешности православной миссии - её соответствие апостольской проповеди Креста и Воскресения Иисуса Христа, проповеди спасения и преображения, в котором нуждается каждый человек и весь мир. Как и в любом виде миссии, в массовой миссии с использованием Интернета существует ряд опасных духовных подмен, которые способны полностью извратить суть православного свидетельства, ввести людей в заблуждение и даже их соблазнить. К счастью, таких духовных подмен существует немного, и среди них можно выделить три основных - это контрмиссия, прозелитизм и лжемиссия. В докладе я не стану приводить конкретные примеры таких подмен, так сказать «показывать пальцем» и обличать, потому что, во-первых, эти искажения типичны, они, к сожалению, довольно часто встречаются и, во-вторых, никто из православных миссионеров не застрахован от них. Все мы можем совершать ошибки, но главное - исправлять их и более не допускать.

На контрмиссии, т. е. агрессивной борьбе с инакомыслием не христианскими средствами (клевета, ложь, передергивание и искажение фактов), вместо обличения еретических заблуждений и апологетики православия и христианства, я сейчас не буду останавливаться. На сайте Богослов.ru была опубликована статья [2] на эту тему, где эта опасная подмена довольно подробно описана. Прозелитизм, уродливое явление, когда вместо свидетельства о православии происходит переманивание и перетягивание к себе христиан из других конфессий (чаще всего духовно незрелых, с помощью обещаний и даже запугивания), к счастью, довольно редко встречается в православном сегменте Рунета, поэтому сейчас подробно о нем говорить тоже не стоит. А вот о третьей подмене, о лжемиссии, нужно поговорить подробнее, потому что она в православной миссии в Интернете встречается наиболее часто. Ложь - это не просто неправда, а искаженная, «перекрученная» правда, т. е. действительные, реальные факты в искаженной, неверной интерпретации, когда к правде сознательно или несознательно примешивается что-то инородное, лишнее или прямо ей противоречащее. Например в центр проповеди ставится не Иисус Христос, а сам проповедник и его дело, или дело какой-то православной организации, группы верующих. И тогда главным в проповеди становится не возвещение Евангелия, а трансляция взглядов и учений этой достаточно немногочисленной группы людей. Причем, о Боге, Христе и Церкви тоже упоминается, но зачастую лишь только упоминается...

Гораздо более серьёзной подменой, чем эта, является попытка подмены Евангельской вести идеологией, например, национальной или государственной. Речь не идет о том, чтобы вообще не говорить и не писать на эти темы, ведь Церковь прямо обязана являть христианское отношение ко всему, что окружает нас в мире и обществе. Речь идет о соотношении, о некоем балансе. Порой заходишь на православный вроде бы сайт, как и написано в названии, видишь крест, иконы, фотографии православных священников, а начинаешь читать статьи - и понимаешь, что главные вопросы, волнующие православных христиан на этом сайте, вовсе не вопросы «как воплотить в нашей жизни заповеди Христа, как жить вместе по Евангелию», а вопросы национальные или политические. И человек, попадая на такие сайты, изначально неправильно ориентируется в духовной жизни, принимает православное христианство с примесью того, что к нему не имеет прямого отношения.

Ещё одной подменой является преувеличенный акцент в свидетельстве на вещах вторичных и внешних, когда вместо свидетельства о сути христианства, о Христе, о Церкви, о благодатном действии Бога в жизни христиан, о силе покаяния, лишь описываются церковные обряды и народные обычаи, легендарные чудеса, истории с чудотворными иконами, прозорливыми старцами и т.д. Опять же, ничего плохого в описании этих правдивых фактов и примеров истинной святости нет, но очень велик риск, что ищущие Бога и Церковь люди так и остановятся на этом внешнем и вторичном, и вглубь не пойдут, и всерьёз жизнь свою изменять не станут. А именно появление у человека желания всерьёз изменить свою жизнь (т.е. покаяться), и войти в церковь (воцерковить жизнь) и является плодом всякой миссии, в том числе и в Интернет-миссии.

Готовность принять плоды миссии

Теперь об основной трудности в миссии через Интернет - затрудненной обратной связи с адресатом проповеди, и вследствие этого - трудности продолжения миссии и дальнейшего воцерковления уверовавших. Прежде всего нужно отметить, что любая миссия в нормальном случае должна иметь достойное продолжение. Если происходит свидетельство о Христе, если происходит любая миссионерская проповедь, то ведущим эту проповедь нужно заранее позаботиться о том, как продолжать общение с теми, кто на эту проповедь откликается. Зачастую же сайты православных приходов представляют собой довольно странный с точки зрения миссии набор из текстов проповедей священника на праздники, фоторепортажей детских праздников и описания хозяйственной деятельности (реконструкции и строительства храма) с просьбами о пожертвованиях на эту деятельность - и всё. Порой ищущему человеку трудно обнаружить даже расписание богослужений и телефон священника, чтобы можно было позвонить ему, или электронный адрес, чтобы задать вопрос или написать письмо. Конечно, о каком-то миссионерском значении такого присутствия в Интернете вообще говорить не приходится. Людей уверовавших, преодолевших страхи и сомнения, обретших доверие к Богу и Церкви, возжелавших новой жизни в ней после миссионерской проповеди, необходимо в эту новую для них жизнь постепенно вводить. Вспомним известные слова из Евангелия от Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» [3]. Как мы видим, учить нужно и до, и после крещения.

Проблему затрудненной обратной связи с адресатом проповеди возможно частично преодолеть через применение различных средство и форм общения через сеть Интернет, используя для этого эл. почту, форумы, чаты, социальные сети и пр. Всё это позволяет наладить связь с ищущими людьми. Но, прежде всего, необходимо искать возможности для личного общения миссионеров с ищущими общения людьми, и предусматривать пути для дальнейшего воцерковления обратившихся людей, как на местах (особенно в крупных городах), через проведение систематической регулярной катехизации, так и через создание и развитие различных форм заочной катехизации. Продолжать миссию катехизацией, искать пути для этого совершенно необходимо, иначе люди просто не находят пути в церковь. Во время общения с миссионерами через сеть Интернет они преодолевают сомнения, предубеждения и страхи, хотят изменить жизнь и войти в церковь, но не знают как это сделать. Поскольку катехизация - это устное научение христианской вере, молитве и жизни, а не просто передача знаний об этом, то необходимо, наряду с различными формами миссии через Интернет, развивать и интерактивные формы катехизации.

Итак, проводя миссионерскую проповедь в Интернете, совершенно необходимо не только избегать опасных подмен, но и специально заботиться об обратной связи с людьми, обеспечивать для них возможность личной встречи и общения для их дальнейшего воцерковления.

----------------------

1 - Мф 13:1-2; Мк 3:7-10; Лк 6:17-18; Деян 2:5-42, 3:11-26 и пр.

2 - Адаменко Н.А. Миссия или контрмиссия?: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/547286.html (04.01.2010).

3 - Мф 28.19-20

 

Наталья АДАМЕНКО,

преподаватель СФИ

Информационная служба Преображенского братства

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!