ПедзаветСразу несколько посланий от РПЦ обсуждались на  минувшей неделе. Многих озаботило, на каком основании церковь вторгается  в личную жизнь - от абортов до того, что можно, а чего нельзя носить  Основным  информационным поводом стали предложения патриарха Кирилла, касающиеся  семьи и детства. Эти предложения были направлены руководству страны и,  как сообщалось, предназначены для обсуждения на заседании  Государственного совета РФ, а ознакомиться с ними можно на официальном  сайте Московской патриархии. Исходя из текста предложений, глава церкви  прежде всего озабочен проблемой абортов. Он, в частности, предложил  ввести обязательный двухнедельный перерыв, после того как женщина  подписывает так называемое информированное согласие перед совершением  операции. Среди других предложений патриарха - создание сети приютов для  одиноких матерей, оказавшихся в сложной ситуации (государство могло бы  решить вопросы с помещениями и ресурсами, а церковь - оказать помощь в  подготовке сотрудников). Также глава церкви предлагает вывести аборты из  системы медицинского страхования, правда, если жизни матери не угрожает  опасность.    									В документе затронуты и другие  проблемы: так, в детдомах, по мнению патриарха, возможно не только  светское, но и религиозное воспитание, а также постное питание. Он также  предлагает создать дополнительные гарантии для родителей на право  воспитывать детей, поощрять многодетных матерей и отцов.    									Следом за патриархом появилось и еще  одно знаковое послание - от протоиерея Всеволода Чаплина, главы  Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского  патриархата. Это послание общественности стало продолжением дискуссии о  внешнем виде россиянок, начавшейся в конце прошлого года. Протоиерей, в  частности, предложил создать общероссийский дресс-код. По его словам,  то, как женщины ведут себя в публичных местах, не только их личное дело.  Недостоин уважения и мужчина, «одетый посреди большого города в шорты и  майку, в треники и тапочки».    									Вполне естественно, что и слова  протоиерея, и инициативы патриарха вызвали бурную дискуссию в самых  разных кругах. Предложения патриарха разбирали более подробно: в  частности, специалисты высказались против запрета бесплатных абортов.   									- Наше общество нельзя назвать  христианским, - считает директор Института религии и права Роман Лункин.  - То, чему учит православная церковь, касается меньшей части населения  страны, поэтому если запретить бесплатные аборты, это будет катастрофой -  разовьется подпольная практика, как было когда-то в католических  странах. Там в результате добились отмены запрета, потому что появилась  подпольная криминальная медицина.   									Что касается двухнедельного периода  ожидания, о котором говорил патриарх, то и тут мнение экспертов  оказалось неоднозначным. Так, врачи указывают, что тянуть в таких  случаях не стоит - беременность лучше прерывать на ранних стадиях.    									По мнению Романа Лункина, то, что  православная церковь выступает за традиционную семью и христианские  ценности, вполне естественно, в этом с ней солидарны и католики, и  протестанты. Другой вопрос, что сама власть не может принимать решения  только исходя из предложений патриарха. Что на это ответит власть -  вопрос пока открытый.   									Александр Гридчик, главный акушер-гинеколог Московской области    									С точки зрения морали я с патриархом  согласен. Врачи призваны спасать жизни, а не убивать. Но запреты  абортов мы уже проходили в 1946-1947 годах и получили увеличение  криминальных вмешательств, а также увеличение смертности. С точки зрения  экономической эту меру надо просчитать, ведь после криминальных абортов  женщины будут поступать к нам в реанимацию в тяжелом состоянии, и денег  на их лечение за счет налогоплательщиков будет тратиться много. Кроме  того, возможно, придется делать бездетным женщинам ЭКО, а это уже  миллионы.    									Источник: «Известия»   									Павел Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка    									Свод законов, образующих систему  защиты детей, у нас сегодня и так достаточен. К сожалению, основная  проблема, как это часто в России бывает, в том, что хромает  правоприменительная практика. <...> Органы опеки включают в себя  огромную, миллионную армию работников. Они есть в каждом муниципальном  районе, но зачастую выстраивают свою работу совершенно не в том ключе, в  каком нужно. Как правило, они начинают что-то делать только тогда,  когда к ним обратились. В лучшем случае какую-нибудь бумажку напишут.  В худшем случае вообще никак не реагируют или неправильно применяют  закон. Однако не бумаги нужны, нужно идти в неблагополучную семью, к  людям. При этом не вмешиваться, не разрушать, а помогать им.    									Источник: «Журнал Московской Патриархии»   									Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института    									Эти предложения, наверное,  готовились давно: они очень взвешенны, многосторонни. Сейчас в Госдуму  со всех сторон идут инициативы такого рода, так что, очевидно, готовится  какая-то законодательная инициатива. Однако, мне кажется, нельзя  мечтать о возвращении патриархальной семьи. Время изменилось, и  отношения в семье могут вновь выстроиться, только если мы снова научимся  относиться к человеку как к личности. Должно появиться уважение к  старшим и к младшим, умение ценить достоинство другого - вот где истоки  возрождения семьи. Сохранять ее только из демографических интересов -  это, во-первых, наивно, а во-вторых, невозможно. К тому же семья - это  социальная ячейка общества, церкви более пристало говорить о браке.    									Источник: соб. инф.   									Марк Смирнов, редактор журнала «Наука и религия»    									Предложения патриарха появились во  многом как подражание странам Запада: специальные советы, в состав  которых входят психологи, медики, священники, существуют, например, в  Германии, их члены пытаются объяснить женщине, решившей сделать аборт,  все за и против, прежде всего чтобы отговорить ее от такого шага. Другой  вопрос, что на Западе родить ребенка и вырастить его несравненно легче:  существующие социальные пособия для матерей-одиночек во много раз  больше средних российских зарплат, а значит, перед матерью и младенцем  не стоит вопрос выживания, как это происходит в России. Точно так же  решается и вопрос жилья: если будущая мать оказалась лишенной крыши над  головой, социальные службы немедленно предоставят квартиру (в худшем  случае комнату) и выплатят деньги на приобретение мебели и одежды. Но  государственной помощью дело не исчерпывается.    									Главный вопрос в помощи обездоленным  - в роли самой церкви. В той же Германии есть церковные фонды и  организации (у католиков - это «Каритас», у протестантов - «Диакония»),  которые предоставляют кров матерям, родившим без мужа и зачастую  оставшимся на улице. То есть там церковь сама оказывается активным  социальным работником - сама по себе, не обращаясь при этом к  государству и не перекладывая этой задачи на него. У нас же пока  слышатся общие призывы и слова.    									К тому же я не заметил особых  новаций в предложениях патриарха. Взять хотя бы пункт о денежном  вознаграждении для многодетных отцов и матерей, разве не существует у  нас похожих государственных инициатив? Разве нет у нас государственной  награды «Мать-героиня»?   									Есть и многое, что беспокоит в  данных предложениях. Сегодня мы наблюдаем, как государство постепенно  уходит из социальной сферы и на его место, на место органов опеки  приходит РПЦ. Но ведь это не единственная религиозная организация в  стране. Как делить детей между религиями и церквами?    									То же самое касается и заявления,  что налогоплательщики, в их числе противники абортов, не должны  оплачивать медицинские расходы на проведение подобных операций. Вы  можете представить, чтобы часть населения сказала, что исповедует  пацифизм и отказывается платить налоги, раз они идут на армию и ее  вооружение? Только государство решает, на что тратить полученные доходы  от налогообложения граждан, как этими деньгами распоряжаться, и лично  мне хочется, чтобы так было и впредь. К сожалению, все последние  выступления РПЦ показывают сращенность церковного организма с  государственным. В русской версии WikiLeaks мы читаем беседу митрополита  Илариона с послом США, и он говорит, что главная задача православной  церкви в России сегодня - проникнуть во все поры российского общества.  Когда-то РПЦ претендовала на роль самой значительной религиозной  организации в России, сегодня она уже де-факто таковой является.   									Материалы подготовили Сергей Мещеряков и Мария Епифанова  									Журнал «Огонёк» № 3 (5162) от 24.01.2011   			 |