Один раз в год за святой водой Каждый год праздник Богоявления ожидается со смешанными чувствами. Кто-то в наплыве жаждущих движения воды посетителей с разновеликой тарой спешит увидеть потаенную православность, которая во все прочие дни года (причем уже все больше включая и Пасху, и Рождество) почти никак не проявляется. Другие, наоборот, с нелегким сердцем приготавливаются к тому, чтобы в очередной раз стать заложниками бессмысленной ситуации. Так зачем и кому, спрашивается, это нужно? Народная мудрость беззвучно гласит: когда что-то неладно в жизни, а люди не плачут и не каются, то вместо них, бывает, плачут иконы. Несколько лет назад не выдержало уже небо и на Богоявление заплакало плотным дождем (вместо традиционных морозов). То есть - если кому-то кое-где еще не достает воды, возьмите... Но экстремальное для наших широт погодное явление никого не проняло. И опять, снова и снова выстраиваются огромные крещенские очереди. Церкви не однажды в своей истории приходилось замещать различные нехристианские обычаи, сообщая им христианский смысл. Так возник праздник Рождества Христова, потеснив собой день зимнего солнцеворота. Так Бонифаций Германский срубал священный языческий дуб, водрузив вместо него ныне всем известную рождественскую елку. Но в случае с днем Крещения мы имеем изначально христианский праздник, обросший языческими смыслами и поэтому ставший почти неузнаваемым в качестве христианского! Это уже новый вызов, аналог которому трудно подыскать в истории. Что делать? Можно, наверное, ситуацию не замечать; но не у всех есть такая возможность. Особенно у священников, служащих на приходе. Можно попробовать как-то использовать само стечение большого количества людей. Сейчас нечасто происходят хоть какие-то скопления народа, дающие возможность обратиться к нему от имени церкви. Обратиться так, чтобы это было хоть в какой-то степени услышано. Но с каким словом можно обратиться к людям, раз в году пришедшим за святой водой? Можно ли к чему-либо полезному повернуть мотивы, понудившие их один раз в год вспомнить о церкви? И каковы сами эти мотивы? Одна знакомая с таким исследовательским настроем недавно расспрашивала людей, стоящих в очереди к мощам, привезенным на поклонение в очередной крупный региональный город. В разговоре выяснились вполне, наверное, очевидные вещи. Для многих подобное «стояние» - долг, который надо воздать «священному» (про прагматические мотивы выпрашивания удачи в делах, здоровья и т.п. не стоит говорить). При этом в церковь люди не ходят. Почему? Во-первых, трудно (надо же часто ходить), вдобавок - монотонно-скучно. Ну и частое хождение к святыне (т.е. в храм) лишает святыню ореола «священности». Иногда говорят о недостатке смысла (но это гораздо реже). Получается, «на выходе» имеем типичную картину сознания, расщепленного на две зоны - священную и обыденную. Главные ценности располагаются в обыденной зоне; к священной же следует прибегать лишь иногда для принесения своеобразной «жертвы». Поэтому ради этого можно и нужно потерпеть и некоторые трудности - скажем, то же многочасовое бессмысленно-бессловесное стояние в очереди. Не будет натяжкой предположить, что с этой точки зрения очереди за крещенской водой и к мощам вполне аналогичны друг другу. И там, и там словесное осмысленное обращение к стоящим в них людям практически невозможно. Так может быть, в данном случае более эффективным было бы какое-то действие, а не просто слово? К чему веду я разговор? А не попробовать ли здесь (это всего лишь предложение!) применить последние церковные решения относительно катехизации? Пусть в отдельных (не во всех!) приходах благочиний и епархий проходила бы длительная катехизация, которая заканчивалась бы на Рождество. А общее крещение (в этих отдельных храмах) совершалось бы, например, на праздник Богоявления. В этом мог бы участвовать епископ. А остальные храмы были бы закрыты (или, по крайней мере, не отдавали бы все время праздника раздаче воды). Тогда внимание многочисленных (в этот день) «захожан» волей-неволей было бы перенесено на совершающееся крещение - что, кстати, более соответствует смыслу праздника и ради которого изначально и совершалось великое освящение воды. Кто знает, не будет ли способствовать этот традиционный акцент на крещение возрождению интереса в нашем народе к вере и христианству? Наверное, возможны и другие варианты решений... Читатель
Богоявление - праздник, когда является БогВедь Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа, Его первый выход на проповедь, Его явление миру. Бог и человек, согласно вере Церкви, Иисус Христос погружается в воды Иордана в Крещении, освящает, просвещает и благословляет Своим присутствием воды и мироздание. Богоявление - это и раскрытие тайны триединого Бога - Пресвятой Троицы. Сын Божий принимает крещение, Дух Святой сходит в виде голубя, а Отец свидетельствует с небес. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1:9-11). Согласно древней традиции православной Церкви, в день Богоявления освящаются воды. Но освящаются не сами по себе, не открытием крана и взглядом на календарь. Воды освящаются молитвой Церкви, освящаются там, где молитва эта была произнесена, где слово Божие запечатлелось над водной стихией. Так, мы не только повторяем совершившееся почти две тысячи лет назад на Иордане, но становимся участниками Крещения Христова, приобщаемся богословской и исторической реальности события Богоявления. «Хождение на Иордан», то есть освящение вод на озерах и реках в День Богоявления, является органичной частью богослужебного торжества. Купание в этот обычно холодный и даже морозный день не является «моржеванием», а есть приобщение освященной реальности нового мира, открывающейся в этот день по молитве Церкви. КИФА №1(123) январь 2011 года |