gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow В поисках возрождения приходской жизни. Исполняется 155 лет со дня рождения митр. Серафима
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
24.01.2011 г.

В поисках возрождения приходской жизни

22 января 2011 г. исполняется 155 лет со дня рождения митр. Серафима (в миру - Леонида Михайловича Чичагова). «Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей... <...> ...мужественный исповедник и величественный священномученик» - такими эпитетами характеризует митр. Серафима его житие. Будущий святитель родился в семье полковника артиллерии, был крещен в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. По окончании Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус и в 1875 г. был произведен по экзамену в подпоручики и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею гвардейской конно-артиллерийской бригады. Участвовал в Русско-турецкой войне, был отмечен несколькими боевыми наградами. По возвращении в Санкт-Петербург в 1878 г. он встретился со св. праведным Иоанном Кронштадтским, который «разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя». К принятию сана в феврале 1893 г. полковник Леонид Чичагов, признанный специалист в артиллерийском деле, удостоенный 10 российских и иностранных орденов, подошел в возрасте 37 лет, будучи уже отцом четырех дочерей.

Митр. Серафим (Чичагов) с духовенством
Митрополит Серафим (Чичагов) с духовенством. 1920-е гг.
 

Для семьи Л.М. Чичагова разрыв с родной для нее военно-аристократической средой (жена, Наталья Николаевна, была внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.С. Дохтурова) не был легким во всех отношениях, также как и непростым оказалось вхождение новопоставленного священника Леонида Чичагова в жизнь и нравы русского духовного сословия. Он был приписан к практически не действующему храму, и вместо вдохновенной пастырско-просветительской деятельности о. Леониду предстояло окунуться в водоворот мелких хозяйственных забот, неизбежных при восстановлении храма без существенной помощи и поддержки. Тем не менее, в дошедших до наших дней проповедях о. Леонида этого периода нет разочарованности, а наоборот, видна горячая вера не просто в возможность, но в необходимость для каждого христианина «искать прежде Царствие Божие». Вот фрагмент одной из его проповедей. «Христос <...> сказал, что надо прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных делах... <...> Не говорите, что вы любите Бога и ищете Царствия Его, если, просыпаясь поутру, прежде вспоминаете о делах и заботах, а потом благодарите Бога за прошедшую ночь и наступивший день! Никого вы не убедите, что живете правдой, когда прежде исполняете свои намерения, а потом просите у Бога помощи и успеха! <...> Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко Господу и ближним, любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь, готовность ежеминутно преступить заповеди, свое бессилие в борьбе со страстями, а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона! Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь именем ученика Христова»1.

В 1898 г. о. Леонид поступает в число братии Троице-Сергиевой Лавры и принимает постриг в мантию с именем Серафим. Имя весьма значимое для новопостриженного иеромонаха, так как одним из важнейших дел своей жизни о. Леонид считал составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и связанную с этим подготовку канонизации преподобного Серафима Саровского. Сейчас мало кто об этом вспоминает, но в 1902 г. не только всемогущий обер-прокурор Синода П. Победоносцев, но и ряд архиереев являлись категорическими противниками канонизации преподобного Серафима, и знание высшего петербургского света, а также личное знакомство с императором оказались весьма кстати, позволив архим. Серафиму добиться аудиенции и познакомить царя Николая II c «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» лично. Искреннее участие императора не только избавило будущего святителя от возможных кар со стороны обер-прокурора, но вынудило последнего не препятствовать Святейшему Синоду в изучении вопроса о канонизации преподобного Серафима. В 1905 г. в слове при наречении во епископа Сухумского будущий святитель назовет «ближайшее участие в прославлении великого чудотворца преподобного Серафима» оправданием своего монашества. В том же слове, ссылаясь на часто цитируемого им в проповедях владыку Филарета, он скажет: «Тяжело испытывать пути Божии! Не потому, что требуется безусловная покорность, совершенное послушание и всецелая преданность в волю Божию, даруемые испытуемым Самим Господом... Тяжело, потому что, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский, мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный посему в область ее, неприметно внес в нее свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство, старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветами, презрением и всяким орудием неправды»2.

Если священнический путь владыка Серафим начинал с восстановления храмов, то теперь на его попечении оказывались целые епархии, большая часть приходов в которых пребывала в довольно плачевном состоянии. Опираясь на Указ Св. Синода от 18 ноября 1905 г. о возрождении приходской жизни, владыка Серафим стремился повсеместно организовывать из старших и лучших крестьян приходские советы. По его мнению, эти советы были нужны «не для совещаний о христианских истинах, проводником которых является пастырь, а для совещаний о применении известных мероприятий, при данных обстоятельствах и условиях жизни имеющих великую христианскую задачу - возродить в общине стремление к соблюдению заповедей Божиих и церковных постановлений, к упорядочению отношений детей к родителям, богатых и сытых к бедным и голодным, к искоренению пороков в членах общины и к просвещению людей. Мероприятия эти, обдуманные вместе с приходским советом, пастырь может провести в жизнь только при помощи членов совета, а не единолично»3. Понятно, что введение подобного порядка в епархии многого требовало и от епископа. В письме 1906 г. владыка Серафим писал: «Трудно подымать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой»4. Сам он как раз являл живой пример такой жертвы.

Начало XX века было временем активной дискуссии об устройстве христианской общины на исконных церковных началах. Идея церковной соборности, ответственности архипастыря и роль священника и мирянина в духовном возрождении церковной жизни были предметом активной заботы святителя. В 1914 г., будучи архиепископом Тверским и Кашинским, он пишет обращение к епархиальному духовенству «О возрождении приходской жизни», которое по глубине содержания напоминает сочинение по пастырскому богословию. Приведем лишь некоторые выдержки из него.

«Что значит возродить приходскую жизнь? Когда говорят, что приходская жизнь исчезла, упала, распалась, приход бездействует, - это значит, что и причт, и прихожане потеряли между собой связь, единение, исчезла христианская жизнь, взаимопомощь, христианское делание. Следовательно, чтобы возродить приходские общины, необходимо улучшить жизнь людей, искоренить дурные обычаи и привычки, утвердить веру, православное исповедание, воскресить любовь, единение и в особенности понятие об обязанностях христиан.

Определение Св. Синода от 18 ноября 1905 года мною было принято с живейшим интересом и сочувствием. Я видел в этом распоряжении давно ожидаемое мероприятие первейшей важности, единственное надежное средство к возрождению в приходах благочестия и нравственности. По моему убеждению, необходимо было все реформы начинать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений»5.

«Если все христиане - братья по заповеди Христовой, то между ними должно быть полное единение духа, согласие, мир и братская любовь. Находятся ли братья или сестры в нужде или горе, или в отчаянии, каждый обязан прийти к ним на помощь, утешать их, поддержать. Но члены общины, каждый в отдельности, сделать этого не могут: недостанет ни времени, ни сил. Целая же община, приход, при помощи совета разделив между собой обязанности и заботы, всегда достигнет святой цели. Для успешности дела приходы, избирая из своей среды советы, должны облечь их доверием, внимательно прислушиваться к их голосу и в известных случаях даже подчиняться их решению. Наблюдаемые ныне упадок религии, семейные нестроения, неповиновение, непослушание - все это зло происходит и проникает потому, что люди живут разобщено, действуют в одиночку и борются с недугами одними только своими силами. Без помощи самые сильные из них обессилевают в борьбе со злом. Когда же будет общение и единение между пастырями и пасомыми вокруг своего приходского храма, порочные и слабые члены прихода под влиянием пастырей и советов исправятся»6.

Довольно подробно разбирая прямую зависимость возрождения приходской жизни от возрождения пастырства и указывая важность деятельного участия епископов, владыка Серафим перечисляет и те затруднения, с которыми обычно сталкивается духовенство, и приводит «программу подготовительных действий пастырей». Заключает же свое обращение он следующим призывом. «Никто нам не препятствовал начать возрождение давным-давно и тем предотвратить многие постигшие нас бедствия, а теперь уже этот громадный труд сделался нашим неотложным долгом! Будем ли спорить, что все должное - несомненно возможно?! Я уверен, что вы, дорогие пастыри врученной мне Господом епархии, после пережитых Россией ужасов и бедствий ныне не замедлите взяться за возрождение народной нравственности с искренней и горячей любовью к Богу и Родине в полном сознании, что нет ничего дороже для России, как ее сокровище - единая, истинная, православная христианская вера. Тысячу раз повторяю вам, братья и друзья, что без пастырей не может воскреснуть и возродиться Россия! Начинайте же, Бог в помощь»7.

Летом 1917 года по решению Св. Синода святитель Серафим был включен в число членов Поместного Собора и возглавил отдел «Монастыри и монашество». Завершить свою работу, как известно, Собор не смог из-за установившейся в стране большевистской власти и развернутых ею репрессий против церкви. Владыка Серафим пережил два ареста и высылку в Марийскую область. Последний, третий арест пришелся на ноябрь 1937 г., когда уже уволенный в 1933 г. по состоянию здоровья на покой 82-летний митрополит Серафим, прикованный болезнью к постели, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи», так как перевозка в обычной арестантской машине была невозможна. Обвинений в причастности к «контрреволюционной монархической организации» митрополит Серафим не признал и был приговорен «тройкой» к расстрелу 7 декабря 1937 г. Приговор был приведен в исполнение 11 декабря в подмосковном поселке Бутово. 23 февраля 1997 г. святитель Серафим был прославлен на Архиерейском соборе Русской православной церкви в лике святых священномучеников Российских.

Материал подготовлен Екатериной Степановой
(Братство во имя новомучеников и исповедников Российских)

------------

1. «Да будет воля Твоя»: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 198-200.

2. Там же. С. 353-354.

3. Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). СПб., 1997. С. 41

4. Там же. С. 18.

5. Там же. С. 644-645.

6. Там же. С. 683-684

7. Там же. С. 708.

КИФА №1(123) январь 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!