Способность покаяться - это дар от Бога? На вопросы отвечает священник Георгий Кочетков Покаяние Давида. Иллюстрация к Библии Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
- Есть работа, которая нравится. Очень много дел, которые надо сделать, большие цели, но вместо того, чтобы заниматься дома после работы делами, хочется отвлечься, ни о чём не думать, спрятаться в свою нору. А дела не делаются. Как с этим справиться? - Ваш вопрос можно рассматривать на разных уровнях: смотря какие дела и смотря какая «нора». В разных ситуациях будут разные ответы. Будем считать, что у Вас ситуация (довольно распространённая в наше время), когда человек действительно поработал, то есть немного пошевелился днём, а потом приходит домой, и ему хочется расслабиться, отдохнуть, и даже не потому, что он устал, а потому что такова привычка. Еще одна причина - слишком большие эмоциональные напряжения, которые в наше время возникают каждый день. Чаще всего люди сами виноваты в этом, потому что у них не то чтобы слишком велик объём дел, но их подавляет суета, огромное количество лишнего, зряшного. Когда человек делает много хорошего, действительно соответствующего воле Божьей, он не устаёт и ему не нужно лишний раз прерываться, отдыхать. Все эти желания преследуют лишь человека, сердцем преданного суете, подчинившегося ей - не важно, добровольно или недобровольно. Если Ваш случай именно такой, нужно просто освободиться от суеты и направить свои усилия на познание воли Божьей. Нужно знать, чего хочет Господь от Вас лично, т.е. знать своё призвание, понимать, зачем Вы живёте на земле. Иначе говоря, нужно начинать с самого главного в жизни - с её смысла. Чтобы в Вашей жизни было меньше инерции, бессмыслицы, пустоты, меньше грехов и пороков, злобы, зависти, безверия, Вам нужно подумать, «что такое хорошо и что такое плохо», как и чем Вы живёте, зачем Вы работаете, приходите домой, делаете одно, другое, третье... Та расслабленность, граничащая с унынием, о которой Вы говорите, - следствие именно неустроенности Вашей внутренней, духовной христианской жизни, даже если Вы считаете себя человеком верующим. Постарайтесь найти свой путь, не просто исходя из соображений полезности, ведь они часто бывают слишком субъективны, а то и затронуты эгоизмом, но ища большего. Думайте, молитесь и действуйте. - Почему православие в XXI веке рвётся к власти? - Не совсем понятно, что Вы имеете в виду; нужно было бы уточнить этот вопрос. Видимо, речь о том, что снова, как это было прежде, в византийское и русско-имперское время, оживает чрезвычайно опасная для церкви идея симфонии, т.е. «согласия» церкви и государства. И если она воплотится в жизнь, церкви придётся нести на себе ответственность за все грехи власти. Ведь если имперская власть, которая всё-таки была довольно основательной и христианской, приводила церковь к параличу и краху, как это случилось в 1917 году в России, то уж тем более этого можно ожидать от нынешней власти, которая имеет куда меньше оснований называться христианской, независимо от того, верующие или неверующие люди стоят на самом верху. Они могут быть искренне верующими, но природа власти от этого ещё не меняется. Одно дело субъективное настроение того или иного человека, а другое дело работа системы, которой они вынуждены подчиняться, потому что перестроить её, как правило, не могут или не умеют. Так что подумайте сами над своим вопросом. Православие проповедует свободу. «Где Дух Господень, там свобода», - вот самое главное, что Вы должны знать, и сами не поддаваться искушению властью, чудом или хлебом, как это описано в Евангелии. Давайте каждый из нас прежде всего начнёт с себя, стремясь быть носителем Духа Господнего, Духа Свободы. И только после этого мы сможем увидеть, как освободить церковь от пут излишней надежды на человеческое, на внешнее, на преходящее, государственное. - Стоит ли продлевать жизнь на земле, если мы посланы мучиться за грехи своих предков в болезнях, войнах, предательстве, лицемерии? Не лучше ли умереть при родах? - Это странный вопрос. Непонятно, как у Вас возникло убеждение в том, что мы призваны страдать за грехи предков. Это позиция не христианская в принципе. Подумайте, откуда она у Вас. Попытайтесь согласовать её со словом Христовым, с Евангелием, с христианским отношением к жизни человека, к смыслу этой жизни. Тогда Вы поймёте, что христианство должно освобождать человека от греха и смерти, а не подчинять его им. Христианство призвано возрождать личность во всей полноте и свободе духа и смысла её существования. У Вас здесь произошёл какой-то «системный сбой», и нужно говорить о самых началах жизни, о том, хотите ли Вы быть христианином, и если да, то насколько это реально осуществляется в Вашей жизни, насколько Ваше умонастроение соответствует воле Божьей и истине. Надо делать всё, чтобы человек жил - и при этом жил осмысленно и духовно, чтобы он стремился к полноте и совершенству жизни. Если это будет так, то мысли, подобные тем, что содержатся в Вашем вопросе, никогда больше не придут Вам в голову. - Способность покаяться - это дар от Бога? Может ли быть так, что человек просто не способен к покаянию? - Да, действительно, покаяние - дар от Бога; но смысл этих слов в том, что способность к покаянию дана человеку изначально, вложена в саму его природу, в его сердце, даже независимо от того, верующий он или неверующий. Это не просто дар благодати или плод подвига веры, который может быть, но может и не быть дан человеку. Нет, Бог даёт этот дар каждому человеку. Поэтому нет людей, которые не могли бы покаяться. Другое дело, что им может мешать гордыня или уныние - главные враги покаяния. Человеку не хочется себя смирять, находить свою меру, обретать внутренний мир. Ему не хочется освобождаться от уныния, от пассивного и раздвоенного состояния, потому что это духовный труд и в каком-то смысле духовный риск. А человек в наше время нередко привык жить растительным образом. Если Вы увидите в себе хоть какие-то из этих вещей, то от них Вам надо освобождаться. Я не думаю, чтобы Ваша жизнь была связана с невозможностью покаяться. Если у Вас есть силы для покаяния, покажите пример тем, у кого их нет, попытайтесь свидетельствовать о силе Божьей любви, которая распространяется, к слову говоря, на каждого человека на земле - и через нас, верующих, и непосредственно через обстоятельства. Просто люди не умеют взять этот дар и поэтому сомневаются в благости Господней, в том, что Он готов простить всякого кающегося, открывающего своё сердце для изменения жизни, в чём и заключена цель покаяния. КИФА №1(123) январь 2011 года |