| Крещение собянинской МосквыСобянинская Москва празднует Крещение. Заместитель мэра столицы по  социальной политике Людмила Шевцова провела совещание с чиновниками и  представителями Церкви. Она сообщила, что в городе устроено около 70  купелей почти в 60 местах. Все они оборудованы удобными сходами, рядом с  водоемами будут дежурить машины скорой помощи и наряды милиции,  спасательные службы. Купель установят даже в самом центре Москвы, на  площади Революции, и все желающие после водосвятного молебна смогут  окунуться в ней. В этом году, как сообщает префектура Центрального  округа, купания будут проходить под колокольный перезвон и выступления  фольклорных коллективов.  Наверное, нет ничего страшного в том, что светская власть  принимает участие в конфессиональном празднике. В прошлом году в  крещенских мероприятиях участвовало более 330 тысяч москвичей, и  государство при таком числе участников не может пустить дело на самотек.  Другое дело, что сам праздник превратился в некую демонстрацию  «русского мира», о котором не устают напоминать православные СМИ, и  оказался далек от духовных основ жизни.  Патриарх Кирилл почувствовал опасность редукции Крещения, и в крещенский сочельник выступил против фольклоризации этого двунадесятого праздника.  В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и  назывался этот праздник Богоявление. По традиции в этот день крестили  новых членов Церкви, которые перед этим долго готовились к таинству,  читали Священное писание, раздумывали о своих нравственных ориентирах.  Собственно, освященная крещенская вода предназначалась им.  Но затем, когда миссионерские усилия Церкви ослабли, а длительная  катехизация стала историей, появились разные легенды о чуде крещенской  воды, никак не связанные с реалиями древней Церкви. Крещенская вода,  мол, хранится годами и не портится, а крещенское окунание способствует  укреплению здоровья.  Практикующие христиане стонут оттого, что на этот  двунадесятый праздник невозможно причаститься: духовенство занимается в  основном раздачей святой воды. И такое положение существует уже десятки  лет. В послевоенных отчетах уполномоченных Совета по делам Русской  православной церкви приводятся цифры, свидетельствующие, что после Пасхи  Крещение было самым популярным праздником советского церковного народа и  люди выстаивали на морозе длинные очереди, чтобы получить банку или  бутылку с заветной жидкостью.  В прошлом году увидел свет двухтомник о. Александра Шмемана  «Беседы на радио «Свобода»» (ПСТГУ, 2010), размышлявшего об этом  феномене. Его выступления в эфире, собиравшие у приемника тех, кого и в  самые глухие советские времена волновали вопросы веры и христианской  культуры, долгие годы оставались для многих важнейшим источником знания о  православии. Конечно, можно посетовать на то, что далеко не до всех  долетал через советские «глушилки» голос священника. Но даже если бы  «глушилок» не было, был бы услышан всеми и правильно понят о. Александр  на родине?  Несколько бесед на «Свободе» Шмеман посвятил чуду и  связанным с ним суевериям. Сейчас мы видим, что «чудомания» становится  для церковных администраторов одним из способов оживления церковной  жизни. «Вот чудеса крещенской воды, благодатного огня, мощей святых -  приходите и пользуйтесь», - как бы призывают они.  Шмеман выступает категорически против такого утилитарного  подхода. Если бы в мире было столько видимых чудес, говорит он, то  просто непонятно, как все еще существуют неверующие. Евангелие отрицает  чудо как «причину веры», как доказательство бытия Божьего. Христос  остался прежде всего в образе нищего, гонимого, бездомного человека. И  когда Он воскрес из мертвых, то ни ученики, ни женщины, пришедшие ко  гробу, не узнавали Его иначе, как верой, каким-то внутренним,  таинственным, а не нашим «объективным» знанием.  А вместе с тем, продолжает о. Александр, Писание полно  чудес: исцелений, видений и тому подобного. Как же согласовать эту  несомненную «чудесность» христианской веры с отрицанием ею чуда как  простого доказательства?  Отвечая на этот вопрос, Шмеман замечает, что сам мир, сама  жизнь есть чудо, в которую никогда не устанет вникать, которой никогда  не перестанет удивляться и восхищаться человек. Христос творил чудеса  потому, что любил, жалел, сострадал.  «Чудеса без любви - обман и самообман, и их действительно  нужно и можно отвергнуть. Но любовь есть чудо, и это чудо открывает нам  чудесные возможности, не увидеть и не признать которые - значит ничего  не увидеть и не понять на земле», - завершает, может быть, несколько  пафосно о. Александр.  Шмемана не умиляют крещенские забавы русских, вся эта  шмелевско-зайцевская православная патока. Да, он любит русскую культуру,  литературу, но не как идентификационный знак «русского мира», а как  помощника на путях собирания внутреннего человека.  К сожалению, людей масштаба о. Александра всегда мало, и их  по-прежнему «глушат», не тем, так другим способом. Люди Системы вещают, а  те, кто прикасается к последим вещам, молчат, их почти не слышно.  Поэтому хочется, чтобы сегодня прорвался через новые  «глушилки» голос Шмемана. Хотя бы так, в контексте крещенских  размышлений. Ведь благодаря этому замечательному богослову многое  становится на свои места.  Борис КОЛЫМАГИН  									 									 www.ej.ru |