Произведения Андрея Рублева из разных собраний впервые представлены в рамках одной выставкиВыставкой «необычной во всех отношениях» назвала открывшуюся 20 декабря в залах Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) экспозицию «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» директор галереи Ирина Лебедева. В рамках этого совместного проекта Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР), в котором также приняли участие ведущие музеи России, впервые собраны вместе произведения, связанные с именем великого иконописца. По словам Ирины Лебедевой, проект сложен в разных отношениях - и по организационной части (не все музеи, к которым обращались, смогли представить свои экспонаты), и по научной составляющей работы. «На этой выставке представлены иконы из разных собраний, которые не соединяются в обычной жизни. Это должно заставить нас сопоставить, посмотреть по-другому на памятники нашей культуры», - подчеркнула директор ГТГ. Главный руководитель проекта, доктор искусствоведения, директор ЦМиАР Геннадий Попов отметил, что при всей «условности даты» какая-то дата рождения Андрея Рублева все же была, и в этом сложно сомневаться, как сложно сомневаться в том, что Андрей Рублев все же существовал. И хотя последнее время появляются публикации, утверждающие, что Рублева не было - «Рублев был, есть и будет», подчеркнул Геннадий Попов. Организаторы постарались «сузить» круг произведений, и в процессе подготовки он сузился сам, - например, из Русского музея не представлены праздники из «Васильевского чина», но зато представлен «пророческий ряд». В итоге в экспозиции представлены такие «бесспорные вещи», как «Звенигородский чин», Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора во Владимире. «Мы впервые это объединяем. Впервые зритель может сопоставить то, что разделялось восемью часами езды - Владимир, Санкт-Петербург», - пояснил Геннадий Попов. Также существует договоренность с Российской государственной библиотекой, которая, возможно, предоставит Евангелие Хитрово. Цикл работ, представленных на выставке, уникален, отметил директор ЦМиАР. Подробнее о «научной составляющей» выставки рассказала заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе Лидия Иовлева. Проблема «спорности» и «сомнительности» авторства работ, приписываемых Андрею Рублеву, будет существовать долго в научном мире, отметила она, напомнив, что все русское средневековое искусство (как и византийское), в отличие от западного средневекового искусства, инперсонально, и до XVII века мы не знаем подписанных, авторских икон. «Если история и сохранила какие-то имена, то они превращены в своего рода легенду, предание, и когда мы хотим абсолютно точно узнать, Рублев это или не Рублев - это безнадежное дело», - считает она. При этом есть определенные приметы Рублева, продолжила Иовлева, - например, помимо «Троицы», никто не оспаривает «Звенигородский чин», «Васильевский чин», фрески во Владимире. Она призвала подходить к выставке «не требуя от нее, что она расскажет, что вот это Рублёв». «Если в начале ХХ века почти все приписывалось Рублёву, то потом многое стало отсекаться. Выставка показывает уровень - пусть собралось не все, но то, что собралось - с большей ли меньшей точностью можем сказать, что это Рублёв», - подытожила она. Куратор выставки, зав. Отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега представила результат совместной работы нескольких ведущих музеев страны -первое фундаментальное издание, 600-страничный каталог, в котором собрано практически все художественное наследие Андрея Рублёва (за исключением фресковых комплексов). Открывшаяся выставка, по ее словам, является «сенсационной»: впервые представлены фрагменты фресковой росписи, сохранившейся на обнаруженных недавно при раскопках в Московском Кремле белокаменных блоках древнего Благовещенского собора, на месте которого стоит нынешний Благовещенский собор. На пресс-конференции выступила также директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, напомнившая о связи имени Андрея Рублёва с Владимиром: когда-то Владимир «отдал» Москве икону Владимирской Божией Матери, но был вознагражден: он получил список, который сегодня тоже представлен на выставке. Зам. директора по науке Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Дмитрий Седов сообщил, что музей представил на выставке «Монашеский чин», фрагменты стен Звенигородскго собора. В этом году в Звенигороде были сделаны открытия, связанные с именем Андрея Рублёва: в результате раскопок были обнаружены новые фрагменты собора, которые еще не экспонировались и не представлены на этой выставке. Настоятель храма св. Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов напомнил, что во времена предыдущей выставки, посвященной 600-летию Андрея Рублева, 50-лет назад, «все было в руинированном состоянии». Сегодня мы видим на выставке «антологию духовной жизни России»; Андрей Рублев «не оставил Россию», отметил он. «Хотелось бы, чтобы выставка помогла обрести то, что утрачено, - согласие и мир», - подчеркнул священник. На вернисаже выставки, состоявшемся после пресс-конференции, выступил замминистра культуры Андрей Бусыгин, зачитавший приветствие министра культуры РФ Александра Авдеева. Открытие выставки приветствовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который зачитал послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Наряду с Третьяковской галереей и ЦМиАР в создании экспозиции приняли участие Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Звенигородский историко-художественный музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Сергиево-Посадский историко-художественный музей. Выставка продлится до 27 февраля. По окончании выставки состоится научная конференция, посвященная наследию Андрея Рублева. Елена БАЖИНА www.blagovest-info.ru |