gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (ноябрь 2010)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.12.2010 г.

В Москве прошла Международная конференция, посвященная аскетике и этике

На открытии конференции
На открытии конференции
В зале заседаний
В зале заседаний
15-18 ноября в Москве прошла VI Международная богословская конференция Русской православной церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».

На открытии конференции Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем вступительном слове отметил важность совместного богословского осмысления стоящих перед церковью задач. Он напомнил, что для этой цели сегодня в Русской православной церкви учрежден постоянно действующий соборный орган - Межсоборное присутствие, работа которого основана на опыте Предсоборного присутствия начала ХХ в., подготовившего Великий Московский собор 1917-18 гг.

Говоря о теме конференции, патриарх подчеркнул, что задача богословов заключается в актуализации слов ап. Павла о «жизни во Христе», чтобы помочь людям применять их в сегодняшней жизни: «Польза от всех наших богословских изысков будет тогда, когда результаты этих богословских исследований можно будет включить в реальную церковную работу».

На конференции были представлены практически все православные поместные церкви: только в первый день на пленарном заседании с докладами выступили представители Московского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Сербского, Румынского, Болгарского патриархатов; Кипрской, Польской, Чешской и Словацкой, Финляндской церквей и Синайской архиепископии. В конференции приняли участие преподаватели и студенты Московской, Киевской, Санкт-Петербургской духовных академий, Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Свято-Филаретовского института и др.

Информационная служба СФИ

Фото Алены Каплиной


«Вторая христианизация» России

В Москве собрался IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров

В перерыве
Второй день работы конференции. В перерыве. Крайний слева - Д.М. Гзгзян
16 ноября патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил молебен, а также торжественную церемонию открытия съезда, на который прибыло 165 делегатов, представляющих 101 епархию и 18 учебных заведений РПЦ.

После открытия съезда, утверждения плана работы и оглашения торжественных приветствий патриарх выступил с программной речью о целях и задачах миссионерского служения церкви в современных условиях.

В самом начале своего выступления он подчеркнул: «То, что сегодня происходит в Церкви, называется "второй христианизацией". Страна с тысячелетней христианской традицией, явившая многих святых, стяжавшая наименование Святой Руси, через страшные катаклизмы отказалась от своего исторического предания, разрушила историческую традицию... На этих духовных развалинах выросло четыре поколения людей, и поэтому сегодня невозможно проповедовать Христа, просто апеллируя к традиции, к генетической памяти... И для того, чтобы люди приняли Христа, сегодня действительно нужны миссионерские усилия».

Святейший выделил два российских региона, особо пострадавшие от антирелигиозных гонений в советское время - Дальний Восток и Русский Север, по которым «прошелся каток гонений на Церковь». Он подчеркнул, что никакая миссия не будет успешной, если в церкви не будет «миссионеров-подвижников», приведя в пример великих русских миссионеров. Перед Синодальным миссионерским отделом патриарх поставил задачу создать «миссионерскую инфраструктуру в Церкви, постоянно действующий механизм миссии» на уровне каждой епархии, каждого благочиния и приходов. Он призвал к миссии всех - епископов, священников, дьяконов, мирян. В заключение своей речи патриарх указал и на то, что остается большая проблема расколов в Церкви, и в первую очередь - украинский раскол, и подчеркнул, что преодоление расколов - это тоже миссионерская задача.

Далее на пленарном заседании с докладом выступил председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Рассказав о задачах миссии мирян и формах народной катехизации, он отметил, что каждый мирянин должен иметь «свое миссионерское поручение». В частности, он считает полезным возродить Всецерковное Миссионерское Общество, основу которого могут составить уже существующие братства мирян и другие православные организации, работу которых необходимо будет наполнить «миссионерским императивом». Он также отметил опасность «политизации» братств, как это иногда происходило в 1990-е годы, когда некоторые православные братства «перерождались» и начинали «воевать со священноначалием».

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, говорил о миссии мирян. По его словам, сегодня христианин не может ограничиться «только научением вере, он должен проповедовать поступком» везде, где бы он ни работал. По словам прот. Всеволода, православным мирянам следует открыто выступать против наркоторговли, проституции, преступности и др. и одновременно с этим - отстаивать преподавание основ православия в школе, возвращение Церкви отобранного имущества.

О зарубежной православной миссии рассказал в своем докладе епископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель Управления по зарубежным учреждениям РПЦ. По его словам, за рубежом находится сейчас около 400 приходов в 52 странах мира (не считая приходов РПЦЗ). Причем зарубежная миссия РПЦ не носила и не носит прозелитического характера, она, в основном, направлена на наших бывших соотечественников-эмигрантов.

Протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, рассказал о миссионерском подходе к преодолению расколов по результатам работы комиссии Межсоборного присутствия. Согласно выводам комиссии, причины всех крупных расколов связаны, в основном, не с вероучительными проблемами, а с личными мотивами или социально-политическими проблемами.

На пленарном заседании также выступили: ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений (Решетников), декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин.

Второй день начался со служения Божественной литургии в миссионерском автомобиле-храме во имя святого Архистратига Михаила прямо на территории лечебно-оздоровительного комплекса «Поляны», в котором Всецерковный съезд епархиальных миссионеров продолжил свою работу. Богослужение возглавил иеромонах Иоасаф (Тандибиланг) из Индонезии, которому сослужили другие священники - делегаты съезда.

На секции о расколах и сектах
Секция «Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям». Первая справа - Н.А. Адаменко
До вечера работа съезда продолжалась по четырем секциям. Самой многочисленной была первая секция «Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян» под председательством епископа Зарайского Меркурия. На этой секции с докладом выступил член Межсоборного присутствия, профессор Свято-Филаретовского института Давид Гзгзян, рассказавший о единстве принципов миссии и катехизации в святоотеческой традиции и в современности. Среди других двенадцати докладов об организации миссии на приходе и проблемах катехизации, представленных на обсуждение делегатам съезда, прозвучал вызвавший интерес присутствубщих доклад «Практика организации предоглашения силами мирян в Преображенском братстве» Владимира Якунцева, руководителя Методического центра по миссии и катехизации при СФИ.

Конкретный опыт организации миссионерских приходов, станов, монастырей, а также проблемы подготовки миссионерских кадров были рассмотрены на второй секции, а особенности внешней миссии РПЦ на современном этапе - на третьей. Многочисленной была также секция, посвященная методологии уврачевания расколов, противодействия тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям, которая началась с актуального и интересного доклада епископа Анадырского и Чукотского Никодима об опыте преодоления так называемого «диомидовского» раскола в Чукотской епархии. Также внимание участников съезда привлек доклад диакона Максима Плякина о старообрядческом расколе и рассказ преподавателя СФИ Натальи Адаменко об особенностях и трудностях православной миссии Свидетелям Иеговы и их дальнейшего воцерковления.

Вечером того же дня в миссионерском храме-автомобиле состоялся молебен святителю и исповеднику Тихону, память которого совершается Церковью 18 ноября. Молебен служился мирянским чином, по которому могут совершаться богослужения суточного круга в приходах, лишенных по той или иной причине священника.

На круглом столе, проведенном в конце дня прот. Димитрием Карпенко, руководителем сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела, делегаты съезда обсудили опыт проведения миссионерских богослужений и использования всего потенциала православных богослужебных чинов в миссионерских и катехизических целях.

В заключительный день работы съезда, 18 ноября, после презентации миссионерских программ и отчетов секций делегаты приняли итоговые документы. Завершился IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров благодарственным молебном.

Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

 

 


Строительство храмов - это общецерковное действие

1 ноября 2010 г. в Культурном центре «Покровские ворота» состоялся круглый стол «Современная храмовая архитектура и образование архитекторов», организованный совместно c Государственным университетом по землеустройству и Итальянским институтом культуры в Москве. Организаторы поставили перед собой вопрос: кем и как сегодня в мире осуществляется разработка проектов храмов?

Адриано дель Аста, директор Итальянского института культуры, открыл вечер, обрисовав главную проблему современного храмового зодчества: за красотой богословского осмысления архитектурных форм часто не стоит подлинной красоты и духовности архитектуры.

Основой для разговора послужила выставка проектов храма свв. Петра и Февронии в г. Борисоглебске Воронежской области студентов Государственного университета по землеустройству, выполненных по заказу епархии. Проекты представил старший преподаватель кафедры архитектуры Александр Головкин. После него выступили и авторы проектов - студенты университета, их руководители - профессора кафедры архитектуры.

Интересное сообщение о современных храмах Италии представил главный архитектор Вероны Марко Молон. Их архитектура отличается подчеркнутой лаконичностью, строгостью, но при этом, как правило, она далека от традиционных форм.

Проф. СФИ, канд. пед. наук, магистр богословия Александр Копировский в своем сообщении «Что должен знать о богословии архитектор, занимающийся строительством храмов?» ответил на этот вопрос парадоксально: или ничего, или все. «Ничего» - так как по минимуму достаточно иметь качественное образование по истории искусства и храмового зодчества, тогда как употребление богословских терминов вне контекста чревато серьезными искажениями их смысла. Приобщение к архитектурной традиции храмоздательства уже в определенной степени связано с богословием. «Все» - значит, прежде всего, находиться внутри самой этой традиции как член церкви, участвующий в ее таинствах и живущий ее жизнью. А.М. Копировский обратил внимание на то, что в создании современной храмовой архитектуры не участвует церковный народ. Поэтому ее нельзя назвать в строгом смысле церковным творчеством - это светское зодчество, пользующееся церковными формами. Желание внешне следовать традиции может привести к отсутствию подлинной преемственности. Произнести веское слово в храмостроительстве, создать творческую атмосферу внутри традиции в полной мере может лишь христианская община, общая духовная жизнь которой не ограничивается богослужением, - заключил профессор СФИ.

В заключение Джованна Парравичини, атташе по культуре посольства Ватикана в Москве, рассказала о позиции Католической церкви относительно образования строителей церковных зданий. Затем она предоставила слово представителю редакции «Журнала Московской Патриархии», который призвал собравшихся продолжить дискуссию о современном храмоздании на страницах этого журнала.

Круглый стол собрал около 70 человек. В живой дискуссии участвовали католики, православные и светские специалисты-архитекторы.

Информационная служба СФИ


Старшие в общественных и церковных отношениях - кто они?

14 ноября в Воронеже в Доме молодежи в рамках международной конференции «Старшинство и иерархичность в церкви и обществе», проводимой Преображенским содружеством малых православных братств, прошла конференция «Проблема старшинства в общественных и церковных отношениях. История и современность» (в 2009 году воронежское братство проводило конференцию «Общественные организации и церковные общины. История и современность»).

Проблему старшинства и иерархичности задал вводный доклад С. Корденко, председателя братства во имя свт. Тихона Задонского. Прозвучали слова о старшинстве в апостольской общине Христа, о развитии отношений между людьми в церкви.

Доклад А. Скидана, сотрудника этнографического музея (Гомель), был посвящен опыту братского движения в Речи Посполитой: на территории современных Беларуси, Украины и Литвы церковно-корпоративные союзы в конце XVI века играли решающую роль в церковной жизни. По словам выступавшего, братства были инициативными и активными. В братской среде того времени имела место практика совместного чтения и толкования Священного писания и святоотеческой литературы. Братства явились средой, способствовавшей сохранению православной церкви в Речи Посполитой, когда под угрозой было само существование ортодоксальной иерархии в Киевской митрополии. Роль духовных авторитетов играли братские деятели: писатели-полемисты, школьные учителя, книгоиздатели, православные магнаты.

В другом историческом докладе член Преображенского братства И. Ткаченко рассказывала об опыте старшинства в братстве Н.Н. Неплюева (начало XX в.), его деятельности и укладе жизни. Братского священника выбирала братская дума, а уже утверждал покровитель Братства - епископ Черниговский и Нежинский. Разделение на категории членства определялось мерой взятой на себя ответственности за жизнь в Братстве. Полноправные братья были хозяевами всего братского имущества, они принимали участие в выборах и устанавливали уклад жизни общины. Приемные братья на равных пользовались доходами Братства, но не участвовали в выборах. При решении важнейших вопросов жизни коллектива они имели право совещательного голоса. Полноправные братья составляли думу - высший орган управления Братством. Председателем думы был Н.Н.Неплюев, он являлся блюстителем Братства. Целью Братства было «осуществление христианской правды в жизни, а средством для достижения этой цели - стройная организация жизни, отношений и труда на основе любви и братолюбия».

Доклад дьяк. Павла был посвящен учению о старшинстве и иерархии в произведениях псевдо-Дионисия Ареопагита. В частности, были приведены оценки значения «Ареопагитик» в наследии современных богословов, прежде всего, священников Георгия Флоровского, Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана.

Старшинству в общественном секторе на примере современной истории был посвящен доклад В. Битюцкого, председателя общества «Мемориал», друга воронежского братства. Будучи свидетелем формирования организации «Мемориал», он поделился, как тот или иной человек может стать «символом группы лиц, объединенной по интересам», что люди могут ему в разной степени покоряться или сочувствовать. В процессе формирования организации для отстаивания определенных идей и взглядов возникает новое старшинство, появляется новый старший по отношению к старшему, явившемуся первоорганизатором общества. Важен именно этот генезис. Выступавший задался вопросом: как сохранить идеологическое старшинство при переходе к организационному вопросу?

На эти же темы рассуждала А. Объездчикова, заместитель председателя Межрегиональной правозащитной группы «Дом прав человека». Она отметила, что общественная организация - уникальное явление, поскольку ее представители не занимают исключительного места в социуме в традиционном его понимании. Эти люди считают себя ответственными за изменение общественной жизни, за влияние на нее. По мнению докладчика, сегодня понятие «лидерство» подменило понятие «старшинство» из-за своей более высокой конкурентности, что является определенной утратой. Первый уровень старшинства в общественных организациях можно назвать более механистическим, когда люди больше занимаются конкретным делом без глубинного осознания своей миссии и предназначения, создания сообщества вокруг себя. На определенном этапе своего существования общественная организация должна отрефлексировать - кто и почему в ней является старшим, как должно происходить ее развитие и есть ли доктрина этой организации.

Роль старшего в общественной организации, по ее мнению, - отвечать за «все» и заниматься «всем», и он не может являться таковым без постоянного роста и задавания темпа жизни всему сообществу. Старшему только функционировать недостаточно: «функционеры» быстро занимают маргинальное место в общественных организациях. Специфика работы старшего в общественной организации требует постоянной поддержки своих коллег, опеки молодых сотрудников.

Конференция собрала около 80 человек. В этом году наряду с братством во имя свт. Тихона Задонского организатором конференции выступил и Центр развития гражданских инициатив. По мнению гостей, конференция прошло очень динамично и насыщенно. В зале не было пассивных слушателей - каждый доклад активно обсуждался. Материалы конференции планируется издать в ближайшее время силами братства во имя свт. Тихона Задонского.

Юрий Крапивин

Информационная служба Преображенского братства

КИФА №15(121) ноябрь 2010 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!