gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.12.2010 г.

Невозможно дать другому то, чего у тебя нет

Интервью с протоиереем Димитрием Карпенко

О. Дмитрий- О.  Димитрий, каковы Ваши впечатления? Что можно сказать в целом о прошедшем съезде?

Прот. Димитрий Карпенко, сотрудник Синодального миссионерского отдела: Наша церковь проводит самые разные мероприятия - чтения, конференции, встречи, форумы. Но вот такого единого собрания людей, которые сознательно посвящают свою жизнь делу православной миссии, не было уже очень давно. Предыдущий съезд православных миссионеров проходил восемь лет назад. Поэтому нынешний съезд - это, конечно, очень значимое, яркое событие. У меня есть ощущение радости от того, что у людей есть возможность встретиться, посмотреть друг другу в глаза, обменяться опытом, задать вопросы, обсудить и прояснить накопившиеся проблемы, наметить пути решения выхода из тех трудных ситуаций, которые сложились на сегодня. Есть много сложностей, но есть и много возможностей их преодолевать. Поэтому я с надеждой воспринимаю наш съезд, надеюсь, что он даст импульс вдохновения для развития миссионерского служения.

- И вообще общение вдохновляет.

О. Димитрий: Это как раз то, что отличает людей от всего другого тварного мира: мы можем делиться друг с другом тем, что у нас есть.  Поэтому единомышленникам очень важно собираться вместе. К сожалению, не по всем вопросам у нас есть единый взгляд. Это надо стараться преодолевать, но без общения преодолеть это невозможно. Нам нужен честный открытый разговор без всяких «подковерных» интриг. Они только вредят нашему общему делу. Если есть честность, открытость, желание что-то делать, то все можно преодолеть

- Скажите, о. Димитрий, какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать миссионер?

 О. Димитрий: Важно прежде всего желание свидетельствовать о своей вере с приветливостью, открытостью, радостью. Эти качества самые главные. И еще - если человек хочет поделиться чем-то, он должен этим обладать. Невозможно дать другому то, чего у тебя нет. Ты был бы рад накормить голодного, но не сумеешь, если у тебя у самого нет куска хлеба, ты рад бы дать денег, но не можешь, если в кармане их нет. Точно так же и в деле миссии. Если у тебя нет опыта веры, нет опыта жизни в церкви, то ты никогда не сможешь ничему научить другого. 

Теория миссии, миссиология раньше у нас не преподавалась. Это то, чему мы учимся сейчас сами в нашей жизни, делаем какие-то ошибки, стараемся их исправлять. Но если есть открытость и честность, это позволяет миссионеру видеть свои недостатки, исправлять их и как-то развиваться. Очень важно находиться не в статике, а в динамическом процессе, в развитии. Тогда есть надежда на то, что вокруг тебя люди тоже будут изменяться.

Все эти качества важны, и я надеюсь, что у большинства наших миссионеров они есть.

- Насколько нужно для миссионеров духовное образование? Какое оно должно быть? Что должен знать и уметь миссионер?

О. Димитрий: Образование - очень важная составляющая нашего церковного служения, без знаний невозможно действовать. Поэтому полноценное духовное образование, которое сейчас возможно в нашей церкви, необходимо для всех нас. Мы должны знать Того, Кого мы проповедуем. Мы должны знать  историю нашей церкви, богословские дисциплины, Священное Писание и Предание. Все это без полноценного духовного образования невозможно. Та реформа образования, которая сейчас идет, позволяет нам уже сегодня иметь достаточно квалифицированных церковных служителей, которые могут адекватно передавать опыт церкви другим людям, свидетельствуя о ней.

- Есть ли у миссионеров какие-то специальные молитвы? Господь, например, заповедал молиться Господину жатвы...

О. Димитрий: При открытии съезда в храме Христа Спасителя Святейший владыка на патриаршем молебне зачитал такую молитву православного миссионера, составленную преп. Макарием (Глухаревым). Это молитва, в которой мы обращаемся ко Христу с просьбой подвигнуть нас на делание, чтобы мы служили делу церкви. Когда ты молишься о том, что тебе необходимо для служения, это очень важно. Но, конечно, самое главное, что должно быть в жизни миссионера, - это литургия. Она должна быть в сердце. Литургия - это основа, это наше общее дело, таинство благодарения. Главная молитва заключается в нашем хождении перед Богом, когда мы знаем о Его постоянном присутствии и не хотим оскорбить Его какими-то своими действиями или бездействием. Это ощущение хождения пред Богом, проявляющееся в нашем отношением ко всему происходящему, и есть та молитва, которая должна нас сопровождать в течение всей нашей жизни.

Беседовала Наталья Адаменко


Попьем чайку, поговорим...

Интервью со священником Тигрием Хачатряном

О. Тигрий- О. Тигрий, как Вы считаете, какими качествами должен обладать миссионер, кроме того сострадания, о котором сейчас так много говорили  на съезде?

Священник Тигрий Хачатрян, руководитель Миссионерского отдела Курской епархии: По-моему, эти качества довольно-таки  последовательно описаны в тех словах одного из пастырских посланий, которые написаны на оборотной стороне иерейского креста: нужно быть образом - словом, делом, жизнью, чистотой помышлений, кротостью, любовью1 . Можно говорить о плодах Духа, перечисленных в посланиях ап. Павла. Ничего нового здесь, наверное, придумать невозможно. Самое главное - чтобы  написанное просто воплощалось в жизнь. У нас самая главная проблема только с этим. Или мы не читаем Писание, или если читаем, то так скользим по его поверхности! Мы не погружаемся в текст Писания. А это, опять же, связано с тем, что у многих православных христиан нет сочетания того, что написано в Евангелии, с религиозной практикой.

Поэтому всё, что говорилось на секции, посвященной миссионерской ответственности мирян, замечательно. Но все эти требования не должны стать достоянием указов и циркуляров. Такой подход был бы тупиковым путём. Какому-нибудь живому батюшке никаких указов и циркуляров не надо, ему достаточно изучить историю катехизации (если он её слабо знает),  опыт церкви и уже в своей реальной пастырской практике вместе с прихожанами творить Божье дело.

- Что, на Ваш взгляд, самое важное в миссии?

Священник Тигрий: Главное, конечно, встречать людей с любовью. И сначала  идти и приглашать, чтобы они приходили, потом принимать, согревать, а уже после этого начинать всякие умные разговоры о Боге, о крещении. Как показывает практика, нынешние так называемые катехизационные опыты в епархиях, от одной до тридцати бесед, будут работать только в одном случае: когда человек, пришедший к нам в церковь, увидит, что он нам интересен, дорог и ценен. Что он не просто «объект катехизации».  «Мы должны прочитать тебе 15 лекций, а потом приходи, будешь с нами» - это пагубный подход к делу катехизации, он изначально зарубит на корню все доброе. Получим только прекрасную форму. А еще можно вызвать обратный эффект...

Человек должен не только исполнить указания, он должен уметь что-то предложить. А если он может предложить только умные слова, как я сказал сегодня на секции, то рабоче-крестьянская аудитория будет иметь на ужин просто неплохо приготовленную лекцию, несколько утомляющее «условие допуска к крещению». Послушали одну, ну еще одну послушаем, ну третью еще вытерпим, а потом, как очень справедливо сказал владыка Меркурий, человек, живущий современными ритмами, скажет: «Знаете что... У меня масса дел, у меня хозяйство, семья. Да всю жизнь крестили на Руси, в чем дело, какие еще вопросы?» И он в чем-то будет прав. Совсем другое дело, если он придет ко мне после работы, а я спрошу его: «Расскажите, как Вы живете, давайте выпьем чашку чая» и т.п. То есть, человек обнаружит, что мне небезразличны его проблемы, нужды, переживания. Это начало диалога.

В чем проблема катехизации, почему она не осуществляется, почему люди не остаются в храмах? Ведь в этом критерий того, воцерковлен человек или не воцерковлен, христианин он или не христианин, по сути, канонически отпавший от Церкви. Это выдуманное понятие - невоцерковленные христиане. Даже в современных реалиях церковной жизни никто не вправе отменить принцип евхаристической принадлежности к приходу: если я не причащаюсь Божественной трапезы, какой же я христианин? Я буду просто верующий, но вера возможна в кого и во что угодно. Можно даже верить в христианского Бога, но христианином при этом не быть. Помните, что говорит ап. Павел? И бесы тоже веруют в нашего же Бога, только еще и трепещут...

В пресловутом  Альфа-курсе, который был всеми раскритикован (и совершенно справедливо), были отдельные моменты, которые, как мне показалось, англикане взяли из опыта древней церкви. Это общие трапезы, общение. Современная катехизация не может быть не диалогичной, потому что мы живем в эпоху прав и свобод. Это не IV век, когда человек мог монологично принять любую весть и сказать: «Да, аминь». Мы живем в эпоху, когда для человека размышляющего и читающего есть труды  Мартина Бубера и Михаила Бахтина. Для обычного простого человека, воспитанного в европейской культуре, есть простое и ясное понятие прав и свобод, закрепленное в международных нормах. И поэтому этот человек монологичную трансляцию не воспринимает. А диалог начинается не со слов «сейчас мы тебе всё расскажем», а со слов «давай мы чашечку чая выпьем, поговорим». Это старая добрая традиция, просто она была слишком передернута, когда, как уже апостол Павел отметил в посланиях, стали наедаться и напиваться перед Евхаристией. Но ничто не мешает возродить эту традицию. И нормальный обычный городской приход не обеднеет, если в выходной день позовет людей просто на чашечку чая с печеньем или булочкой. Сначала можно просто спросить: а как вас зовут, откуда вы пришли, чем вы живете. И вот эти 30-40 человек как-то отогреются. Они не будут в напряжении - мол, сейчас будут учить, накачивать, потом еще что-то спросят, упаси Бог, а мы должны им еще что-то ответить... Наоборот, сама атмосфера поможет им раскрыться и в дальнейшем любое сеяние семени будет приносить плоды.

Беседовала Анастасия Наконечная

-------------------

1. С 1896 года священникам и иеромонахам при иерейской хиротонии стали возлагать на грудь серебряный восьмиконечный крест с изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «ГДЬ ЦРЬ СЛВЫ» (Господь Царь Славы); в концах широкой перекладины «IС ХС» (Иисус Христос); под нижней косой перекладиной - «НИКА» (победа - греч.). На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим. 4, 12). Эти кресты стали непременным знаком отличия иереев, которые носят их за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке - поверх рясы.


Об обретении радости

Интервью со священником Михаилом Гапоненко

О. Михаил- Как Вы считаете, какими качествами должен обладать миссионер?

Священник Михаил Гапоненко, руководитель Миссионерского отдела Ростовской-на-Дону епархии: Миссионер должен быть доброжелательным ко всем людям. Очень важно то, о чем он говорит, но, вместе с этим, не менее важно - как он говорит. На Миссионерском съезде говорилось о необходимости проведения подготовительных бесед перед таинством Крещения, о значении катехизации - научения основам православной веры. На этих занятиях можно говорить о многом: можно говорить о догматах нашей веры, о других серьезных вещах, но очень важно, каким образом мы это делаем - очень важно. Одно дело, если мы будем осуществлять подобную подготовку только потому, что нас заставят сверху, выдадут циркуляр о необходимости в храме проводить беседы. И совсем другое дело, если у нас к этому душа лежит, если мы видим человека и нам хочется помочь ему обрести ту радость, которой мы сами обладаем. Поэтому не может быть никаких заранее заданных схем этих бесед. У каждого священника могут быть свои способности и интересы, свои привязанности, свои особенности. Нужно, прежде всего, иметь любовь ко всем пришедшим в храм. А для этого нужно молиться. Без молитвы ничего не выйдет.

- Батюшка, а что делать с тем, что мало таких делателей, а «жатвы» - много? Где найти таких людей, почему их так мало?

О. Михаил: Господь же сказал: «Молитесь Господину жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Все зависит от нашей молитвы. Главное, не думать, что мы сейчас своими силами все перевернем. Важно не забывать о своей собственной духовной жизни. У активных миссионеров есть такая проблема: они очень много на себя берут, начинают очень быстро развиваться, устраивать различные беседы, духовно-просветительские курсы - и часто, за неимением времени, откладывают собственную молитву, забывают о духовной жизни и приходят к тому, что ноша становится для них непосильной. Христос отходит: раз вы - сами, то и несите сами. А самим действительно очень сложно. Вот об этом никогда не нужно забывать. Но если мы будем молиться, то будем с Богом, и Господь поможет и вышлет помощников. И всё будет нормально.

- Каковы Ваши впечатления от съезда?

О. Михаил: Мне очень понравился тот тон, который задал Святейший Патриарх, когда сказал, что ждет от нас практических конкретных решений, а не одних только слов, пусть даже правильных и благочестивых. Сейчас это очень важно.

Беседовала Анастасия Наконечная

Фото с сайта www.pravnovoch.ru

КИФА №15(121) ноябрь 2010 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!