О «болонской системе» и не только Интервью с заведующей Учебно-методическим отделом Свято-Филаретовского института Л.Ю. Мусиной Сретенские чтения. Секция философии и религиоведения.Февраль 2010 г. - Лариса Юрьевна, каковы самые интересные и плодотворные из межвузовских контактов СФИ, общих проектов? Л.Ю. Мусина: С такими вузами, как РГГУ, РХГА, Московский университет, Институт теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета в Минске установилось регулярное партнерство. У нас работают преподаватели из ведущих гуманитарных вузов. Многие вузы присылают своих студентов и аспирантов на нашу студенческую конференцию - Сретенские чтения, по их выступлениям мы можем как-то оценивать и качество подготовки наших студентов. Можно быть довольными тем, что они выглядят на общем фоне весьма неплохо. Сложились добрые отношения с духовными академиями и семинариями - Московской, Киевской, Смоленской. Помимо преподавателей, которые задействованы в текущем учебном процессе, СФИ приглашает для чтения небольших курсов или отдельных лекций известных специалистов из разных учебных и научных институтов. Так, время от времени в институте читает курс лекций один из крупнейших специалистов по истории Русской православной церкви XX века, д-р ист. наук М.В. Шкаровский. Несколько лет назад с небольшим циклом по современной богословской проблематике выступил профессор К.-Х. Фельми1 . Мы придаем большое значение такому сотрудничеству, оно очень важно для духовного климата института и для формирования кругозора наших студентов. - Что можно сказать о научном взаимодействии в сфере теологии? Л.Ю. Мусина: Представители нашего института участвуют во многих интересных и значимых конференциях - это проходящие раз в несколько лет международные богословские конференции под эгидой СББК РПЦ, ежегодные симпозиумы в Бозе и другие. Нужно сказать, что наше участие в этих конференциях всегда заметно. Я думаю, это связано с тем, что институт находится «на передовой» церковных задач, церковной мысли, и это всегда замечают люди, которые склонны держаться на той же передовой. Хотя нужно сказать, что академический уровень студентов, на мой взгляд, необходимо повышать. - Вокруг внедрения в нашу вузовскую систему болонской системы образования продолжают идти дискуссии. Каково в этом контексте положение в целом в системе образования? В СФИ? Л.Ю. Мусина: Разговоры о болонской системе относятся прежде всего к новым стандартам высшего образования (стандартам третьего поколения), которые в обязательном порядке вводятся с 1 января 2011 года. Для нас это лучшая система. Она облегчает для нас возможность воплотить в учебном плане свои представления о духовном образовании, потому что дает вузам большую свободу и меньшую привязку к стандартному набору предметов. Новый ФГОС2 сформулирован в гораздо более общем виде и там в меньшей степени конкретизирован учебный план. Там ставятся задачи в формулировке приобретения обучающимися определенных знаний, умений и навыков, т. е. определенной квалификации через так называемые компетенции. А каким образом это достигается, вуз разрабатывает сам достаточно свободно. СФИ обладает достаточной зрелостью и опытом в развитии современного духовного образования, чтобы браться за такие задачи. То же можно сказать и о выборе форм студенческой практики. Раньше нам очень твердо ГОСом были предписаны определенные виды практик и, скажем, участие студентов в проведении выставок, каритативная практика могли вызвать вопросы. В новом ФГОСе мы здесь видим также гораздо более свободный, более здравый подход. - В общем контексте это несколько неожиданное выступление, потому что чуть ли не хорошим тоном считается ругать болонскую систему. Л.Ю. Мусина: Я думаю, это связано с теми трудностями, которые принесет болонская система прежде всего маленьким вузам. Это и необходимость организовать большее количество учебных курсов в рамках одного направления или специальности, чтобы студенты имели возможность выбора; и составление индивидуального плана обучения для каждого студента на каждый семестр. Каким образом решить этот вопрос в рамках наших условий, при небольшом числе студентов? Многие вузы практически не предлагают такого выбора дисциплин, у них нет для этого возможностей (финансовых, кадровых) - в первую очередь это касается провинциальных вузов. Это, действительно, трудность. Попробуй организовать значительную часть учебного плана по выбору, когда у тебя на курсе обучается, предположим, десять человек... Есть ещё одна трудность, о которой, может быть, стоит сказать - это то, что раньше самостоятельная работа студентов была некая terra incognita для большинства вузов, т. е. чисто формально половину выделяемого на данный предмет времени отводили на самостоятельную работу. Есть у тебя 300 часов - значит, 150 аудиторных занятий, 150 - самостоятельная работа студента. И для этой работы предлагались список рекомендуемой литературы, возможно, список тем рефератов и т. п. Теперь же требования изменяются в сторону все более конкретного расчета, дозирования и конкретизации самостоятельной работы. Для студента это лучше, потому что это должно было бы сделать его обучение эффективным. А для преподавателя это, конечно, дополнительная задача. Ясно, что это не воплотится быстро, что для всех это довольно непривычный стиль жизни, поэтому какое-то время наше системное образование будет «болеть». Для нашего института это также трудная задача. Где взять таких тьюторов, которые сядут со студентами и составят вместе с ними такой индивидуальный план каждому? Это требует того, о чём когда-то проф. Теодор Шанин говорил у нас на конференции по образованию, когда описывал свою библиотеку и библиотекарей, которые помогают студенту подобрать литературу, сориентироваться в ней. Это тоже требует квалификации... - Насколько я сталкивалась с библиотекой СФИ, там все именно так и обстоит... Л.Ю. Мусина: Потому что у нас не работают в библиотеке случайные люди. У нас работают те, кто выучился в институте, как минимум окончил бакалавриат. Каритативная практика в доме-интернате для пожилых и инвалидов - Меня всегда болезненно задевала в некотором смысле абстрактность современного преподавания теологии. Часто приходится сталкиваться с блестящим знанием каких-то академических дисциплин - и в то же время с полным неумением приложить свои знания к практике церковной жизни. Л.Ю. Мусина: В высшем образовании по теологии это можно ставить как проблему. Трудно было бы себе представить, скажем, самолётостроение, где недостатком считалось бы иметь какое-нибудь отношение к практическому строительству самолётов. В то же время приходится слышать: «Вы учите всему, что касается православной теологии, и учите наилучшим образом, но непосредственно к той стороне жизни, которой это касается, - к практической христианской жизни и молитве - студентов не подключайте. Вы готовите специалистов, чтобы они там действовали, но сами у себя осуществлять эту деятельность не можете, образование светское». Здесь есть некоторая неадекватность. И, кстати, в связи с этим тоже можно похвалить болонскую систему, потому что она направлена в том числе на то, чтобы соединить образование с профессиональной деятельностью человека. Привлекаются работодатели, изучаются потребности данной профессии в данном регионе. Чем глубже такие взаимодействия затрагивают учебный процесс, тем лучше. Именно для того, чтобы выпускать не каких-то абстрактных, никуда не годных дипломированных людей, которым потом надо переучиваться и заново осваиваться с тем, что они будут делать, а обеспечивать квалификацию для конкретной деятельности. Но у нас по инерции к теологии относятся так же как к религиоведению. То есть фактически как к науке о различных внешних сторонах, касающихся описания религиозных процессов. И это пока остается проблемой. - Можете ли Вы рассказать о планах учебно-методического объединения СФИ? Л.Ю. Мусина: Задачи сейчас огромные - это переработка всего корпуса учебных программ в соответствии с тем, о чем я говорила: нужно описать, конкретизировать собственную работу студентов. На самом деле давно хочется, чтобы студент имел конкретный путеводитель в своём образовательном маршруте. Чтобы к каждому занятию, допустим, у него был план подготовки и чтобы план этот был реальный, чтобы это не был просто совет «прочитайте, сколько сможете», чтобы конкретно было выделено, что нужно сделать обязательно. Чтобы было настоящее научение самостоятельной работе и постепенный переход к более сложным задачам от младших курсов к старшим. Это, конечно, большая задача и большая работа. Беседовала Александра Колымагина ----------------- 1. Профессор Василий (Карл Христиан) Фельми - всемирно известный специалист по православной иконе, преподаватель догматики. Почетный член Московской духовной академии, член попечительского совета СФИ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт. КИФА №15(121) ноябрь 2010 года |