Наследник Радости, которой хватит всемВ библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» состоялся семинар, посвященный прот. Александру Шмеману В Доме русского зарубежья прошел двухдневный международный семинар «Богословие радости в свете наследия прот. Александра Шмемана». Приуроченный к годовщине со дня кончины о. Александра 13 декабря 1983 г. семинар собрал ученых и богословов из России, Италии, Франции и Великобритании. Прот. Александр Шмеман (фото с сайта http://bfrz.ru)
Встреча началась с краткой молитвы об о. Александре. В своих докладах участники семинара рассказывали о мировоззрении о. Александра Шмемана, которые подчас рушат устоявшиеся стереотипы. Так, иг. Петр (Мещеринов) в своем сообщении показал, что о. Александр, порой резко обличавший подмены и искажения, никогда не был против самого монашества. Ключевой темой многих докладов была радость в библейском понимании этого слова. Библеист и переводчик Михаил Селезнев отметил, что радость у о. Александра была не только Божьим даром, но и личным выбором. Это особенно важно в свете понимания Креста и Воскресения, умирания и жизни. Преподаватель СФИ, канд. фил. н. Ю. Балакшина
Преподаватель Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина в своем докладе говорила о «радости узнаванья», которая появляется благодаря слову о. Александра: «Я как читатель и исследователь постоянно испытывала эту радость, встречая на страницах Дневников прот. Александра Шмемана слова, образы, стилистические обороты, хорошо знакомые мне по произведениям Пушкина, Тургенева, Толстого, Тютчева, Чехова, Блока и многих других русских писателей и поэтов». Благодаря этому слову можно увидеть, как происходит формирование «нового богословского языка», позволяющего узреть «глубинные сущности основ бытия», свершающийся диалог церкви и культуры, веры и искусства. В рамках семинара состоялся круглый стол на тему: «Образ Церкви: за рамками стереотипов». В чем проявляются «интеллигентские стереотипы» в Церкви? Как избежать «триумфализма» в церковной жизни»? Как реагировать на маргинальные течения, искажающие православное учение? Как общество воспринимает современные церковно-государственные взаимоотношения? Эти и другие вопросы оживленно обсуждались во время круглого стола. Разговор коснулся проблемных стереотипов восприятия церкви обществом, мешающих ей свидетельствовать о Христе. Историк и публицист Александр Архангельский поделился личными впечатлениями, что современной молодежи очень сложно ответить на вопрос, зачем ей нужна церковь. Прот. Владимир Архипов связал отчужденность общества от церкви с неумением многих церковных людей разговаривать с современным, особенно молодым человеком, свидетельствовать ему о норме жизни, которую он сам ищет и не может найти. Руководитель информационной службы СФИ Анна Алиева обратилась к опыту совместной жизни во Христе, на котором созидались общины новомучеников и исповедников российских, а также РСХД, бывшее источником христианского вдохновения для о. Александра Шмемана. Как в XX веке, так и сейчас этот опыт может вдохновлять на церковную жизнь людей разных возрастов и сословий, образования и общественного положения. Разговор о насущной необходимости усвоения опыта жизни новомучеников и исповедников российских поддержал ответственный редактор ЖМП Сергей Чапнин. Он сделал акцент на том, что, говоря о новомучениках, мы часто говорим об опыте умирания во Христе. Но не менее важная задача Церкви сейчас, и это не менее важно в опыте новомучеников, - свидетельство о жизни во Христе. |