Хотелось бы всех поименно назвать... Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. «Реквием» Ты спроси у моих современниц, Каторжанок, «стопятниц», пленниц, И тебе порасскажем мы, Как в непамятном жили страхе, Как растили детей для плахи, Для застенка и для тюрьмы. «Поэма без героя» Памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера, напротив тюрьмы «Кресты» 30 октября в концертном зале Центрального дома художников в Москве состоялся вечер, посвященный Всероссийскому дню памяти жертв политических репрессий, на котором по инициативе Преображенского братства в исполнении народной артистки России Елены Камбуровой прозвучала музыкальная версия «Реквиема» Анны Ахматовой. Автор музыки - композитор Владимир Дашкевич. Выдающийся драматический и певческий дар Елены Камбуровой, невероятной красоты и широчайшей тембровой амплитуды голос, абсолютное профессиональное мастерство буквально разверзают перед нами максимальную глубину и мощь стихов. Но дело не только в артистической одаренности и профессионализме певицы и актрисы, а, безусловно, прежде всего в лично воспринятых боли и сострадании, в личностном духовном восприятии событий. Долгие годы имя Ахматовой для многих было связано, в первую очередь, с высокой любовной лирикой. Мало кому из ее современников, да и тех, кто жил в последующие «советские» десятилетия, были известны ее трагические гражданские стихи, раскрывающие пути и судьбы истории России XX века. В 1921 году расстрелян ее первый муж, поэт Николай Гумилев, в 1938-м арестован другой близкий человек - Николай Пунин, погибший в воркутинском лагере в 1953 году. Её сын Лев Гумилев трижды арестован и приговорен к расстрелу, по счастливой случайности замененному каторгой. Ахматова перенесла четыре инфаркта, её сопровождают почти постоянные нищета, бездомье, полицейский надзор. С 1946 года имя Ахматовой предано поруганию в советской печати... И почти никто не знает, что в 1935- 40 гг. она начинает писать стихи, которые складываются в цикл под названием «Реквием». Лишь в конце 1962 года Ахматова занесла текст «Реквиема» на бумагу и передала для публикации в «Новый мир». Не напечатали. К этому времени поэзия Ахматовой официально в Советской России была предана забвению. Последняя книга с ее стихами опубликована в 1921 году. В своих дневниках Ахматова писала: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК - не арестовывать, но и не печатать». После постановления ЦК Ахматову лишили продовольственных карточек. В 35 лет ей определили нищенскую пенсию, которой, по словам Н.Я. Мандельштам, хватало только на спички и папиросы. Глухое молчание в печати привело к тому, что впоследствии в литературных кругах периодически звучало мнение об угашении творческого духа Ахматовой. С одной стороны, она сама в строках своей «Поэмы без героя» словно подтверждала эти слова: Пытки, ссылки и казни - петь я В этом ужасе не могу. С другой стороны, в своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, Ахматова писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны». «Реквием» был впервые опубликован полностью в Мюнхене в 1963 году Глебом Петровичем Струве. Начиная с 1960-х гг. «Реквием» Ахматовой распространялся в самиздате. Отдельные главы были напечатаны во время «оттепели». В России он был издан полностью только с началом перестройки, в 1987 г. Настоящим утешением для Ахматовой были отзывы читателей о ее стихах, о «Реквиеме», ходившем в самиздате: «Давала читать R[equiem]. Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала. («Народные»). И говорят самые разные люди» (из дневниковых записей А. Ахматовой, 13 декабря 1962 года). «Реквием», «Поэма без героя» и другие трагические гражданские стихи Анны Ахматовой обращены к тому живому непреходящему смыслу, который заключает в себе неразлучимое единство поступка и слова, подлинно духовного и поэтического. Эти слова устремлены к нашему сегодняшнему дню, к сознанию и сердцу каждого человека, получившего дар жизни, в том числе и ценою муки и смерти миллионов невинных. Эти слова обличают нас и вдохновляют. В чем наша ответственность и ответ на все происходящее вокруг тогда и сейчас? Как уберечь себя от мертвенного беспамятства, от обволакивающего плена, о котором грозно предупреждала Ахматова, - прежде всего саму себя, а затем и нас - страшась даже в «блаженной смерти» забыть «громыхание черных марусь»? В чем наша память и верность, творчество и мужество? А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. «Реквием» (эпилог) Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом
Материал подготовила Нина-Инна Ткаченко КИФА №14(120) ноябрь 2010 года |