В медийной сфере православных СМИ нет Интервью с Владимиром Легойдой, главным редактором «православного журнала для сомневающихся» «Фома» «Кифа»: На этом форуме звучало очень много комплиментов журналу "Фома" как образцу миссионерского издания, обращенного к людям на пороге Церкви. В чем секрет того, что вы существуете 10 лет и до сих пор востребованы и читаемы? Что делает миссионерское издание успешным? В. Легойда: Очень сложно ответить на вопрос, в чем секрет успеха. Только что я приехал со встречи, на которой мне суперпрофессиональные маркетологи доказывали, что по всем законам маркетинга мы существовать не можем, но просто срабатывает какое-то наше умение что-то такое делать. На самом деле, я далеко не так радужно смотрю и на наше издание, и на его присутствие в информационном пространстве. По большому счету, в медийной сфере православных СМИ нет. Нужно сказать себе честно: нас нет. Мы где-то для себя крутимся, но о нас никто не знает. На рынок как-то пробился только "Русский дом", больше никаких православных изданий на массовом рынке нет, и это самая большая проблема. Как ее преодолевать? Здесь необходимы и понимание общецерковной задачи, и средства, и силы - силы профессионалов и средства других профессионалов. Что касается успеха "Фомы", мне кажется, во многом он связан с тем, что "Фома", как и "Нескучный Сад" в свою очередь, просто в своей сфере не имеют конкурентов. У нас очень мало подобных изданий. Нам нужно, чтобы их было больше, но не втупую, не так, что в каждой епархии, в каждом городе должен выходить журнал. Нет, нужно, чтобы была нормальная конкуренция, которая будет заставлять нас двигаться дальше, иначе будет застой. И самое главное - нужно писать очень искренне и о том, что тебя волнует. Основная проблема профессионализации православных СМИ, на мой взгляд, заключается в том, что при постановке на поток самое главное теряется. Я вот под впечатлением своего разговора с маркетологами. Они говорят: "Все просто. Делаете ежемесячник в 36 страничек, в котором всем все понятно: мамашам, крестивших своих детей, что нужно делать, чтобы дети не болели, и т.п. Это ваше издание раскупается, разлетается. А для души раз в год выпускаете альманах и за большие деньги продаете его серьезным людям, которые тоже есть в православной церкви". Понимаете, технологизация процесса может погубить сам процесс. Я в этом глубоко убежден. «Кифа»: "Нескучный Сад" и "Фома" успешны не только потому, что нет конкуренции, но и потому, что они рассказывают о живых вещах. В. Легойда: Безусловно. «Кифа»:Свидетельство о живых приходах, о православных общинах - может ли быть успешным? В. Легойда: Только это и может быть успешным. Больше ничего успешным быть не может. Посмотрите, на чем построены массовые издания даже с сугубо профессиональной точки зрения? Они тоже построены на принципе свидетельства: как я поругалась с мужем, как я нашла нового бой-френда и т.д. Это тоже свидетельство, просто не о том. Но принцип один: люди читают рассказы других людей о своей жизни, настоящие рассказы и даже не очень настоящие. Тем более должны быть востребованы мы, потому что у нас живые примеры серьезных вещей. «Кифа»: В тех принципах православных СМИ, которые провозглашены на фестивале, с одной стороны, говорится о том, что время диалога прошло, потому что сейчас все православные, с другой - перед церковными СМИ ставится миссионерская задача. Не кажутся ли Вам эти утверждения взаимоисключающими? В. Легойда: Может быть, это один из тех парадоксов, которые вызваны самой жизнью. Это парадоксальность, но очень жизненная парадоксальность. Я не думаю, что одно опровергает другое. Присутствует и то, и другое и, видимо, в этом и сложность, но, помимо сложности, в этом есть и какой-то глубинный смысл, который, возможно, на уровне логики нами не может быть осознан. КИФА №27-28 декабрь-январь 2004/05 |