Журналистика - это «многослойный пирог» Интервью с Сергеем Чапниным, ответственным редактором "Церковного Вестника" «Кифа»: Сегодня можно с уверенностью сказать, что фестиваль прошел успешно. Хотелось бы узнать о планах на будущее: будет ли регулярность в проведении фестивалей, и как Вы сами оцениваете основные итоги? С.Чапнин: Если говорить об итогах, то фестиваль показал главное - наше общее желание работать вместе, объединять свои усилия. И тогда наше свидетельство о православии, о жизни Церкви будет более весомым и убедительным. До последнего времени Русская Православная Церковь не уделяла должного внимания работе со СМИ, но в последнее время ситуация меняется, и наш фестиваль - это начало серьезной систематической работы. И здесь важно отметить, что на своем декабрьском заседании Священный Синод дал высокую оценку фестивалю «Вера и слово» и одобрил его итоговый документ. В нашей дальнейшей работе сегодня можно выделить три основных направления: разработка документов, координация информационной деятельности и образовательные программы. Если говорить о документах, важнейшим представляется программа нашей информационной деятельности. Ее можно назвать основами информационной политики, но не в названии суть. Этот документ должен обозначить приоритеты Церкви в области информационной деятельности, и здесь предстоит большая исследовательская работа. Во время дискуссий в дни фестиваля неожиданно появился запрос на создание ряда других документов. Например, поступило предложение разработать типовое положение о епархиальных пресс-службах и общий устав православной редакции. Казалось бы, с таких документов надо было начинать работу пять-десять лет назад, тем не менее многие редакции озаботились этим лишь сегодня. Но и это хорошо: такие вопросы возникают лишь тогда, когда журналисты задумываются об эффективности своей работы, когда они намерены серьезно выстраивать свои отношения со священноначалием. Ресурсы православных редакций как правило небольшие, поэтому необходимо использовать современные медиа-технологии, которые позволяют значительно оптимизировать работы. Время, когда православную газету можно было выпускать на коленках, безвозвратно ушло. Если корреспондент зашел на работу в пятницу, другой - в субботу, редактор все прочитал в понедельник и так и не встретился с авторами материалов, а верстальщик пришел во вторник и в одиночку все сверстал - это, безусловно, не редакция. Говорить только о содержательных проблемах, не касаясь общей организации журналистской работы, явно недостаточно. Это о технической стороне, теперь скажу о содержательной. В дни фестиваля десятки, если не сотни раз говорилось о том, что информационная деятельность, журналистика, работа в СМИ - это одна из важных форм миссионерского служения в современном мире. Кажется, мысль простая и очень понятная, мы слышали ее и раньше, но из нее следуют очень важные выводы. С одной стороны, журналист должен воспринимать свое служение как служение церковное. С другой стороны, и Церковь должна относиться к служению журналиста очень внимательно и серьезно, не игнорировать его служение. На практике часто бывает так: сегодня священник или епископ может согласиться на интервью, а завтра без объяснения причин легко от него отказаться. Эту ситуацию необходимо менять. Если появляется запрос на информацию о Церкви, на него должен быть ответ или, в крайнем случае, мотивированный отказ: почему конкретный священник не может ответить на вопросы журналиста. Безусловно, есть вопросы, которые вне компетенции священников. Это естественно, но тогда они должны сказать, куда журналист может обратиться. Если вопрос касается церковной истории, канонического права или сложных религиозно-философских вопросов - журналист должен знать, куда он может адресовать свой вопрос. Миссионерское служение «неудобное», хлопотное, но без него невозможно «научить все народы». С другой стороны, и светские СМИ должны понимать, что церковная журналистика - это не просто попытка христианских общин, попытка Церкви подстроиться под современный мир, приспособиться к нему. Нет, это реализация миссионерского служения Церкви в новых формах. «Кифа»: Наверное, и на нас как на церковных журналистов накладывается определенная ответственность, состоящая прежде всего в том, чтобы обращаться к миру со словом свидетельства, а не со словом претензии. С.Чапнин: Я думаю, что претензий не так много. Есть такой тип журналистики - конфронтационная, агрессивная журналистика. На мой взгляд, она не христианская, агрессия нам чужда. Мы можем давать жесткие оценки, мы можем судить очень и очень строго, иногда должны судить очень строго и бескомпромиссно. Но, тем не менее, уровень претензий, упреков - это, безусловно, не уровень христианской журналистики. Невозможно себе представить миссионера, который общается упреками. Я глубоко убежден, что журналистика конфронтации уходит в прошлое. Да, есть еще ряд «независимых» православных изданий, которые постоянно кого-то обвиняют, ищут врага среди своих ближних, но это маргинальная журналистика, как бы они не старались доказать обратное. Кстати, интересно посмотреть на комментарии, которые появляются по поводу состоявшегося фестиваля. Есть те, кто участвовал в фестивале, конструктивно работал, и таких абсолютное большинство. Есть и небольшая группа тех, кто на фестиваль, проводившийся по решению Священного Синода, не приехал. Они пытаются создать нечто «оппозиционное», но, насколько мне известно, пока говорят только глупости. Мне очень жаль, что в последнюю группу попал и Валентин Лебедев, руководитель Союза православных граждан. На заседании Клуба православных журналистов 27 января он сказал буквально следующее: «То, как был подготовлен и проведен его организаторами фестиваль «Вера и слово», вносит раскол в церковную жизнь в наше непростое время. Эти люди совершают откровенный большой грех». Мне трудно понять, как православный человек может так жестко осудить работу оргкомитета фестиваля «Вера и слово», председателем которого был митрополит Калужский и Боровский Климент, а итоги фестиваля, как я уже говорил, были одобрены Священным Синодом. Видимо, это говорит о качестве нашей так называемой церковной общественности. «Кифа»: Объединение журналистов - это, конечно, перспектива дальняя, хотя реальная. Согласны ли Вы с митрополитом Кириллом, который говорил, что в первую очередь оно должно строиться на церковном принципе единства в многообразии? С.Чапнин: Безусловно, ведь журналистика - это некий «многослойный пирог». Существуют разные типы СМИ, множество различных специализаций внутри печатных изданий, радио или ТВ. Поэтому собирание сообщества должно происходить на признании того, что человек, который стоит рядом со мной, может регулярно писать так, как я не напишу никогда в жизни, и при этом тоже быть церковным журналистом и делать общее со мной дело. Это должно быть совершенно естественно. Мне кажется, мы просто обязаны преодолеть свою узкую специализацию. Видите, мы опять выходим на проблемы миссионерства - это такое широкое поле, на котором все могут работать. И здесь я никаких проблем не вижу. Журналисты даже могут, в конце концов, крайне редко встречаться, но важно, чтобы в нашем сознании окрепла уверенность: нас, работников, на этой ниве очень и очень много, и мы должны легко обращаться друг к другу за поддержкой, если возникнет такая необходимость. КИФА №27-28 декабрь-январь 2004/05 |