Четырнадцать молитвНародная артистка РФ Елена Камбурова, откликнувшись на просьбу членов Преображенского содружества малых братств и руководства Свято-Филаретовского православно-христианского института, специально ко Дню памяти жертв политических репрессий исполнила «Реквием» Анны Ахматовой на музыку Владимира Дашкевича. «74-й год был самым обычным годом. Что о нем можно вспомнить? Ходили на работу, думали, где достать колбасу. В то время еще судили за тунеядство, судили поэтов, художников. Женщину могли осудить на два года за то, что она вырастила детей, жила на зарплату мужа и не работала. Какие-то люди собирались на кухнях, говорили. Обыкновенное время, казалось, что политических репрессий уже нет» - так начала свое выступление Галина Салова - жена известного, ныне ушедшего правозащитника Кронида Любарского. Мало кто знает, что день политзаключенного, который сейчас называется днем памяти, родился из протеста заключенных 19-го мордовского лагпункта против «условий содержания политических заключенных в советских лагерях». Автором идеи создания такого объединяющего дня стал знаменитый астрофизик и диссидент Кронид Аркадьевич Любарский. Галина Ильинична очень просто рассказала, как впервые к ним пришли домой с обыском - как много часов подряд бесцеремонно перерывали шкафы с книгами, выуживая Гроссмана, Ахматову, Солженицына, журналы и отдельные статьи. Рассказывала, как ученый, который занимался расчетами посадки кораблей на Марс, в одночасье оказался врагом народа, и как в одно мгновение отрезанной от мира «живых» людей оказалась вся его семья - переставали здороваться знакомые, отказались родные и друзья, ограждая себя безопасной пустотой. За «антисоветскую деятельность» Кронид Любарский получил пять лет строго режима. «Одиночество - это то, к чему я должна была привыкать в новой жизни, - вспоминала Галина Салова. - Один из зэков сказал, что наша жизнь тяжела - баланда, решетки, но у женщин - она вдвойне тяжелее. Так оно и было. Я «выла» по Ахматовой пять лет - бесконечные выматывающие очереди, сбор посылок, трудные дни в дороге, сначала в Мордовские, потом в Пермские лагеря. И все это выносили женщины - жены, матери, сестры. Поэтому для меня «Реквием» Анны Ахматовой - это гимн женщинам, их стойкости, мужеству и верности». Ректор Свято-Филаретовского института профессор-священник Георгий Кочетков напомнил, что «реквием» переводится с латыни как «вечный покой» и обратил внимание на то, что в советское время пострадали миллионы политзаключенных, которые оказывались в лагерях за убеждения и нежелание мириться с лживой действительностью, но были миллионы тех, кто вообще не понимал, за что они страдали. В истории известны случаи, когда «тройки» уничтожала целые села в пятьсот дворов просто потому, что кто-то написал, что там «одни кулаки живут». «Наш народ пострадал весь. И продолжает страдать, - сказал отец Георгий. - Не откликнуться на эту боль может только ангажированный или совсем бессовестный человек. Каждый убиенный достоин памяти и без осознания этого, без покаяния не будет у нас этого покоя, внутреннего мира». Главным событием вечера стал «Реквием» Анны Ахматовой в исполнении народной артистки России Елены Камбуровой. Музыку написал композитор и теоретик музыки, лауреат Государственной премии Владимир Дашкевич, который тоже оказался в зале. У самой Елены Антоновны многие из родственников были репрессированы и расстреляны. После первых выступлений Ахматова зазвучала еще более глубоко и трагично: «И упало каменное слово на мою еще живую груд. Ничего, ведь я была готова, справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить». Спустя более чем семьдесят лет, эти слова в сочетании с удивительной искренностью исполнения Елены Камбуровой, звучали по-новому для каждого. Однажды Анна Андреевна Ахматова обмолвилась, что «Реквием» - это «четырнадцать молитв». И этот вечер стал пространством общения и молитвы, и, значит, пространством надежды. Елена КУДРЯВЦЕВА Информационная служба Преображенского братства |