gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы катехизации arrow Любить Бога и Церковь - это труд. Из прошедшего в рамках фестиваля «Вера и слово» брифинга с епископом Зарайским Меркурием
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.10.2010 г.

Любить Бога и Церковь - это труд

Из прошедшего в рамках фестиваля «Вера и слово» брифинга с епископом Зарайским Меркурием, руководителем Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации

Епископ Зарайский МеркурийЕпископ Меркурий: Катехизация - научение вере, это очень важно, потому что от того, как будет человек веровать, зависит спасение не только его собственной души, но и его участие в духовной жизни.

И вот у нас произошло следующее: огромное количество людей крестилось, второе крещение было на Руси, а духовное просветительство так и не смогло осуществиться в полной мере.

Мы готовы к сотрудничеству, конечно, работаем с епархиями. Но знаете, скажу честно, что это очень непросто делать. И, чего греха таить, встречаем противодействие со стороны духовенства.

Куда легче взять и совершить таинство крещения над людьми, пришедшими за жертвочку «на обитель, на храм», и расстаться с ними навсегда и беспроблемно. Намного сложнее готовить этих людей к крещению: это отрывать у себя время, это понуждать их к этому труду. Не все к этому готовы. Но Святейший Владыка говорит, и многие архиереи с этим согласны, что процесс проведения катехизации необходим в Русской церкви. Люди должны приходить в церковь с верой. Вера - это дар Божий, это сердечное глубокое чувство. Мы должны и разум свой подключать и осознавать, что, принимая на себя высокое звание христианина, мы принимаем на себя ответственность. Любить - это труд и великая наука. Люди семейные, наверное, знают о том, что любить другого человека - это огромный труд. И монашествующие должны тоже знать, что любовь в себе возгревать надо. Любить Бога и свое отечество - это тоже труд и этому труду надо научать людей для того, чтобы они потом плодотворно трудились.

Вопрос от информационной службы СФИ:

Дорогой Владыка, спасибо за Ваше слово! Известно, что сейчас в церкви принято важное решение о том, чтобы люди проходили сознательно долгое оглашение перед крещением. Наш институт в мае проводил конференцию, посвященную катехизации. Люди из разных епархий, и священники и миряне, рассказывали о своем опыте.

Вы сейчас только что говорили о трудностях, которые препятствуют воплощению этого решения, и там тоже много об этом говорилось. Хотелось бы узнать положительную сторону вопроса: как эти трудности разрешаются в церкви.

Наш институт давно занимается длительной катехизацией. Но в пространстве всей церкви существуют большие сложности, и их преодоление требует особых сил.

Епископ Меркурий: Абсолютно простого и односложного ответа на этот вопрос нет, потому что разные регионы по-разному включены в церковную жизнь.

Например, центральная Россия: мы знаем, что здесь и храмы были открыты, и существует какая-то традиция, преемство воспитания... А существуют такие регионы, как Дальний Восток, где во многих епархиях вообще ни одного храма не было, и целые поколения выросли и ничего не знали о Боге. Поэтому, безусловно, епархиальные архиереи должны найти ответ на этот вопрос.

Но для того, чтобы решить этот комплекс проблем, нам представляется, что нужно подготовить плеяду катехизаторов в Русской церкви. Конечно, основным катехизатором является епископ и священник в епархии - это основа всех основ. Епископ призван блюсти веру Христову «неповрежденну», а священники как его посланники должны в этом ему помогать. Но, безусловно, готовить людей, встречаться с ними, объяснять им какие-то вероучительные истины должны и катехизаторы. Сейчас очень серьезный вопрос обсуждается в церкви (не буду говорить, на каких уровнях, но довольно серьезных) о подготовке катехизаторов.

Мы предполагаем, что это могут быть три уровня подготовки катехизаторов: начальное, среднее звено и высшее. Высшее - это то, которое на епархиальном уровне может организовать эту работу, среднее - на областном, районном, младшее - на приходском.

Святейший патриарх ставит задачу: катехизатор должен быть в каждом приходе. Но мы понимаем реально, что малочисленные приходы, даже районные центры, не в состоянии финансово содержать человека, который будет заниматься катехизацией. Поэтому, насколько я сейчас знаю, богословские институты поставили перед собой задачу подготовки людей в помощь священнослужителям, которые могли бы одновременно совмещать работу по разным направлениям: по катехизации, по образованию и по работе с молодежью. Я думаю, что это вполне реально.

Мы также говорим о том, что и в некоторых семинариях есть курсы по подготовке катехизаторов, в некоторых даже факультеты. Нужно это узаконить, нужно создать единую систему подготовки этих людей, которые бы получали либо светские удостоверения, точнее, дипломы государственного образца, либо церковного образца, но которые бы готовились по единой системе. Т.е. создание системы катехизации в России - вот основная задача сейчас. И, конечно, мы будем опираться на епархиальный уровень.

Для того, чтобы вся эта система работала, нужно изменить среди духовенства и среди мирян подход к этому процессу. Что касается духовенства, я думаю, здесь сработает административный принцип, когда архиерей властью, ему данной, понудит духовенство заниматься тем, чем оно должно заниматься. И я думаю, что меры, которые священноначалие и священство будет применять к людям, нарушающим эти требования, будут очень жесткими. Это не шутки и не игра в бирюльки, это касается спасения человеческой души и будущего и настоящего нашей церкви.

Все должны выполнять эти требования. Очень важно, чтобы и люди, которые приходят в церковь для того, чтобы проходить оглашение, встречали доброжелательный и очень взвешенный подход, с любовью. Конечно, можно сказать, что надо 12-15 раз прийти на занятия по катехизису в течение года. Но надо же реально исходить из того положения, что люди работают, у них полная занятая неделя. Могут ли они так всегда ходить? Конечно, важные вопросы. Но здесь нужно с рассуждением к этому подходить. И, я думаю, что та дискуссия, которая сейчас разворачивается в церкви, в епархиальной среде, - приходят отзывы в отдел, в Синод и т.д., - это очень важная дискуссия. Мы должны выявить рациональное звено при подготовке людей, которые будут заниматься катехизацией, и, конечно, подход к тем, с кем будут заниматься катехизацией. Я пространно ответил на ваш вопрос, но проблема очень большая.

КИФА №13(119) октябрь 2010 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!