Протоиерей Павел Адельгейм подчеркнул сложности организации подготовки к таинству Крещения В своем блоге - интернет-дневнике http://adelgeim.livejournal.com - известный священник пишет: «В СМИ обсуждается проблема приготовления ко Крещению. Какой должна быть катехизация? Готовить к Крещению систематически можно 10 лет. Можно готовить 2-3 года. Можно предоставить человеку самому ходить на регулярные беседы о Библии, Евангелии и христианстве сколько ему захочется. Можно провести беседу перед крещением, сообщив вкратце суть происходящего, задачи жизни во Христе и ответственность за принятое служение. Человеческое достоинство требует осознавать смысл своих поступков. Принимая Крещение и входя в Церковь, человек должен понимать, куда и зачем идёт. Согласно Евангелию, вера является условием крещения. Катехизация веру не даёт. Веру даёт Бог. «Никто не приходит к Отцу, токмо Мною. Никто не приходит ко Мне, если не призовёт его Отец Мой небесный». Катехизация даёт сумму церковных знаний, необходимых для понимания христианской веры, надежды и любви. Катехизация даёт христианское понятие о Боге и человеке, выявляет содержание его духовной жизни, сообщает нравственные основы, раскрывает смысл церковного ритуала. Нельзя совершать подмену. Катехизация нужна не в качестве условия крещения, а для сознательной жизни в Церкви и стяжания плодов этой жизни. Вот и посылает Христос Своих апостолов: «Идите и научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча соблюдать всё, что Я заповедал вам». Знания не дают гарантий. «Кто уверует и крестится, спасен будет, а кто не уверует, осуждён будет». Крещение не поможет: «Кто не уверует, осуждён будет». Не поможет Крещение, не спасут знания. Вера является необходимым и единственным условием Крещения. Если необходимым, можно ли крестить младенца? Можно, если он растёт в христианской семье. Онтологические решения могут принять за дитя его родители. И ребёнок в них и вместе с ними становится соучастником их решения. Родители не спрашивают ребёнка, хочет ли он родиться, быть и жить на земле. Они вынуждены принять это решение без него, ибо его пока нет. Спросить некого. Когда он родится, спрашивать поздно. Его бытие состоялось. Родители не могут спросить согласия ребёнка на его воспитание. В силу малолетства он не может им посоветовать, в каких нравственных и религиозных нормах его воспитывать. Родители вынуждены воспитывать его в тех нормах, которых придерживаются сами. И если они христиане, почему лишать их права крестить своё дитя? Если без его согласия могут дать ему физическое бытие, почему не могут дать ему христианское бытие? Возникает вопрос о мотивах крещения. А если человек воспринимает Крещение как магический обряд, чтобы не болеть, удачно жениться, поступить на хорошую работу...можно его крестить? Христос помогал людям в их земной жизни. Он исцелял болезни, претворял воду в вино, кормил хлебом и рыбой. Его чудеса вели одних к духовному преображению, а другие - завидовали и озлоблялись. Разумеется, главным делом Его служения было возрождение человека для жизни вечной. С этой целью Он апостолов послал проповедовать Евангелие Царствия. Апостолы проповедовали Евангелие и умирали за него, но сердце их сохраняло сострадание и заботу о людях. Апостолы научали, но в то же время Филипп крестил евнуха без катехизации, лишь по вере во Христа. Наследовали жизнь и некрестившиеся мученики. Как и Учитель, апостолы не совершали насилия ни над кем и никогда. Особенно, не насиловали совесть. Когда Синод проводит катехизацию указами, а священники обязаны писать рапорты, возникает опасность бюрократизировать таинство Крещения. При благих намерениях оно оставит в людях горькие воспоминания. Насилие ни к чему хорошему не приведёт. Есть ещё одна опасность в насильственной катехизации. Попытаюсь объяснить. В моём приходе есть Православная школа, которая 9-11 лет обучает детей христианскому богословию, этике и ритуалу, приготовляя к служению и жизни в церковной общине. Школа даёт сертификат псаломщика и регента церковного хора. Второй возможностью обучения служит катехизация, которая проводится в группе из десяти - двенадцати человек по тщательно подготовленной системе о. Георгия Кочеткова в течение одного-двух лет. Изучается Библия, этика, богословие, ритуал. Третью возможность предлагают еженедельные «библейские чтения». Они совершаются уже 15 лет каждый вторник. Читаем Библию и обсуждаем проблемы приходской и индивидуальной жизни в Церкви. Можно задавать любые вопросы и делать сообщения, соглашаться, спорить, предлагать своё решение проблемы. Посещение свободное. Четвёртая возможность рассказать о Христе и жизни в Церкви возникает при крещении тех, кто пришёл крестить ребёнка, но не умеет объяснить свои мотивы и не интересуется христианской верой. Крестить или не крестить? Архим. Борис (Холчев) и архим. Серафим (Суторихин), старые священники, к которым я питаю глубокое уважение, говорили мне, молодому священнику: «Сделай то, что можешь сделать. Бог привёл их креститься. Объяснить свои мотивы они не умеют. Не отказывай никому, не откладывай, крести». Можно потребовать, чтобы пришли на определённое число бесед. В этом случае придётся либо проводить индивидуальные беседы с каждым, либо формировать группы. Индивидуальные беседы с каждым в отдельности трудно потянуть одному священнику, особенно при ежедневном богослужении и прочих нагрузках. Формировать группу даже в пять-семь человек означает затянуть крещение на длительный срок. Возникает, казалось бы, очень простое и удобное решение - организовать общегородские курсы при епархии или Кафедральном соборе. Будут проводить катехизацию в 10-20 бесед, выдавать справку о катехизации и направление на Крещение в любом храме. Согласно направлению, любой священник обязан крестить без платы, поскольку катехизация будет оплачиваться. Перенаправив денежные потоки, Епархия за крещение и венчание получит хороший доход, который до катехизации получали храмы. Очень быстро вся катехизация сведётся к оплаченной справке, к удовольствию обеих сторон. И будет им последняя горше первых. «Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными», - говорится в рекомендациях Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации МП. Нельзя не согласиться. Надо готовить людей к Крещению и к Венчанию. Только надо избежать при этом бюрократизации и насилия». В Центральном доме журналиста будут проходить занятия православного молодежного лектория 13 сентября в кинозале Центрального дома журналиста состоялась пресс-конференция «Открытие Православного молодежного лектория в ЦДЖ. Новый учебный год». На пресс-конференции выступали: игумен Филипп (Рябых), заместитель Председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата; иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата; игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Ведущим пресс-конференции был заместитель руководителя Патриаршего центра Юрий Белановский. В ходе пресс-конференции не однажды звучала мысль о важности разговора с молодежью на её языке. Так, иером. Димитрий (Першин) вспомнил слова хирурга Пирогова о «никоновских старообрядцах», людях, ставящих во главу угла букву и тем отвративших его от веры и церкви. (В этом контексте нельзя не удивиться тому, что среди лекторов заявлены и некоторые известные современные воинствующие «никоновские старообрядцы»). Главный редактор газеты «Кифа» Александра Колымагина, задавая вопрос о служении молодежи Даниловского монастыря, вкратце рассказала о двадцатилетнем опыте работы с молодежью в Преображенском братстве. «Мы пришли к тому, что для молодежи очень важно свидетельство ровесников, и сейчас в нашем братстве молодые люди, прошедшие полноценную катехизацию и получающие духовное образование, ведут молодежные группы, помогают на катехизации», - сказала она. Игум. Иоасаф согласился с тем, что это верный подход к миссии среди молодежи. Появился курс «Основы человекознания», рассчитанный на общение с современной молодежью Курс «Основы человекознания», составленный епископом Кременчугским и Лубенским Тихоном, получил в этом году рекомендацию Министерства образования о его распространении по всей Украине. Курс состоит из двадцати тематических блоков, каждый из которых можно раскрыть как за 15 минут, так и за несколько часов, в зависимости от предоставленных возможностей. Четыре основных направления курса - умение любить (акцент делается именно на умении), свобода (но не вседозволенность; наибольшую свободу человек получает, когда что-то создает сам, а не просто что-то получает), творчество (как максимальная степень свободы человека) и семья, шире - межполовые отношения. Рассчитан курс в первую очередь на молодежь, учеников десятых-одиннадцатых классов, студентов первых курсов вузов. Епископ Тихон уверен, что молодежи, вырастающей в новой, клиповой, культуре, можно и нужно помочь научиться думать и познавать себя. Свой курс владыка обычно начинает с простых, но ясных образов и притч, которые современному молодому человеку воспринять гораздо легче, нежели привычный для старшего поколения текст. По мнению еп. Тихона, старшее поколение является представителями другой, средневековой культуры - культуры текста, а с молодежью надо разговаривать на понятном им языке. В процессе занятий слушатели должны научиться трезво видеть себя и окружающий мир, согласиться с тем, что уметь мыслить - это хорошо, а быть человеком - огромный труд, который никогда не заканчивается. Постепенно слушатели узнают основы христианской этики и аскетики, «переведенные» на понятный для них язык. Информационная служба СФИ КИФА №13(119) октябрь 2010 года |