Связана ли вера с патриотизмом? На вопросы отвечает свящ. Георгий Кочетков Католическая церковь Доминус Флевит (построена в 1955 г.) - церковь плача Господня. На этом месте Иисус Христос плакал о грядущем разрушении Иерусалима - Можно ли в молитве просить себе тяжёлые болезни, чтобы хоть как-то искупить смертные грехи (такие грехи, что в голове не укладывается, как я могла так поступать, сама себе не могу простить)? Не грех ли это? А то ещё больше буду усугублять свои грехи. Свящ. Георгий Кочетков: Ваши сомнения совершенно справедливы. Конечно, такая просьба в молитве была бы греховной просьбой, которую Господь не может исполнить. Есть очень важное положение нашей веры, которое, хотя и не входит в официальные символы, имеет большое значение: Бог зла не творит. Так что Вы себе, наверное, представляете, кого Вы будете призывать, если попросите некую высшую силу сотворить зло, - совсем не нашего Бога, Который есть Любовь, Который исцеляет, призывает всех к прощению и Сам даёт всем прощение и помогает исправиться. Да, конечно, тяжесть греха на сердце - это серьёзная вещь. И хорошо, что это Вас так волнует. Однако Вам нужно через Вашу веру, через доверие и любовь к Богу и ближним достичь возможности простить себя и тем самым освободиться от прежних грехов, какими бы тяжёлыми они ни были. Помните ещё одно очень важное положение нашей веры: нет такого греха на земле, который бы превысил милосердие Божие. - Связана ли вера с патриотизмом? Я думаю о том, чтобы эмигрировать из России. Богу ведь не важно, где я буду жить? Свящ. Георгий Кочетков: Этот вопрос не так прост, он неоднозначен. Да, христианство универсально, оно - для всех времён и всех народов. Если оно проповедует патриотизм, то в первую очередь по отношению к Отечеству Небесному. И только потом, в силу ответственности человека за свою (и не только свою) земную жизнь, возникает вопрос об ответственности за народ, страну, город или село, в котором живёшь, за всё общество, за прошлое, настоящее и будущее, культуру, историю. Не так легко перейти от патриотизма по отношению к Царству Божьему - условно говоря, «вертикального» - к патриотизму «горизонтальному», относящемуся к Отечеству земному, которое, не будучи Царством Небесным, всегда имеет своё призвание, не выходящее за рамки истории. Ибо вместе с историей умрут и царства, и государства, и социальные проблемы, и представления о нашей малой и большой родине в «горизонтальном» аспекте. Действительно, есть некое напряжение между этими вертикалью и горизонталью. Часто патриотизм Отечества земного совмещают с патриотизмом по отношению к Отечеству Небесному. Так же часто резко противопоставляют и разрывают эти вещи и считают, что патриотизм земной явно мешает патриотизму по отношению к Отечеству Небесному. Наверное, истина заключается ни в том и ни в другом. И в то же время она не лежит посередине. Она находится в антиномической реальности точно так же, как и сама личность человека, который должен жить в мире сем, но не от мира сего, так же, как живёт вся Церковь. Церковь не может отождествлять себя с патриотическим движением и не может ограничивать себя патриотическими лозунгами, интересами, если иметь в виду патриотизм «горизонтальный». Когда верующие люди, выступающие от имени церкви, принимают решения или что-то ответственно заявляют, ориентируясь только на интересы отечества земного, они грешат. К сожалению, в наше время таких вещей немало. Мы встречаемся с этим в самых разных церквах, странах, народах, культурах. Здесь надо быть осторожными и внимательными и следить за тем, чтобы с христианской верой и жизнью не произошло того же, что произошло с ветхозаветной религией, которая, как правильно нередко говорят, выродилась из религии завета в национальную религию, религию лишь одного малого народа. И в то же время совсем не ощущать нужды, потребности того народа, среди которого живёшь, не ощущать ответственности за ту страну, в которой «родился и пригодился», которая тебя кормит и воспитывает, тоже ненормально для христианина. Не то что нельзя эмигрировать из страны - можно, если есть у Вас для этого достаточные основания. Но если можно не эмигрировать, то лучше не уезжать, потому что нельзя бежать от своего креста, нельзя уходить с того места, на которое тебя поставил Господь по факту ли твоего рождения, трудовой деятельности или церковного служения. Нам совсем не безразличны судьбы того народа, в котором мы живём, к которому мы себя причисляем. Массовая эмиграция из стран бывшего СССР, в том числе из России, объясняется, прежде всего, забвением этой ответственности и выглядит часто печально, иногда жалко. Все попытки спастись эскапизмом должны быть сто раз проверены, прежде чем осуществиться. Так что спросите себя, зачем Вы едете, и подумайте сто раз, прежде чем принимать решение об эмиграции: не нарушите ли Вы тем самым волю Божью. Хотя если Господь Вас поведёт в другое место и Вы там будете лучше исполнять волю Божью не только для себя, но и для всех других людей - для Ваших ближних, для церкви, хотя и в другом месте, в другой стране, пусть даже очень неудобной для Вас, - то это другое дело, это возможно. Так что будьте осторожны и внимательны. - На какую стену в доме лучше вешать иконы? Свящ. Георгий Кочетков: Икона в доме - это всегда вещь неслучайная. Настоящая икона - это некий центр притяжения, духовного внимания. Поэтому действительно небезразлично, как и где икона стоит, так же как небезразлично, какая у вас дома икона - хорошая или плохая. Главное требование к месту расположения иконы - чтобы это был не некий абстрактный красный угол, который вычисляется независимо от того, как и где вы живёте, какие у вас иконы, а чистое место, т.е. место удобное для молитвы, не испачканное, не грязное, как во внешнем смысле, так и во внутреннем. Икона должна освящать Ваш дом, возбуждая в Вашем сердце желание молитвы к Богу, напоминая о том, что Бог всегда рядом, и поэтому остерегая от совершения того или иного греха или беззакония, от того, чтобы обманывать, ругаться, выпивать, играть в азартные игры и даже просто курить, а тем более прелюбодействовать, строить какие-нибудь преступные замыслы, предаваться стяжательству, сребролюбию, честолюбию. В этом смысле сила хорошей иконы очень велика. Если она написана глубоко верующим человеком в церковной традиции (а это не означает лишь стилизацию под древние образцы), если она несёт в себе настоящий духовный заряд, то вы сами захотите крепко подумать, куда повесить икону. Может быть, именно от этого чувства и возник Ваш вопрос, совсем не праздный. Только не решайте, повторяю, этот вопрос формально: вот, должен быть красный угол, вот, молиться нужно на восток - и всё. Подумайте и о других сторонах этого дела. - Как правильно вести себя на могиле: крещёного, некрещёного, самоубийцы, иноверца? Как молиться и можно ли молиться? Свящ. Георгий Кочетков: Если Вы находитесь на могиле крещёного или некрещёного человека, самоубийцы или иноверца, и этот человек Вам небезразличен по каким бы то ни было причинам, то Вы, конечно, должны прежде всего вспомнить о молитве и помолиться об упокоении его души. Церковь запрещает молитвы за тех или иных людей (например, за самоубийц) только в церковном собрании, чтобы не подавать дурной пример слабым людям, «малым сим», но никогда не запрещала никаких молитв за людей живущих и отошедших от земли, если Вы сами совершаете их в сердце своём. Не теряйте этих возможностей, особенно когда Вы находитесь на могиле известного Вам человека или многих людей. Никогда не узурпируйте, не восхищайте у Бога последний суд, кто бы ни был перед вами - крещёный или некрещёный, мусульманин, иудей, язычник, просто неверующий или самоубийца. Запомните: Церковь не восхищает суда Божьего и не рекомендует это делать кому бы то ни было из своих членов. Проявите любовь и милосердие, доверие к Божьей силе и власти, к Божьей любви, к Божьему милосердию. - Спаситель говорит нам принимать всё, чему учат нас фарисеи, саддукеи и т. д. и т. п., но как они ведут себя - так себя не вести. Считались ли оба учения за истинные учения до Спасителя или же одно считалось ложным, а другое - нет, и почему Спаситель говорит о двух разных учениях как о двух истинных? Свящ. Георгий Кочетков: Господь не говорит, что надо принимать учение фарисеев и саддукеев. Вот Его слова: «Что они говорят вам делать - делайте». Ведь эти люди (особенно фарисеи) учили исполнять Закон Божий. Господь не говорит, что нужно вступать в прения с ними, Он говорит: по делам их не поступайте. То есть не будьте лицемерами, не будьте ритуалистами, обрядоверами, формалистами в вере, законниками, - фундаменталистами, как мы сказали бы в наше время. Не живите по принципу «правило на правило, закон на закон», так, чтобы буква становилась выше духа. С другой стороны, не идите на недолжные компромиссы с миром сим, как это делали саддукеи. Так что читайте, пожалуйста, внимательнее Священное писание. Там нет ничего из того, что Вы вычитали. - В миру могут жить те, кто силён духом, чтобы справляться со многими искушениями этого мира, так как в монастыре явных искушений значительно меньше, но однако есть более скрытые. Правильно ли это или это сугубо индивидуально? Свящ. Георгий Кочетков: Я думаю, что в жизни могут быть самые разные случаи, но если усреднять, немного абстрагируясь от конкретных вещей, то я бы скорее не согласился с Вами. Я думаю, что везде есть и свои послабления, и свои трудности и искушения - что в миру, что в монастыре. В наше время монастырская жизнь от мирской отличается непринципиально. Время древних пустынь прошло, как и древних монастырей. Поэтому разница, скорее, формальная, внешняя - в стиле, в форме жизни, а не в её содержании. Можно спасаться и в миру, можно спасаться и в монастыре. Мудрые праведники, жившие в советское время, говорили: в миру верующий человек нужнее. Так же, как они могли сказать, например, о посте: всё ешь, а людей не ешь. Мы немного забыли или еще не познали опыт новомучеников и исповедников российских. Они бы нам сказали о том, что времена изменились. Даже Достоевский своего Алёшу Карамазова отправляет в мир со словами: «Иди в мир, там мира нет». Это всё не случайности, а отражение воли Божьей. Монастырь хорош тем, что там можно вложить свой труд в церковную сокровищницу, что-то сделать для церкви, а также для людей, которые заходят в этот монастырь, ища утешения, доброго совета, а иногда просто доброго взгляда. Монастырь - это некоторый оазис, внешне отрадное место. Иногда таким же местом становится приход или та или иная духовная школа. Я это могу вполне компетентно утверждать, имея опыт учебы в Ленинградской духовной академии и опыт уже более двадцати лет жизни, скажем, в нашем Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Но таким же духовным оазисом, нисколько не худшим, если не лучшим, может быть церковная община или церковное братство. Так что не надо идеализировать монастырь, так же, как не надо его уничижать, дискредитировать. Если эпоха монастырей как авангарда церковной жизни проходит или уже прошла, то это не значит, что монастыри не имеют значения и не оправдывают своего существования. Только надо искать подлинный путь своего служения, не бояться ни монастыря, ни мира, а быть там, куда поставил тебя Господь. Фото с сайта www.christusrex.org/www2/baram КИФА №12(118) сентябрь 2010 года |