gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
09.09.2010 г.

Говорить истину далеко не всегда просто и безопасно

Интервью с протоиереем Геннадием Фастом

Возвращаясь вновь к теме наследия новомучеников и исповедников российских, мы публикуем интервью прот. Геннадия Фаста. Его слова имеют особое звучание, и не только потому что он широко известен  благодаря своим проповедям, трудам по экзегетике и духовно-просветительской деятельности в целом. Нам довелось лично пообщаться с ним этим летом в самые, может быть, трудные для него дни. И эта встреча была лучшим свидетельством. Его мирный дух, отсутствие обид, нежелание бороться с людьми и против людей, как и намерение смиренно, но твердо держаться христианской правды в церковной жизни - вот лучшее подтверждение весомости и искренности всего, что говорит один из лучших пастырей не только Красноярской епархии, но и всей Русской православной церкви.

* * *

- Отец Геннадий, Вы написали книгу «Православный Енисейск», и на экскурсиях мы говорили о новомучениках и исповедниках российских, об архиеп. Луке (Войно-Ясенецком), который здесь жил; так или иначе Вы касались этого опыта. Как Вам кажется, что из опыта новомучеников и исповедников российских сейчас важно воспринять в нашей церковной жизни? Что из этого опыта сейчас актуально?

Прот. Геннадий Фаст: Не надо думать, что сейчас не время исповедничества. Мир сей лукав в любую эпоху, и говорить истину в наше, казалось бы, такое либеральное, демократическое время оказывается далеко не всегда просто и безопасно. И поэтому, я думаю, первое, что очень актуально, - это само исповедничество. Ведь и в те времена были и верующие, и священнослужители, которые уходили от исповедничества. Исповедничество - это всегда риск, это жертва. И при этом - не поиск приключений. Не надо нарываться на какие-то неприятности, чтобы потом быть героем. Исповедничество - это не «геройство». Но у каждого человека бывает «момент истины», и вот здесь опыт исповедников очень для нас свят и значим - чтобы мы не боялись исповедать свою веру в семье, с друзьями, в школе, в университете, в церкви, наконец. Чтобы мы не соглашались просто вечно «прогибаться» под то, что обеспечивает нам спокойную жизнь. Это, я думаю, очень важно.

Конечно, у каждого святого были свои достоинства. Мы хвалимся архиепископом Лукой - в его жизни, конечно, очень много достойного подражания, о нём написано много книг, больше уже не скажешь. Это человек, который не понимал «дипломатию»... Есть такие слова в евхаристической молитве - присносый, такождесый. Вот и архиепископ Лука всегда был «тождественен сам себе» - и в хирургической комнате, и на допросе у следователя, и в алтаре храма. Он не умел быть каким-то другим, как-то подлаживаться. И это тоже очень ценно, очень свято у архиепископа Луки.

- В связи с опытом новомучеников встаёт вопрос о преступлениях ХХ века. И сейчас очень много говорят о покаянии - даже совершаются крестные ходы, молитвы - но покаяния не совершается. Что нужно сделать, чтобы покаяться в преступлениях советского режима, чтобы дальше произошло возрождение, чтобы мы дальше смогли пойти? Что для этого сейчас нужно?

Прот. Геннадий Фаст: Сказано, пожалуй, всё, что можно сказать. А сделать... Наверное, сделать каждый на своём месте что-то может. Во-первых, каждый лично, особенно из тех, кто жил в советское время - и не только родился, но жил, трудился, что-то делал - должен хорошенько вспомнить, не согрешил ли он, и в этом принести покаяние. Потому что многие не каются. Допустим, коммунистами были? Были. А в том, что это отречение от Христа - даже как-то и нет покаяния. Всё-таки необходимо принести покаяние за себя лично, в своём, в том, в чём ты согрешил. Это очень важно. Для этого не нужен крестный ход. И это - в основе, это первично. Не лгал ли ты вместе со всеми, не подписывал ли только ради того, чтобы как-то уцелеть то, что не нужно было подписывать, не делал ли еще чего-то подобного?

А что касается более общего покаяния - здесь каждому по мере. В 1988 году, когда церковь праздновала 1000-летие крещения Руси, в нашем Успенском храме празднование шло, наверное, месяц. И первая наша служба была покаянная. Была проповедь, что тысячелетие крещения Руси - это тысячелетие грехов, которые совершали христиане. И конкретно говорилось о том, какие грехи - не то что где-то кто-то лично в чём согрешил, а именно грехи, приобретавшие общественную значимость, скажем, когда брат во Христе вместе с псом продавал крепостного - своего брата во Христе и так далее. За крепостное право разве коммунисты должны покаяться? Или об этом уже нам надо озаботиться? И вот такая была проповедь, и потом была служба и покаянный молебен. Было и покаяние за убиение царского семейства - действительно, Давид не поднял руки даже на богоотверженного Саула, а здесь была рука поднята на помазанника Божия. Так что мы с этого и начали, с такого покаяния. И потом не раз мы это совершали. Но другое дело - насколько это проходит через души людей. Каждый может сделать в том объёме, в каком он это может сделать. Мне что-то дано - вот в этом объёме я могу сделать. Допустим, уже епископ имеет больше возможности, если по церковной линии. Патриарх имеет больше возможности. Президент имеет возможности.

К сожалению, очень многие грехи в общественном масштабе так и остались нераскаянными. В отличие от Германии, где, скажем, фашизм осуждён и нет заигрывания с ним. А у нас было упущено много шансов. Это можно было сделать в начале 1990-х. Причём сами коммунисты были почти уверены, что это сейчас будет, они боялись этого. Они даже где-то перетрусили, можно сказать. Но оно не случилось! Потом как-то раз-раз-раз, оказывается, всё не так страшно - и пошло, и пошло дальше. Ну, а теперь об этом лишь иногда говорят, «в меру». Искусственно же делать что-то я не сторонник. Лично я сейчас никаких крестных ходов на эту тему не устраиваю и в них не участвую... Хотя я не хочу осуждать других, если они делают это для Господа. Сказано: «Кто ест - для Господа ест, кто не ест - для Господа не ест». Мне лично сейчас это как-то не близко, все эти хождения с иконами... И как-то не видно результата. По крайней мере, пока.

- Нашему братству в этом году исполняется двадцать лет. Что бы Вы могли пожелать нам на ближайшие годы?

Прот. Геннадий Фаст: Во-первых, поменьше праздновать юбилеи (смех), не увлечься этой заразой, чтобы больше было, действительно, содружества и братства, чем юбилейных о том воспоминаний. Но, действительно, очень важно иногда и вспомнить...

- Зарубки, как Вы писали...

- ...Да, вот эти зарубки, они действительно необходимы, поэтому какие-то юбилеи, какие-то памятные даты - это нормально, это имеет право быть. Что я вам желаю? Всё делать для Господа. И братство чтобы для Господа. Потому что есть много ещё и других целей - и неплохих в том числе. Но всё-таки чтобы на первом месте всегда был Сам Господь. И тогда всё остальное приложится. Как ни странно, но для нас, верующих людей, имеет смысл ещё и ещё раз напоминать о Боге, о Господе. Потому что мы можем говорить о православии, о церкви - обо всём - и меньше всего о Боге, о Христе, о Господе. Он Сам как будто где-то и есть, от этого никто не отказывается - но как будто, как при вычислениях: «два пишем, три в уме», так будто и Он где-то у нас там «в уме». А нужно, чтобы Он был жизнью. Это очень важно. Ну и, конечно, желаю некой легализации. Я думаю, пришло время, чтобы ваше братство как-то полнокровно смогло церковно жить, чтобы вы имели храм, настоятеля, священника - и не одного, потому что братство очень большое, это совершенно немыслимо, чтобы один священник его окормлял... Так что желаю вам, чтобы произошла некая реабилитация, и тот опыт, который вы приобрели, был востребован. Чтобы в церкви это всё воссоединилось. Я думаю, что сейчас время для этого благоприятное.

Прот. Геннадий Фаст
Прот. Геннадий Фаст с молодежью Преображенского братства. Енисейск, 2010 г.
 

Вопросы задавал Сергей Бурлака

Фото Ольги Максимовой

КИФА №11(117) сентябрь 2010 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!