«Самая большая наша драгоценность - это благословение Божье» 26 июня в часовне Свято-Филаретовского института прошел благодарственный молебен об окончании 22-го учебного года и состоялось торжественное вручение дипломов. 23 выпускника богословского факультета, с успехом защитившие свои итоговые работы в прошедшем году, получили вместе с дипломами две новинки издательства СФИ: сборники материалов конференций «Свобода - дар Духа и призвание в церкви и обществе» и «"Велика жатва, а работников мало": миссия в Восточной Европе в православном контексте». Дипломы получили также 15 выпускников факультета религиоведения, 38 - Богословского и 12 Миссионерского колледжа. В слове на Послание св. апостола Иакова ученый секретарь СФИ проф. А.М. Копировский назвал одним из главных плодов духовного образования трезвенный взгляд на свой путь и на перспективу, возможность видеть творческий потенциал в себе и в других. Ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков в своем слове напомнил, что возможность получать духовное образование - «не только плод нашего ума или человеческих усилий, но следствие благословения Божьего, которое есть самая большая наша драгоценность». Также о. Георгий отметил, что духовное образование может созидать личность человека, но может и развращать его, если он «знание человеческое, надмевающее обрел, а знание духовное, смиряющее и возвышающее человека силой и благословеньем Божьим, - не обрел». Ведь главная цель духовного образования, ради которой стоит от многого отказываться и многое терпеть, - научиться жить в постоянном общении с Богом и ближними. «Если мы пройдем этим узким путем, то обретем много новых возможностей для служения Богу и церкви. Если же не пройдем, то перед нами закроются и те возможности, которые были открыты раньше», - сказал о. Георгий. В адрес ректора, преподавателей и сотрудников СФИ прозвучали многочисленные слова благодарности. Информационная служба СФИ
Выпускники СФИ защитили итоговые работы 17 июня студенты выпускного курса бакалавриата Свято-Филаретовского института защищали итоговые работы. Приемную комиссию возглавил ректор Коломенского государственного педагогического института, д-р ист. наук, профессор А.Б. Мазуров. Серьезную дискуссию специалистов вызвала работа А.Н. Ясонова на тему «Возникновение и развитие учения о Евхаристии как о жертве». В ходе своей работы соискатель указал на неизначальный характер представлений о евхаристии как о жертве. Проанализировав версии о причинах смещения акцентов, А.Н. Ясонов пришел к выводу, что все ведущие литургисты так или иначе говорят об утрате первоначального смысла евхаристии как благодарения Богу за дар вечной жизни. Вместо этого возникает практически ветхозаветное представление о ней как о священной жертве. Одновременно редуцируется апостольское видение всей христианской жизни как служения и, следовательно, жертвы. Т.о., возвращению евхаристии исходного смысла должно сопутствовать соответствующее изменение образа жизни церкви. Интересной оказалась также и работа О.В. Борисовой «Две тенденции развития чинопоследования таинства миропомазания в Древней Церкви в литургических исследованиях второй половины ХХ века». Она посвящена проблеме единства церковного сознания и литургической практики. Кроме того, по кафедре богословских дисциплин и литургики были защищены работы Е.В. Глущенко «Традиции приема в православную церковь представителей других христианских конфессий. Экклезиологический аспект», Д.В. Гориславского «Устав Сурожской епархии как воплощение решений Собора 1917-1918 гг.» и О.А. Мишугиной «Значение доникейского богословия для современного богословского контекста». Представленная к защите кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики работа О.С. Еремеевой была посвящена гомилетическому наследию свт. Филарета Московского, небесного покровителя Свято-Филаретовского института. Соискательница выявила особенности проповедей святителя, важнейшая из которых - постоянное и свободное употребление в них слова Божия. Три работы подготовила к защите кафедра Священного писания и библейских дисциплин: М.В. Кутузова - «Образ Илии в Мф 17:10-11 в контексте иудейских эсхатологических ожиданий: книга пророка Малахии, литература 2-го храма и Четвероевангелие», Т.С. Глушко - «Эсхатологический смысл молитвы Господней в иудейском контексте» и Г.Н. Бутаковой - «Употребление прямых цитат из псалмов в Евангелии от Матфея». Еще одна работа защищалась по кафедре философии и гуманитарных дисциплин: А.И. Архангельского - «Основы социальной концепции РПЦ об эвтаназии». Все соискатели успешно защитили работы и получили искомые степени бакалавров богословия. 24 июня также состоялись защиты выпускных работ. Аттестационной комиссией СФИ особо были отмечены и рекомендованы к публикации три работы - Л.В. Крошкиной «Экклезиологические взгляды преподобномученицы Марии (Скобцовой) на материале агиографических текстов ("Иоанникий", "Жатва Духа", мистерия "Анна")» (рассмотрев житийные тексты и их варианты, сохранившиеся в парижских архивах издательства YMCA-Press и архивах С.В. Медведевой, продолжившей дело м. Марии после ее гибели, Л.В. Крошкина впервые ввела в научный оборот неопубликованные тексты матери Марии, поставив ее житийные сочинения в контекст ее статей и выступлений, и убедительно показала их органическое единство), О.В. Слёзкиной «Курс "Введение в общую историю церкви" в системе среднего богословского образования в России (на примере Богословского колледжа СФИ)» и О.Н. Черенковой «Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия об отношении к еретикам» (автор убедительно доказала, что новой для церковной традиции является идея о необходимости казней еретиков, а противники этого выступили как традиционалисты). Актуальной тематике были посвящены также работы А.Б. Алиевой «Основные факторы, определяющие особенности миссионерской ситуации в современной России (социологический и миссиологический аспект)» и А.В. Ошариной «Софиология прот. Сергия Булгакова в богословской критике XX в.». Опираясь на данные социологических исследований Ю. Левады и Н. Козловой, исходя из традиции библейской антропологии, антропологии Н. Бердяева и В. Несмелова, а также миссиологии проф.-свящ. Георгия Кочеткова, А.Б. Алиева описала и проанализировала основные характеристики миссионерской ситуации в современной России для определения приоритетов православной миссии. Автор приходит к выводу, что приоритетным адресатом православной миссии в современной России должна быть молодежь и часть общества, имеющая высшее образование (прежде всего, гуманитарное); приоритетным каналом - рабочие, дружеские и семейные связи. Содержанием должна быть не только керигма Церкви, но и апологетика, с которой, по мнению автора, можно достаточно часто и начинать, разрушая ложные представления о вере, Боге, церкви и нравственных нормах. Работа А.В. Ошариной посвящена богословскому наследию о. Сергия Булгакова, прежде всего, «Спору о Софии». Автор произвела тщательную реконструкцию содержательной стороны дискуссии по этой теме. Итогом исследования стал аргументированный вывод об отсутствии последовательной, богословски и логически состоятельной критики софиологии. Успешно также были защищены работы Е.В. Лосевой «Антропологические концепции в Русском православном богословии XX века: контекст формирования и анализ основных идей» и С.В. Лятс «Представление о Церкви и церковности в учениях основателей магистерской реформации». Информационная служба СФИ
Региональные СМИ откликнулись на приезд паломников из Москвы «26 июня Свято-Вознесенское архиерейское подворье посетила группа студентов и выпускников Свято-Филаретского православно-христианского института г. Москвы. Поездка была предпринята по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия с целью накопления опыта в области миссионерства и катехизации. ...Гостям были показаны помещения Катехизаторской школы собора, где состоялась беседа с ее проректором, иереем Георгием Опариным. В ходе встречи отец Георгий рассказал о деятельности всех приходских учебных заведений, также беседовали на тему катехизации, делились опытом построения учебных занятий. Встреча прошла в живом общении», - сообщает сайт Свято-Вознесенского собора. «29 июня по благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Ижевского и Удмуртского, руководитель епархиального Миссионерского отдела протоиерей Виктор Сергеев в актовом зале Ижевского епархиального управления провел встречу с представителями Свято-Филаретовского православно-христианского института (г. Москва). В ходе встречи протоиерей Виктор рассказал о миссионерской деятельности Ижевской и Удмуртской епархии, а также поделился опытом совершения миссионерских литургий и практики оглашения» - отмечает cайт Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии. «Человек похож на яблоко из райского сада» - под таким названием в Центральной городской библиотеке им. Н.В. Гоголя в Кемерово 2 июля состоялась встреча читателей с преподавателями и студентами Свято-Филаретского православно-христианского института г. Москвы. ...В рамках дружеской встречи в библиотеке им. Н.В. Гоголя представители Свято-Филаретовского института рассказали гостям о своей издательской деятельности, познакомили с новыми книгами. На презентацию были приглашены члены библиотечного клуба пожилого человека «Однажды», сотрудники социального центра, опорных пунктов, читатели городских библиотек. В тот же день московские гости посетили Кемеровское епархиальное управление, где встретились с епископом Кемеровским и Новокузнецким Аристархом», - говорится в новости на сайте Кемеровской и Новокузнецкой епархии.
Вести из Пскова Как исполняются решения Общецерковного суда В редакцию религиоведческого сайта ReligioPolis из Псковской области поступило письмо, в котором от имени группы верующих было высказано недоумение тем, что правящий архиерей уклоняется от исполнения решения Общецерковного суда РПЦ. В качестве обоснования был приведен текст письма, присланного в адрес храма и прочитанного прихожанами. Письмо, подписанное митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием (Саввиным) гласит следующее: «Протоиерею Павлу Адельгейму. Ваше Высокопреподобие отец протоиерей. Получил Ваше обращение о якобы Вашем намерении примириться со мной за нанесенные обиды. Но как смотреть на это? Вы желаете примирения и тут же Ваша новая клевета в мой адрес о том, что я Вас не допускал на епархиальные собрания, на общие церковные торжества, откуда все это Вы взяли? Мы с Вами не встречались, по телефону не разговаривали. От кого Вы это распоряжение получили? Уж если примиряться, нужно признать своию сатанинскою клевету, изложенную в Вашей книге «Догмат о Церкви», где Ваша черная, ядовитая клевета в мой адрес распространяется в книгах и в интернете на весь мир. Вот Вы теперь заявите на весь мир о том, что это была Ваша клевета на правящего архиерея. Ведь в Вашей книге ни одного слова правды нет. Ведь только осознанная раскаянность и просьба о прощении может быть основанием для примирения, иначе это будет просто формальность, С новой клеветой, Вы говорите, что я отнял у вас приход, в п. Богданово, но ведь это было после отказа Вашего от этого прихода, о чем свидетельствовали персонал психиатрической больницы п. Богданово. Вы говорите, что я отнял приход в п. Писковичи, но ведь это было после Вашего скандала с о. Евгением Найдиным. Ради мира пришлось вас разделить и дать каждому из вас приход. Это же было при свидетелях всего Епархиального совета. Вы говорите, что я отнял у Вас настоятельство в храме свв. Жен Мироносиц, но это было после невыносимого Вашего отношения к клирику прихода свв. Жен Мироносиц священнику О. Владимиру Будилину. Имеется его письмо об этом. А Ваши клеветнические письма, газетные публикации - что это? Просите о прощении и тут же с новой клеветой в мой адрес. А Ваш отказ преподавать в Псковском Духовном училище - тоже виноват архиерей? Всё это лукавое Ваше - изворотливость и изощренные Ваши уловки. Так вот только после признания своей клеветы, посредством СМИ против своего архиерея, да и всех архиереев РПЦ, может быть взаимное прощение и примирение, и я готов простить и примириться с открытым христианским сердцем. Ожидаю Вашего согласия. Божией помощи Вам, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ЕВСЕВИЙ». Направив полученный текст протоиерею Павлу Адельгейму, редакция сайта ReligioPolis попросила его подтвердить или опровергнуть факт получения им такого письма. В своем ответе священник выразил удивление по поводу того, что адресованное ему письмо попало в посторонние руки и подверглось огласке. В соответствующем решении Общецерковного суда содержится рекомендация не предавать гласности «обоюдные упреки» в процессе давнего спора между священником и архиереем. По мнению редакции сайта, причиной огласки стало то обстоятельство, что письмо было направлено не лично протоиерею Павлу, а в адрес религиозной организации прихода храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии. Между тем о. Павел Адельгейм прокомментировал в своем блоге последние события в приходе храма Жен-мироносиц. Вот выдержки из этого комментария: «Сегодня состоялось Приходское собрание. Настоятель был благодушен, собрание прошло не только мирно, но, как рекомендовал ОЦС, "в духе евангельской любви".Никаких споров и возражений не возникло. Все охотно принимали мнения друг друга. Состав Приходского собрания принят бесспорно: все согласились, что члены, зачисленные в Приходское собрание до назначения нового настоятеля, являются его законными членами. Состав Приходского собрания дополнили, включив всех, кто захотел. Получился тот самый список, который в декабре 2008 года архиерей не признал и аннулировал собрание, яко не бывшее. С нашей стороны не было возражений по поводу приходского совета. Выбрали новый состав приходского совета из лиц, которых хотел настоятель. Ему с ними работать. Теперь должно последовать утверждение протокола с этим составом. Ждём преосвященной санкции. Надеюсь, она будет такой же положительной, и архиерей всё утвердит. Кажется, стороны примирены и довольны. Слава Богу. Отношение архиерея ко мне не изменилось, судя по письму... Имеется много утверждений «это клевета», но в чём она заключается, он не сообщает. Много раз я просил указать хотя бы страницу, на которой он нашёл клевету, - безответно. Кроме его писем ничего сообщить не могу. Петербуржцы (группа интеллигенции, 38 чел.) обратились к президенту по поводу лишения настоятельства весной 2008 года. Из канцелярии президента поступило два письма: губернатору, который резонно ответил, что вопрос не в его компетенции, и в Патриархию, а оттуда - в епархию. Ответ губернатора и епархии поступил петербуржцам. Из епархии поступил серый конверт без сопроводительной бумаги. В нём лежало письмо свящ. Владимира Будилина на имя митр. Евсевия. В письме о. Владимир предлагает архиерею план извести о. Павла. Собственноручное письмо у меня хранится в архиве, помещаю цитату из этого письма: «Ваше Высокопреосвященство! Антицерковная, клеветническая писательская деятельность о. Павла в любом случае будет продолжаться. В любом случае! Есть только один способ ее ограничить и приостановить. Способ этот - отнять у него второго священника. По своей гордыне и тщеславию о. Павел будет ежедневно служить. И у него не будет ни времени, ни сил для написания своих трудов в прежнем объеме. Но официально лишить его второго священника нет возможности. Он включит механизмы своих огромных связей. Ему начнут помогать его высочайшие покровители. Чтобы ограничить его писанину, остается только одно - как можно дольше тянуть нынешнюю ситуацию. В настоящий момент лучшая форма моего служения в Мироносицком храме - это числиться в нем, и не служить. О. Павел должен выдохнуться. Ведь ему в августе исполнится 70. Сама ситуация призывает к этому. Нужно всеми силами продлевать нынешнюю ситуацию. Чем дольше он будет служить один, тем меньше он напишет своих гадостей, тем быстрее он выдохнется». Почему епархия отправила это письмо в канцелярию президента, выше моего понимания. Наши епархиальные события, точней переживания, давно заслужили пера Салтыкова-Щедрина. Об этом нельзя говорить всерьёз. Посмеяться и забыть. Горько, что всё это происходит в церкви, разрушая судьбы и общины, принося людям много горя. КИФА №9(115) июль 2010 года |