24 июня в СФИ состоялись защиты выпускных работ Аттестационной комиссией СФИ особо были отмечены работы Л.В. Крошкиной «Экклезиологические взгляды преподобномученицы Марии (Скобцовой) на материале агиографических текстов («Иоанникий», «Жатва Духа», Мистерия «Анна»)», О.В. Слёзкиной «Курс «Введение в общую историю церкви» в системе среднего богословского образования в России (на примере Богословского колледжа СФИ)» и О.Н. Черенковой «Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия об отношении к еретикам».
24 июня в СФИ состоялись защиты выпускных работК защите было представлено семь итоговых работ: пять подготовлены на кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики и две на кафедре церковно-исторических дисциплин. Аттестационной комиссией СФИ особо были отмечены и рекомендованы к публикации три работы - Л.В. Крошкиной «Экклезиологические взгляды преподобномученицы Марии (Скобцовой) на материале агиографических текстов («Иоанникий», «Жатва Духа», Мистерия «Анна»)», О.В. Слёзкиной «Курс "Введение в общую историю церкви" в системе среднего богословского образования в России (на примере Богословского колледжа СФИ)» и О.Н. Черенковой «Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия об отношении к еретикам». Работа Л.В. Крошкиной представляет безусловный интерес в выборе темы — наследие матери Марии, святой нашего времени и для нашего времени, (по словам митрополита Сурожского Антония), остается малоизученным или же изученным тенденциозно. Автор рассмотрела экклезиологические воззрения матери Марии на материале редких, малоизвестных агиографических текстов: помимо двух книг «Жатвы Духа», изданных в издательстве YMCA-Press в 1927 году, автор привлекла житийные тексты и их варианты, сохранившиеся в парижских архивах этого издательства и архивах С.В. Медведевой, продолжившей дело м. Марии после ее гибели. Л.В. Крошкина впервые ввела в научный оборот неопубликованные тексты матери Марии, поставив ее житийные сочинения в контекст ее статей и выступлений, и убедительно показала их органическое единство. О.В. Слёзкина представила исследование, основной целью которого стало определение принципов и содержания учебного курса «Введение в общую историю церкви» в Богословском колледже СФИ. Автор представила краткий исторический обзор становления церковно-исторической науки, уделив внимание и современному состоянию преподавания общей истории в средних богословских учебных заведениях. В своем курсе О.В. Слёзкина использует сочетание стандартов нового поколения и собственный подход в обучении истории. В каждой лекции О.В. Слёзкина распределяет материал по четырем направлениям: церковное устройство, миссия и катехизация, богословие, отношения церкви с государством и обществом. Работа О.Н. Черенковой посвящена теме, которая остается недостаточно разработанной в историографии Русской Церкви. Автор убедительно доказала, что новой для церковной традиции является идея о необходимости казней еретиков, а противники этого выступили как традиционалисты. В целом же вся полемика по этому вопросу носила, скорее, политический, а не богословский характер. Актуальной тематике были посвящены также работы А.Б. Алиевой «Основные факторы, определяющие особенности миссионерской ситуации в современной России (социологический и миссиологический аспект)» и А.В. Ошариной «Софиология прот. Сергия Булгакова в богословской критике XX в.». Опираясь на данные социологических исследований Ю. Левады и Н. Козловой, исходя из традиции библейской антропологии, антропологии Н. Бердяева и В. Несмелова, а также миссиологии проф.-свящ. Георгия Кочеткова, А.Б. Алиева описала и проанализировала основные характеристики миссионерской ситуации в современной России для определения приоритетов православной миссии. Соискатель охарактеризовала сегодняшнее население страны как ориентированное исключительно на выживание, раздробленное, недоверчивое отношение к других людям и общественным институтам. А.Б. Алиева отметила поверхностный, во многом демонстративный характер заявленной веры большинства сегодняшних россиян, причисляющих себя к «православным», - веры, которая как будто не предусматривает для демонстрирующих ее ни соблюдения основных обрядов, ни личных обязательств по отношению к другим людям и к церкви (по новейшим данным Левада-Центра, лишь 1% россиян, объявляющих себя православными, участвует в деятельности какой-либо церковной общины). Автор приходит к выводу, что приоритетным адресатом православной миссии в современной России должна быть молодежь и часть общества, имеющая высшее образование (прежде всего, гуманитарное); приоритетным каналом - рабочие, дружеские и семейные связи. Содержанием должна быть не только керигма Церкви, но и апологетика, с которой, по мнению автора, можно достаточно часто и начинать, разрушая ложные представления о вере, Боге, церкви и нравственных нормах. Работа А.В. Ошариной посвящена богословскому наследию о. Сергия Булгакова, прежде всего, «Спору о Софии». Автор произвела тщательную реконструкцию содержательной стороны дискуссии по этой теме. Итогом исследования стал аргументированный вывод об отсутствии последовательной, богословски и логически состоятельной критики софиологии. Успешно также были защищены работы Е.В. Лосевой «Антропологические концепции в Русском православном богословии XX века: контекст формирования и анализ основных идей» и С.В. Лятс «Представление о Церкви и церковности в учениях основателей магистерской реформации». Информационная служба СФИ |