Чтобы найти себя, нужно открыть себя другому Из доклада Анастасия (Яннулатоса), архиепископа Тиранского и всея Албании «Всемирное видение провозвестия Евангелия. Самокритичный восточно-православный взгляд на проблему» АРХИЕПИСКОП ТИРАНСКИЙ И ВСЕЯ АЛБАНИИ АНАСТАСИЙ (ЯННУЛАТОС) (Тирана) - предстоятель Албанской православной церкви, член-корреспондент Афинской академии (с 1993 г.), доктор богословия и заслуженный профессор Афинского университета, почетный доктор богословия и философии 13 других университетов, факультетов и институтов. Почетный член Московской духовной академии. Основатель и редактор ежеквартальных двуязычного (греко-английского) издания «Porefthentes» («Gо Yе») (1960-1970) и журнала «Panta ta Ethne» («All Nations») (1981-1992). Один из наиболее опасных сдерживающих факторов в развитии современной экуменической и апостольской ответ-ственности православных обычно создается «мудрыми» изречениями в духе классической народной мудрости: «Когда в твоем огороде засуха, не лей воду на чужой». И так все силы поглощаются своим «огородом», который определяется, как правило, этническими или местными границами. Только считанные капли, да и те скорее в результате естественного процесса испарения, проливаются на соседние «огороды». И такая «логика», в сущности своей абсурдная и даже еретическая, составляет современную немощь и грех православия. Она проявляется на разных уровнях: в приходах, епархиях, монастырях и поместных церквах. Нашим «огородом» не может быть ничто, кроме нивы Христовой, а это, как мы показали ранее, весь мир. За последние четыре десятилетия много усилий было приложено к тому, чтобы развить в православной церкви осознание этого вселенского измерения, и в этом наметился серьезный прогресс. Слова первого миссионерского манифеста 1960-х - «Безразличие к миссии означает отрицание Православия» - уже не звучат странно и не воспринимаются как ересь. Необходимость православной миссии во всем мире сегодня уже получила богословское обоснование. Тем не менее, православное миссионерство серьезно претыкается об это тормозящее его непроходимое «но». Таким образом, вся деятельность сосредоточена на сиюми-нутных местечковых нуждах. Нередко приходится опровергать подобную аргументацию, которая, как непобедимый вирус, поражает церковь инфекцией самозамкнутости и приводит к духовной одышке и бездвижности. Современная жизнь православной церкви требует от нас правильного понимания и воплощения нашего миссионерского долга, как в местном масштабе, так и во всемирном. Любое противопоставление местного кафолическому приводит к ложной духовности, которая в конечном счете противоречит и духу, и образу мысли в православии. Это не значит, что каждый из нас должен рваться к новым миссионерским рубежам. Но это все-таки требует, чтобы все большее количество молодежи и взрослых именно так понимали свое призвание. А главное, чего мы хотим, - это чтобы всемирное видение провозвестия Евангелия вдохновило нас на выполнение нашего миссионерского долга в том месте, куда привела нас воля Божья. Важно, насколько активно мы сможем участвовать и разумом, и молитвами, и практическими действиями в том, чтобы это всемирное видение воплощалось в наших церквах, в том числе и с нашей помощью и через нашу жизнь. Даже в монашеской традиции, которая вся исполнена призыва: «Ей, гряди, Господи Иисусе!», это глобальное видение не забыто. В абсолютной тишине аскетической жизни в пустыне один из святых XX столетия, св. Силуан Афонский, молился так: «Господи, да познают все народы земли Твою любовь и сладость Святого Духа, чтобы они забыли боли земли, оставили всякое зло и притекли к Тебе с любовью, чтобы жить мирно, исполняя Твою волю во славу Твою». Практическому менталитету человека среднего класса, который тяготеет к пословице «Когда в твоем огороде засуха...», нужно противопоставить логику Евангелия с его решительным и героическим динамизмом, а также живую традицию святых. Чтобы найти себя, нужно открыть себя другому, отдать себя. Потому что все, что остается закрытым, - келья, человек, приход, община, монастырь, епархия, поместная церковь - приходит к саморазрушению. В этом есть универсальная сила и смысл. И это особенно подтверждается изнутри жизни Церкви, Тела Христова, в «полноте Наполняющего все во всем» (Еф 1:23). В Библии есть важнейший отрывок, определяющий вселенский характер православного свидетельства и миссии и противостоящий любой тенденции к расхождению местного и всемирного. Этот отрывок из Деяний святых апостолов передает последние слова Господа Своим ученикам: «Вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли» (Деян 1:8). В каждой поместной православной церкви должен существовать специальный отдел для развития сотрудничества, поддержки и помощи более слабым православным церквам. Исходя из тех даров, которыми обладает каждая церковь, она может помогать другим. В последние десятилетия Вселенский и Александрийский патриархаты включили миссию в поле своей деятельности. В церквах Греции и Финляндии получили развитие несколько серьезных инициатив по зарубежной миссии. В Америке Православно-христианский миссионерский центр, который в последнее время приобрел межправославный характер, стал особым благословением для воплощения всемирного видения и задач, сформулированных в рамках молодежных инициатив Синдесмоса и межправославного миссионерского центра Porefthendes в начале 1960-х годов. В структуре каждой православной церкви должно быть что-то подобное, как средство помощи тем православным церквам, чья нужда больше. На первый взгляд, это предложение может показаться модернистским, но оно согласуется с древней святоотеческой заповедью. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Епископ должен заботиться не только о той церкви, которая вверена ему Духом, но также и обо всей Церкви, существующей во всей вселенной... Если он молится о соборной Церкви, простирающейся до краев вселенной, то тем более должен проявлять заботу обо всей Церкви и попечение обо всех церквах». *** Всемирное видение - правильный православный контекст для всего, что мы делаем и говорим на местном приходском уровне. Не существует правильного понимания живой православной традиции, когда эта универсальная перспектива отсутствует. Это не перспектива наблюдателя, это область жизни, мысли, действия, в рамках которой мы существуем. Верные живут «с сердцем, пылающим ради всего творения», по слову Исаака Сирина (Проповедь 85). Тому, кто хочет прославить тайну Святой Троицы, Всемогущего Бога, Творца и Вседержителя, должно быть важно «все» (ta; pavnta). Тот, кто стал одним телом со Христом, стремится думать и чувствовать так же, как Он, «Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1 Тим 2:4). Тот, кто принимает Святого Духа, вдохновляется вселенским масштабом Его действия. Мы обращаемся к Всесвятому Духу в начале каждой православной службы и просим Его прийти и обитать среди нас. Но это в конечном итоге значит, что мы готовы действовать согласно с Ним. Носитель Духа (pneumatevmforoõ) думает, чувствует и действует во вселенской перспективе. Его размышление, молитва, его интересы и усилия приобретают всемирное измерение. Святой Дух, как порыв сильного ветра, унося наше маленькое закупоренное в себе «я», открывает нам горизонты вселенной. Святой Дух не дается для личного владения или услаждения. «Духовная жизнь» без молитвы, свидетельства и миссионерского служения - это противоречие в терминах. Тот псалом, с которого мы начали, можно привести и как краткий итог всей нашей темы, и как постоянное напоминание о ней. Каждый день мы усердно просим в молитве: «Боже, смилуйся к нам и благослови нас, просияй на нас Лицом Твоим!» Но подлинная православная духовная жизнь воплощается и исполняется в более широких всемирных рамках, которые определяет псалом: «Да познаем мы на земле путь Твой, во всех народах - спасение Твое. Да восхвалят народы, Боже, Тебя, да восхвалят Тебя народы все». Я предлагаю добавить эти строки к нашей ежедневной молитве, вспоминая то новое измерение, которое приобрели эти стихи благодаря Воскресению Христа и Сошествию Святого Духа в мир, как и благодаря двадцати векам свидетельства святых, которые в своей жизни воплощали Евангелие. «Да восхвалят народы, Боже, Тебя, да восхвалят Тебя народы все». -------------- Полностью доклад опубликован в сборнике материалов международной конференции по миссии в Восточной Европе. КИФА №8(114) июнь 2010 года |