Что значит быть апостольской церковью Из доклада Натана Хоппа «Миссия в Восточной Европе в контексте всемирной миссии» НАТАН ХОПП (Тирана) - миссионер Православно-христианского миссионерского центра (Американская православная церковь) в Албании, преподаватель Православной богословской академии Воскресения Христова в Дурресе. Меня беспокоит то, что мы, православные христиане, иногда много говорим о некоторых вещах и очень мало делаем. И миссия - одна из областей, где мы более всего в этом повинны. Мы много говорим о нашем великом богословии миссии, но в действительности наша практика миссии очень слаба. Мы очень хорошо объясняем это историческими обстоятельствами: мы можем рассказать о мусульманском завоевании, об Оттоманской империи, о коммунистических режимах и многих других вещах и таким образом оправдываем свои неудачи. Но Оттоманской империи нет уже довольно давно, коммунистические режимы пали. Мы живем в новую эпоху, в эпоху свободы, и у нас есть новые возможности. Настало время сделать шаг вперед в нашей деятельности, а не просто принимать то, что мы получили в наследство из прошлого. Призвание апостолов Петра и Андрея, Дуччо ди Буонинсенья. Ок.1308 г. Я обратил внимание, что когда мы говорим о миссии, мы часто говорим и думаем только об очень локальной миссии, о евангелизации в локальных масштабах. В отрывке из книги Деяний, который я цитировал, Христос вполне конкретно указывает нам быть свидетелями в четырех областях: в Иерусалиме, в Иудее, в Самарии и до края земли. И здесь важно видеть принцип, а не частности. Иерусалим - это наш локальный контекст: в том месте, где мы сами находимся, мы должны быть свидетелями. Иудея - это более широкий национальный контекст. Самария - это наши соседи, которые не похожи на нас, которые нам не нравятся, это наши враги - и им мы тоже должны свидетельствовать. И, наконец, «до краев земли». Чаще всего, когда я слышу рассуждения православных о миссии, речь идет только о локальной миссии тем, кто нас окружает, т. е. о миссии только «в Иерусалиме». Мы пренебрегаем всеми более широкими контекстами. Но на самом деле в разговоре о миссии именно эти широкие контексты и нужно иметь в виду в первую очередь. Мы исповедуем Православную церковь единой, святой, соборной и апостольской церковью. Соборность (кафоличность) означает соотнесенность со всем, мы - Церковь всего мира. Если мы претендуем на эту вселенскость, нам нужно свидетельствовать всему миру. Мы должны нести ответственность за весь мир, т. е. стремиться донести Евангелие до каждого конкретного человека на земном шаре. Если мы православные, то нам это следует делать. Мы - апостольская церковь. Что это значит? Часто мы говорим об апостольской преемственности, о преемственности рукоположения, об апостольском вероучении - и этого мы придерживаемся. Но главное и первоначальное значение апостольства воплощалось в тех, кто шел и проповедовал Благую весть. И это до сих пор во многом определяет, что значит быть апостольской церковью в наши дни. -------------- Полностью доклад опубликован в сборнике материалов международной конференции по миссии в Восточной Европе. КИФА №8(114) июнь 2010 года |