gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.06.2010 г.

Вхождение в Церковь

Современные проблемы возрождения катехизации обсудили на конференции, организованной Свято-Филаретовским институтом

17-19 мая в Москве прошла научно-богословская конференция «Святоотеческая традиция катехизации: пути возрождения». Тема подготовки взрослых людей к крещению или к началу сознательной церковной жизни сегодня входит в число самых актуальных и обсуждаемых в Русской православной церкви. Однако опыт этой деятельности практически полностью утрачен, и возрождать его на общецерковном уровне приходится «с нуля». Организатор конференции - Свято-Филаретовский православно-христианский институт, не так давно отметивший свое двадцатилетие, - собрал для участия в обсуждении в основном практиков, не первый год занимающихся миссией и катехизацией. Именно это обстоятельство придало разговору глубину и конструктивность, позволило его участникам поделиться не умозрительными построениями и схемами, а пережитым и выстраданным опытом одного из самых трудных и нужных церковных служений. Особо отметили собравшиеся значение опыта Преображенского братства, Свято-Филаретовского института и его ректора и основателя - свящ. Георгия Кочеткова, занимающегося систематической катехизацией взрослых в течение последних сорока лет.

Конференция была весьма представительной - в ней приняли участие священнослужители и миряне трех Поместных православных церквей (было представлено пятнадцать епархий РПЦ), преподаватели и студенты духовных семинарий и академий, представители ПСТГУ, сотрудники связанных с тематикой конференции синодальных отделов - ОРОиК и Миссионерского отдела. Это позволяет надеяться на то, что состоявшееся глубокое и многостороннее обсуждение основных проблем возрождения катехизации в православной церкви и собирание её живого опыта принесет свои плоды не только в дальнейшей деятельности участников конференции, но и в жизни всей церкви.

Репортаж: первый день 

«Для нашего института это четвертая конференция. Первая была посвящена церковному искусству, вторая - проблемам миссии, третья - проблемам духовного образования, и сейчас - катехизации*. Мы очень рады тому, что в этом году и Рождественские чтения, традиционно проводящиеся в Москве, тоже в большой степени были посвящены этим проблемам. Конечно, мы видим в этом благословение Божие, благословение нашей иерархии и патриарха», - сказал, открывая конференцию, ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков.

На первом пленарном заседании было представлено два доклада: стремление уделить значительное время непосредственной дискуссии было принципиальной позицией организаторов конференции.

О трех группах принципов святоотеческой катехизации - общих, методологических и методических - рассказал в своем докладе профессор СФИ Давид Мкртичевич Гзгзян. Центральным в его докладе «Особенности святоотеческой катехизации (цель, значение, критерии оценки качества) и ее продолжение в современной церковной жизни» стал тезис о том, что катехизация в первые века христианства была не отдельным направлением ее деятельности, но самой внутренней жизнью церкви.

Говоря об общих принципах, докладчик выделил значение слова «воцерковление», которое было важнейшим основанием катехизации в святоотеческую эпоху. Ведущим признаком осуществившегося воцерковления было обретение катехуменом деятельного покаяния и дара служения. Деятельное покаяние всегда имеет внешнее выражение - сужение жизненного пути. Обретение дара служения означает, прежде всего, появление личной ответственности за дело Христово на земле.

Группа методологических принципов, предложенных Д.М. Гзгзяном, включает в себя достижение принципиального единства закона веры, закона жизни и закона молитвы катехумена. Докладчик подчеркнул необходимость личностного характера оглашения, а также всецелого соучастия церкви, общины в деле катехизации. Наконец, методические принципы включили в себя cообразование с возрастными и социальными особенностями оглашаемых, диалогичность и постепенность в огласительном процессе.

Прот. Евгений Горячев, настоятель собора Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбурге, начал свой доклад с личного свидетельства: «Мое отношение к Свято-Филаретовскому институту можно сформулировать, перефразировав строчки М. Цветаевой - вашим трудам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

Его доклад был посвящен современной практике подготовки к крещению в свете традиции святоотеческой катехизации. В первой части доклада он рассказал о своем опыте проведения краткого оглашения, состоящего из трех бесед перед крещением в течение месяца. В основу его положены слова Спасителя: «Я - Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14:6). Первая из этих бесед посвящена участию в церковных таинствах. Главная ее интенция в том, чтобы желающие креститься осознали необходимость для исполнения заповедей обращаться к Богу за благодатными силами, подаваемыми в церковных таинствах.

Вторая беседа посвящена разъяснению, что участие в таинствах не может быть механическим. Важно не только участвовать в таинствах, но и жить жизнью церкви. Важно, чтобы приступающий к крещению понимал, что христианин не может жить в церкви без непрестанного покаяния, молитвы и поста.

Третья беседа представляет собой расширенный комментарий к слову «жизнь». Оглашаемый должен понимать, что жизнь во Христе - это не хобби, а вся жизнь целиком. Именно это и есть святость, т.е. посвященность Богу, к которой призван каждый христианин.

Отец Евгений подчеркнул, что сам считает свой опыт промежуточным. Он уверен, что будущее - за длительной катехизацией. Для этого важным было бы создание огласительных центров в епархиях, в которых аккумулировался бы накопленный опыт катехизации и разрабатывались бы методики оглашения.

Последовавшая за каждым из докладов дискуссия сразу же вывела участников на практические вопросы катехизации. Так, например, разговор о необходимости собеседования с оглашаемым перед началом катехизации показал сложность стоящей перед катехизатором задачи: с одной стороны, испытать намерения оглашаемого, чтобы он понимал всю серьезность совершаемого им жизненного выбора, с другой - не допустить некой «селекции» желающих принять крещение.

Также в дискуссии была отмечена необходимость различения миссии и катехизации: миссия - это возвещение о Христе, которое слушающих ни к чему не обязывает, а катехизация - это вступление на путь, который имеет определенные условия. В частности, одним из принципиальных условий на оглашении является вопрос веры и доверия Богу и старшим в церкви. Без этого невозможно говорить об успешности оглашения.

Эти и другие мнения получили развитие в работе круглого стола «Кто несет церковную ответственность за оглашение в наше время?»

Репортаж: второй день

Пленарное заседание второго дня конференции «Традиция святоотеческой катехизации» открыл руководитель сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела прот. Димитрий Карпенко, выступивший с докладом «Миссионерское богослужение в контексте церковного предания». По его словам, одна из задач конференции - восстановление традиционной святоотеческой катехизации как возможности научения вере. О. Димитрий сказал, что сейчас сложилась такая ситуация, когда люди, приходящие в храмы, зачастую даже не подозревают, что для крещения и вхождения в Церковь им нужна катехизация - научение вере. Одной из реальных возможностей для священников учить народ вере является «миссионерское» богослужение, во время которого священник имеет возможность объяснять происходящее собравшемуся народу. По словам о. Димитрия, «богослужение - это наше общее дело и общее стояние перед Господом и, конечно, оно должно быть осознано народом».

Речь идет не о том, чтобы нарушать целостность богослужения или создавать какие-то новые формы, а об обращении к святоотеческому наследию и к наследию известных миссионеров, например, свт. Иннокентия Московского, который в своих наставлениях отмечал: «Поставь себе в правило: во время посещения отдаленных мест... не начинать отправления богослужений и треб дотоле, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя бы краткого поучения». О. Димитрий Карпенко обозначил несколько мест в богослужении, во время которых можно проповедовать: перед началом богослужения, сразу после чтения Священного писания - Апостола и Евангелия, перед причастием и после отпуста.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, священники делились своим опытом о том, когда - до или после чтения Священного писания - проповедовать во время наиболее популярных богослужений: соборований во время постов, родительских суббот, на которые традиционно собирается большое количество людей. При этом, как отметил проф.-прот. Василе Михок, в такой проповеди «важно оставаться в рамках Священного писания, т.к. язык Писания очень сильный, в тексте Писания есть сила открывать сердца людей».

Доклады ученого секретаря СФИ проф. А.М.Копировского и ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова были посвящены одному из основных принципов святоотеческой катехизации - этапности, а также содержанию основных этапов и воплощению этого опыта в современных условиях.

А.М. Копировский, основываясь на анализе святоотеческой традиции катехизации в труде диак. Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви» (издательство СФИ, 2001 г.), рассказал об основных этапах катехизации. Докладчик подчеркнул: «Этапность как традиция церкви со всей очевидностью исключает так называемую "мгновенную" катехизацию - всего лишь беседу перед крещением». Большая часть выступления А.М. Копировского была посвящена опыту воплощения святоотеческой системы катехизации в современности. В качестве примера он выбрал систему катехизации Преображенского братства, разработанную свящ. Георгием Кочетковым (см. «Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях»). Докладчик подробно рассказал о содержании всех этапов оглашения, за исключением таинствоводства, пояснив, как должна меняться жизнь оглашаемых на каждом этапе по трем направлениям: молитвенному (участие в богослужениях, личная молитва), учительному (чтение Священного писания, слушание проповедей и обсуждение их в огласительной группе) и деятельному (приведение своей жизни в соответствие с этическими требованиями, заповедями Ветхого и Нового завета).

Свящ. Георгий Кочетков в своем докладе «Мистагогия (таинствоводство): возможные варианты проведения в зависимости от состава и перспектив оглашаемых» рассказал о третьем этапе катехизации - таинствоводстве. Он сообщил, что таинствоводство в традиции святоотеческой катехизации было кратким, в частности, в опыте свт. Кирилла Иерусалимского мистагогия представляла собой 4 беседы на Светлой седмице. Но, как показал 40-летний опыт катехизации в Преображенском братстве, исходя из особенностей восприятия современными катехуменами церковной жизни, таинствоводство должно представлять собой 7-8-недельный цикл с периодичностью встреч два раза в неделю. Далее о. Георгий рассказал о том, что представляет собой содержание третьего этапа - приобщение оглашаемых к таинствам веры, молитвы и жизни Церкви: «Это введение в таинства, а не рассказ о таинствах».

О. Георгий отметил, что если по каким-то причинам новопросвещенным не удается участвовать во всех встречах во время третьего этапа, то какую-то часть можно восполнить чтением вспомогательной литературы: катехизисов архиеп. Финляндского Павла «Как мы веруем», eп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), протопр. Александра Шмемана «За жизнь мира» и др. Но катехизировать по книгам нельзя: «Неслучайно в Древней Руси "катехизис" переводили как "собеседование", катехизация должна проводиться "от сердца к сердцу". Пока не будет опыта веры, радости общения с Богом и ближними, человек воцерковиться не может».

В завершение своего доклада о. Георгий указал на некоторые важные особенности современного таинствоводства: «Надо помочь людям не соблазниться, не искуситься, не убежать из наших храмов. Сейчас приходят люди с очень большими предубеждениями против церкви... и если они идут в православие - они хотят лучшего. И мы должны не только на словах, но и на деле это проявить. Когда это не проявляется на наших приходах, это всегда искушение для новопросвещенных, это колеблет их веру... Они молятся, причащаются, и они хотят это делать достойно, в соответствии с церковной традицией». По словам о. Георгия Кочеткова, очень важно, кто принимает новопросвещенных: если те, кто принимает, «связаны любовью, братолюбием, несмотря на всю свою человеческую немощь и греховность, тем не менее, если есть эта любовь, она видна, и люди это ценят, люди это ждут ... Они приходят в храм, они приходят в общину, приходят в радость, приходят к живым людям. Церковь - это живые люди в первую очередь, и важно, чтобы этот опыт закрепился во время третьего этапа оглашения и потом помог преодолеть все искушения тем, кто из оглашаемых становится верными».

Во второй половине дня состоялся круглый стол «Продолжительность оглашения и критерии готовности катехуменов к воцерковлению в традиции и современности». Он начался с трех сообщений, касающихся канонических постановлений, связанных с оглашением, а также сроков оглашения в современной практике православной, католической и протестантских церквей.

Участники круглого стола пришли к мнению, что в церкви необходимо иметь разные по продолжительности варианты катехизации: от вынужденной полумеры - одной-трех бесед перед крещением - до годичного цикла огласительных встреч, а при необходимости - и более длительной катехизации.

Конференция СФИ
После окончания второго дня работы конференции
 

Репортаж: третий день

Третий день конференции начался с обсуждения острого вопроса: возможна ли катехизация детей? В своем выступлении священник Андрей Пинчук поделился живым опытом двух сельских общин, в которых воспитываются и окормляются дети-сироты. Отец Андрей отметил, что по его опыту в церкви остаются те дети, которым удалось найти для себя место в церковной молитве. Проблемой является то, что богослужение в современной форме совершенно не приспособлено к участию детей, а какие-нибудь благословленные священноначалием сокращенные чины для детей в РПЦ практически неизвестны.

Протоиерей Андрей Юревич, ректор Лесосибирской православной гимназии, отметил, что у нас отсутствует «детское православие». После сообщения представителя Смоленской епархии Сергея Казакова о том, что в г. Смоленске уже много лет успешно служатся «детские литургии», чин которых благословил митрополит Кирилл, нынешний патриарх, а также работает православный детский сад и православная гимназия, участники конференции отметили, что даже успешные усилия наставников должны обязательно сочетаться с верой родителей. В ходе обсуждения также говорилось, что чаще всего при воцерковлении детей можно говорить не о катехизации, а скорее о предоглашении.

Выступление преподавателя СФИ Марии Дикарёвой было посвящено историческому обзору катехизисов Русской православной церкви. Автор доклада провела классификацию всех катехизисов по содержанию и адресату, отметив, что традиция составления катехизисов на Руси прервалась и возродилась с запада, в католической, схоластической парадигме, кроме катехизиса митрополита Платона (Левшина). М. Дикарёва также отметила новую тенденцию - появление специальных пособий или катехизисов для катехизаторов, что является важным шагом к возрождению катехизической традиции.

В начале круглого стола, посвященного проблемам возрождения катехизации в РПЦ, проф.-свящ. Георгий Кочетков призвал участников ответить на вопрос: почему прервалась традиция святоотеческой катехизации как на Востоке, так и на Западе, и как возрождать эту традицию?

По мнению прот. Василе Михока, одной из причин упадка катехизации с V века была концентрация всей деятельности церкви в руках клира. Упомянув о том, что крупнейшей Александрийской катехизической школой руководили миряне - Климент, Ориген - он сказал о необходимости «помогать всем обретать свое призвание в церкви», а также находить средства для организации катехизации и использовать для этого потенциал, который имеют православные братства.

О том, что «катехизация является выявлением смысла бытия церкви в этом мире, её природы» говорил проф. Давид Гзгзян. По его мнению, часто наблюдающийся сейчас в церкви «технологический» подход к катехизации, сводящий её лишь к «образовательным методикам», таит в себе опасность профанации. Много говорилось о проблеме соответствия сроков и качества катехизации церковным канонам в связи с особенностями современных оглашаемых, в частности, о трудностях воцерковления детей верующих родителей, а также об опасности отделения миссии от катехизации - в нормальном случае одно должно сразу же следовать за другим. Свящ. Иоанн Привалов сказал о том, что «не во власти катехизатора вызвать веру в другом человеке», ведь возникновение веры - «это всегда тайна личной встречи Бога и человека», во время катехизации происходит процесс «согласования веры, жизни и молитвы». В свою очередь Денис Туголуков, представитель ОРОиК, напомнил о важности исповедальной беседы со священником перед крещением.

Прот. Игорь Кропочев говорил о «дьявольской лжи», когда вместо сути воцерковления - вхождения человека в конкретную церковную общину предлагается лишь его форма - несколько бесед перед крещением. И миссия, и катехизация в нормальном случае предполагает поддержку миссионера и катехизатора общиной. С чего же начать катехизацию, если общин в церкви пока очень мало? О. Игорь предложил два решения: «повсеместно открывать миссионерские приходы» и использовать опыт и поддержку православных братств, «которые всегда были в истории церкви, например, на Украине».

В заключительном слове о. Георгий Кочетков выразил надежду, что эта конференция послужит делу возрождения полноты церковной жизни через катехизацию, соответствующую глубинным пластам православного предания. «Церковь наша должна снова стать церковью свидетельствующей», но этого духовного возрождения всех сторон церковной жизни можно будет достичь лишь через соборное усилие всех членов церкви.

Информационная служба СФИ

Продолжение темы:

Если церковь сегодня не ответит на вопрос о катехизации, то грош нам цена. Интервью с протоиереем Николаем Соколовым

Церковь наша должна снова стать церковью свидетельствующей. Интервью с участниками конференции

Жизнь по Евангелию возможна. Интервью с прот. Димитрием Карпенко  

----------------------------

* Имеются в виду академические конференции СФИ, рассчитанные прежде всего на специалистов, а не большие научно-богословские конференции с сотнями участников, которые проводятся Институтом и Преображенским содружеством в течение многих лет (в сентябре этого года пройдет двадцатая).

КИФА №7(113) май 2010 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!