gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости из-за рубежа arrow Новости из-за рубежа (май 2010)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.06.2010 г.

Христос Яннарас: православный приход должен быть семьей

«Общинность и приходская жизнь в начале третьего тысячелетия» - эту тему известный православный богослов, автор многих книг, профессор афинского Института политических наук и международных исследований Христос Яннарас выбрал для своей лекции в Москве.

 С самого начала Яннарас подчеркнул, что принципиально не может согласиться с распространенной сейчас точкой зрения, что церковный приход - это нечто из сферы услуг, что он нужен «для обслуживания религиозных потребностей людей». Православный приход - это подлинная евхаристическая общность, где прихожане становятся семьей, меняют свою жизнь и даже «производят культуру», считает богослов.

Для обоснования своей мысли он обратился к событиям тысячелетней давности - к церковной схизме, разделившей христианство на две части: восточную и западную. В названии обеих традиций сохранилось слово «кафолическая», но оно по-разному понимается католиками и православными! По словам лектора, на Западе «кафоличность» можно измерить «количественно», она связана с «понятием глобальности», собирания всей церковной полноты вокруг единого центра - Ватикана. Согласно западной модели, как понимает ее Яннарас, «глава Церкви безгрешен, т.к. он должен исправлять ошибки других, сверху назначать епископов, контролировать их административно», что в логическом своем пределе приводит к «тоталитаризму».

На Востоке же «кафоличность» воспринимается, в первую очередь, как «цельность, полнота истины». Ведь для того, чтобы понять, что такое материнство, вовсе не обязательно увидеть всех матерей, достаточно познакомиться с «правильной матерью»; а чтобы составить представление о любви, хватит и одной влюбленной пары, приводил примеры профессор. Так и в православной Церкви: ее «истина реализуется и проявляется в каждой поместной Церкви», поэтому нет никакой нужды в централизованном администрировании. В каждой поместной Церкви и в каждом приходе совершается общая евхаристическая трапеза, соединяющая всех верующих в любви.

Для чего же мы приходим в Церковь? - задал вопрос ученый и сам на него ответил: «Некоторые думают - для того, чтобы стать "хорошими ребятами". Но для этого в Церковь идти вовсе необязательно, можно поступить в пионеры, в скауты и т.д. Я прихожу в Церковь, чтобы узнать: правда ли, что смерть попирается смертью? И ответ мы слышим на каждой литургии, в каждом приходе, где воплощается главное событие христианства», - сказал Яннарас.

Греческий богослов подчеркнул, что этот «ответ» побуждает людей изменить свою жизнь, причем таким образом, чтобы «делиться своим "я", чтобы приобщаться вечному бытию». Поэтому прихожане не могут оставаться в скорлупе своего индивидуализма: «не может быть, чтобы прихожане друг друга не знали, чтобы каждый сам по себе приходил и уходил», «ради индивидуальной духовной потребности».

Любая религия зовет становиться лучше, но только Церковь призывает верующих стать подлинной общностью, «народным телом, которое производит культуру: то есть может описать свой духовный опыт через живопись, архитектуру, музыку и другие виды искусств», пояснил выступавший. Он был категоричен: «Если приход или епархия не производит ничего, что имеет отношение к чему-то высшему, - может, это и не приход вовсе, а какая-то пена...»

Для православного прихода, понятого именно в этом ключе, сейчас наступила «самая сложная эпоха», полагает богослов, т.к. основой и приоритетом современной культуры является индивидуализм. Ученый подробнее остановился на проблеме воспитания детей: обучаясь с младых ногтей самому главному - нажиманию разных кнопок, они получают «иллюзию всесильности», приобретая своего рода «душевную инвалидность», которая не позволяет им «выйти из своего "я"» и, следовательно, создать нормальную семью и т.д.

Резюмируя сказанное, гость из Греции сказал: «Приход - это место, в котором мы должны все начать сначала, где должен поменяться весь наш образ жизни, в которую тогда вернется влюбленность, пылкость, страстность».

Отвечая на вопросы, профессор рассказал, что современные приходы в Греции, как и в других странах, «преодолевают последствия озападнивания», т.е. всепроникающего культа индивидуализма. Вместе с тем, он отметил и приметы православного возрождения, когда «большие приходы вдруг рождаются «на пустом месте», по инициативе студенческой молодежи, которая ищет в Церкви общения. При этом он подчеркнул, что главное в православном приходе - отнюдь не пышность интерьера (что можно считать признаком «деревенщины», как передал слова Яннараса переводчик), а стремление прихожан «измениться внутренне».

«Как Вы видите роль епископа?» - спросили профессора. Яннарас ответил, что епископ сейчас, как и в древности, должен быть, в первую очередь, отцом для верующих, хотя нынешние условия требуют от епископа, главным образом, способностей администратора. Гость кратко ответил еще на множество вопросов: о роли настоятеля прихода, о взаимопроникновении монашеской и мирянской аскетической практики, о воспитании детей, об отношении к новым членам прихода и даже о современном финансово-экономическом кризисе в Греции.

Христос Яннарас родился в 1935 году. Современный греческий философ и православный богослов, автор таких трудов, как «Истина и единство Церкви» (1977, на русском языке - 2006, изд-во СФИ), «Свобода этоса» (1979), «Введение в философию» (1980), «Предпосылки критической онтологии» (1985), «Реальное и воображаемое в политической экономии» (1989), «Православие и Запад в Новой Греции» (1992), «Постмодерная метафизика» (1993) и др.

Юлия Зайцева

Благовест-инфо


Опубликовано официальное сообщение по итогам работы Архиерейского собора Сербской православной церкви

С 26 апреля по 5 мая 2010 г. в Белграде прошли заседания Архиерейского собора Сербской церкви, в которых приняли участие все иерархи СПЦ.

Среди главных деяний Собора - канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашско-Призренского Артемия (Радосавлевича) и назначение на 3 октября текущего года торжественной интронизации новоизбранного патриарха Сербского Иринея в Печской патриархии.

Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников - известного богослова, переводчика богослужения с церковнославянского на сербский язык архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось 2 мая на Божественной Литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре.

Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ в., в том числе - жертв агрессии сил НАТО на Сербию и Черногорию 1999 г. и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 г.

На Соборе были рассмотрены и отношения с Поместными православными церквами, межцерковными и экуменическими организациями и другими религиями. С сожалением Собор констатировал, что Румынская православная церковь продолжает нарушать канонические границы Сербской православной церкви, и принял решение путем братского диалога добиваться решения этой проблемы.

Важное внимание на Соборе было уделено вопросам церковного просвещения и перспективам его развития. Вновь было принято решение временно оставить Богословский факультет им. св. Василия Острожского в г. Фочи (Босния и Герцеговина) и вновь потребовать от властей Сараево скорейшего возвращения здания семинарии, расположенного в центре города, подобно зданиям, которые власти уже вернули Римско-католической церкви и Исламскому объединению. Также было одобрено решение Синода об открытии в г. Ниш Богословского факультета и подчеркнута необходимость повышения уровня образования в семинариях Сербской церкви.

Собор выслушал сообщение епархиальных архиереев о состоянии дел во вверенных им епархиях. С сожалением было констатировано, что в епархиях в Хорватии и в Боснии и Герцеговине продолжают совершаться провокации, угрожающие жизни священнослужителей и верующих и целостности храмов, монастырей и имущества Сербской церкви. Участники Собора призвали власти этих государств сделать все возможное для обеспечения безопасности и свободы верующих Сербской церкви, а власти Республики Венгрии - сделать все возможное для предотвращения участившихся грабежей церквей в Будимской епархии Сербской православной церкви.

Наибольшее внимание и заботу соборные отцы уделили состоянию дел в Рашско-Призренской епархии и заслушали сообщение епископа Артемия (Радосавлевича), отстраненного в феврале этого года от управления епархией, а также ее временного администратора епископа Афанасия (Евтича). Было также заслушано извещение Синода об итогах расследования сложившейся ситуации и выявленных аномалиях в епархиальной деятельности. Изучив озвученные факты, вопрос о канонической ответственности епископа Артемия за деструктивные, неканонические и морально неприемлемые действия некоторых его близких помощников, Собор большинством голосов освободил епископа Артемия от обязанностей епархиального архиерея и придал ему статус епископа на покое, а временным администратором епархии до избрания нового епископа оставил епископа Афанасия (Евтича).

Епископ Артемий принял решение Собора. Однако, как отмечается в сообщении, это не означает, что данное решение приняли его самозваные «защитники». Относительно последних, а также в связи с небывалой клеветнической кампанией, развернувшейся вокруг ситуации в Рашско-Призренской епархии и направленной против патриарха, Синода и Собора, и попыток настроить верующих против Церкви и ее канонических епископов, сформировать сектантский, противоречащий Православию менталитет, Собор призвал всех верующих не доверять подобным деятелям и, избегая их уловок, надеяться на преображающую любовь Христову и ожидать покаяния хотя бы некоторых из них.

Седмица.ru


Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Россию

Патриарх Константинопольский Варфоломей по приглашению патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Россию. Его визит, начавшийся 22 мая, продлится до 31 мая.

23 мая, на Троицу, патриархи Кирилл и Варфоломей совершили литургию в Троице-Сергиевой лавре, на следующий день, в праздник святых Кирилла и Мефодия, - в храме Христа Спасителя, вслед за чем приняли участие в открытии Дней славянской письменности и культуры.

Кроме посещения Москвы и Сергиева Посада визит включил в себя поездку в Валаамский монастырь и Санкт-Петербург.

В июле 2009 года состоялся визит патриарха Кирилла в Турцию - первый его официальный визит в пределы Поместной православной церкви в сане предстоятеля.

Тогда, на встрече в Стамбуле, патриарх Варфоломей сказал, что «тучи», время от времени возникающие в отношениях между двумя «братскими Церквами», носят лишь «временный характер» и «быстро проходят».

«Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей чаше», - подчеркнул он.

Как бы отвечая на эти слова, предстоятель Русской церкви после литургии в храме Христа Спасителя обратился к патриарху Варфоломею со словами: «Разделяя с Вами Евхаристическую трапезу, мы укрепляемся в желании мыслить и действовать как единая Святая Православная Церковь. Идеологии индивидуализма и потребления Православие способно противопоставить ценности братства и жертвенной любви Христовой».

По материалам сайта Патриархия.ru
и информационного агентства Благовест-инфо


Исполнилось 75 лет заслуженному профессору Женевского университета, члену попечительского совета СФИ Жоржу (Георгию Ивановичу) Нива

Жорж НиваДорогой Георгий Иванович!

Мы привыкли называть Вас так во все время нашего многолетнего знакомства. Поэтому и сейчас, от всего сердца поздравляя Вас с юбилеем, обращаемся к Вам именно так.

Это русское (а, если быть точными - греческо-русское) имя как нельзя лучше подходит Вам. Вы - настоящий «земледелец», возделывающий почву мировой культуры и, что особенно нам дорого, русской словесности, русской литературы.

Низкий Вам поклон за все, что Вы сделали для нее, участвуя в издании ее многотомной «Истории», переводя книги известных русских писателей, исследуя их творчество - от Андрея Белого до Александра Солженицына. Вы способствуете не только возрождению культуры на многострадальной российской земле, но, что еще важнее, - возрождению свободы духа, веры и любви к Богу и ближнему.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя ...

Эти пушкинские строки относятся и к Вам. И мы уверены, что продолжать эту цитату, сожалеть о потерянном времени и трудах, Вам никогда не понадобится. Потому что «дающий ... семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор 9:10).

Особо благодарим Вас как члена попечительского совета Свято-Филаретовского института за участие в деятельности института, за дружескую помощь и поддержку словом и делом в трудные для нас времена и надеемся на продолжение сотрудничества во славу Божию.

Многие Вам лета! Воистину Христос воскрес!

С братской любовью и молитвой за Вас -

ректор СФИ, проф.-свящ. Георгий Кочетков,

члены профессорско-преподавательской корпорации института,

члены Преображенского братства

КИФА №7(113) май 2010 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!