gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.05.2010 г.

Как оглашать современных катехуменов

формы, этапы и продолжительность катехизации в наше время

Пленарное заседание второго дня конференции «Традиция святоотеческой катехизации» открыл руководитель сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела МП прот. Дмитрий Карпенко, выступивший с докладом «Миссионерское богослужение в контексте церковного предания». По его словам, одной из задач конференции является восстановление традиционной святоотеческой катехизации как возможности научения вере. О. Дмитрий сказал, что сейчас сложилась такая ситуация, когда люди, приходящие в храмы зачастую даже не подозревают, что для крещения и вхождения в Церковь им нужна катехизация - научение вере. Одной из реальных возможностей для священников учить народ вере является «миссионерское» богослужение, во время которого священник имеет возможность объяснять происходящее собравшемуся народу. По словам о. Дмитрия, «богослужение - это наше общее дело и общее стояние перед Господом и, конечно, оно должно быть осознано народом».


Речь идет не о том, чтобы нарушать целостность богослужения или создавать какие-то новые формы, а об обращении к святоотеческому наследию и к наследию известных миссионеров, например, свт. Иннокентия Московского, который в своих наставлениях отмечал: «Поставь себе в правило: во время посещения отдаленных мест... не начинать отправления богослужений и треб дотоле, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя бы краткого поучения». О. Дмитрий Карпенко обозначил несколько мест в богослужении, во время которых можно проповедовать: перед началом богослужения, сразу после чтения Священного писания - Апостола и Евангелия, перед причастием и после отпуста.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, священники делились своим опытом о том, когда - до или после чтения Священного писания - проповедовать во время наиболее популярных богослужений: соборований во время постов, родительских суббот, на которые традиционно собирается большое количество людей. При этом, как отметил, проф.-прот. Василий Михок в такой проповеди «важно оставаться в рамках Священного писания, т.к. язык Писания очень сильный, в тексте Писания есть сила открывать сердца людей».

Доклады ученого секретаря СФИ проф. А.М. Копировского и ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова были посвящены одному из основных принципов святоотеческой катехизации - этапности, а также содержанию основных этапов и воплощению этого опыта в современных условиях.


А.М. Копировский, основываясь на анализе святоотеческой традиции катехизации в труде д. Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви» (издательство СФИ, 2001 г.), рассказал об основных этапах катехизации. Докладчик подчеркнул: «Этапность как традиция церкви со всей очевидностью исключают так называемую «мгновенную» катехизацию - всего лишь беседу перед крещением». Большая часть выступления А.М. Копировского была посвящена опыту воплощения святоотеческой системы катехизации в современности. В качестве примера он выбрал систему катехизации Преображенского братства, разработанную свящ. Георгием Кочетковым (см. «Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях»). Докладчик подробно рассказал о содержании всех этапов оглашения, за исключением таинствоводства, пояснив, как должна меняться жизнь оглашаемых на каждом этапе по трем направлениям: молитвенному (участие в богослужениях, личная молитва), учительному (чтение Священного писания, слушание проповедей и обсуждение их в огласительной группе) и деятельному (приведение своей жизни в соответствие с этическими требованиями, заповедями Ветхого и Нового завета).


Свящ. Георгий Кочетков в своем докладе «Мистагогия (таинствоводство): возможные варианты проведения в зависимости от состава и перспектив оглашаемых» рассказал о третьем этапе катехизации - таинствоводстве. Он сообщил, что таинствоводство в традиции святоотеческой катехизации было кратким, в частности, в опыте свт. Кирилла Иерусалимского мистагогия представляла собой 4 беседы на Светлой седмице. Но, как показал 40-летний опыт катехизации в Преображенском братстве, исходя из особенностей восприятия современными катехуменами церковной жизни, таинствоводство должно представлять собой 7-8-недельный цикл с периодичностью встреч два раза в неделю. Далее о. Георгий рассказал о том, что представляет собой содержание третьего этапа - приобщение оглашаемых к таинствам веры, молитвы и жизни Церкви: «Это введение в таинства, а не рассказ о таинствах».

О. Георгий отметил, что если по каким-то причинам новопросвещенным не удается участвовать во всех встречах по время третьего этапа, то какую-то часть можно восполнить чтением вспомогательной литературы: катехизисов архиеп. Финляндского Павла «Как мы веруем», eп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), протопр. Александра Шмемана «За жизнь мира» и др. Но катехизировать по книгам нельзя: «Неслучайно в Древней Руси "катехизис" переводили как "собеседование", катехизация должна проводиться "от сердца к сердцу". Пока не будет опыта веры, радости общения с Богом и ближними, человек воцерковиться не может».

В завершение своего доклада о. Георгий указал на некоторые важные особенности современного таинствоводства: «Надо помочь людям не соблазниться, не искуситься, не убежать из наших храмов. Сейчас приходят люди с очень большими предубеждениями против церкви... и если они идут в православие - они хотят лучшего. И мы должны не только на словах, но и на деле это проявить. Когда это не проявляется на наших приходах, это всегда искушение для новопросвещенных, это колеблет их веру... Они молятся, причащаются и они хотят это делать достойно, в соответствии с церковной традицией». По словам о. Георгия Кочеткова, очень важно, кто принимает новопросвещенных: если те, кто принимает, «связаны любовью, братолюбием, несмотря на всю свою человеческую немощь и греховность, тем, не менее, если есть эта любовь, она видна, и люди это ценят, люди это ждут ... Они приходят в храм, они приходят в общину, приходят в радость, приходят к живым людям. Церковь - это живые люди в первую очередь, и важно, чтобы этот опыт закрепился во время третьего этапа оглашения и потом помог преодолеть все искушения тем, кто из оглашаемых становится верными».

Во второй половине дня состоялся круглый стол «Продолжительность оглашения и критерии готовности катехуменов к воцерковлению в традиции и современности». Он начался с трех сообщений, касающихся канонических постановлений, связанных с оглашением, а также сроков оглашения в современной практике православной, католической и протестантских церквей.

 

Участники круглого стола пришли к мнению, что в церкви необходимо иметь разные по продолжительности варианты катехизации: от вынужденной полумеры - одной-трех бесед перед крещением - до годичного цикла огласительных встреч, а при необходимости - и более длительной катехизации.

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!