gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
16.05.2010 г.

Христос Яннарас: Православный приход должен быть семьей

«Общинность и приходская жизнь в начале третьего тысячелетия» - эту тему известный православный богослов, автор многих книг, профессор афинского Института политических наук и международных исследований Христос Яннарас выбрал для своей лекции в Москве.
 
С самого начала Яннарас подчеркнул, что принципиально не может согласиться с  распространенной сейчас  точкой зрения, что церковный приход - это нечто из сферы услуг, что он нужен «для обслуживания религиозных потребностей людей». Православный приход - это подлинная евхаристическая общность, где прихожане становятся семьей, меняют свою жизнь и даже «производят культуру», считает богослов.
 
Для обоснования своей мысли он обратился к событиям тысячелетней давности - к церковной схизме, разделившей христианство на две части: восточную и западную. В названии обеих традиций сохранилось слово «кафолическая», но оно по-разному понимается католиками и православными! По словам лектора, на Западе «кафоличность» можно измерить «количественно», она связана с «понятием глобальности», собирания всей церковной полноты вокруг единого центра - Ватикана. Согласно западной модели, как понимает ее Яннарас, «глава Церкви безгрешен, т.к. он должен  исправлять ошибки других, сверху назначать епископов, контролировать их административно», что в логическом своем  пределе приводит к «тоталитаризму».
 
На Востоке же «кафоличность» воспринимается, в первую очередь, как «цельность, полнота истины». Ведь для того, чтобы понять, что такое материнство, вовсе не обязательно увидеть всех матерей, достаточно познакомиться с «правильной матерью»; а чтобы составить представление о любви, хватит и одной влюбленной пары, приводил примеры профессор. Так и в православной Церкви: ее «истина реализуется и проявляется в каждой поместной Церкви», поэтому нет никакой нужды в централизованном администрировании. В каждой поместной Церкви и в каждом приходе  совершается общая евхаристическая трапеза, соединяющая всех верующих в любви.
 
Для чего же мы приходим в Церковь? - задал вопрос ученый и сам на него ответил: «Некоторые думают - для того, чтобы стать «хорошими ребятами». Но для этого в Церковь идти вовсе необязательно, можно поступить в пионеры, в скауты и т.д. Я прихожу в Церковь, чтобы узнать: правда ли, что смерть попирается смертью? И ответ мы слышим на каждой литургии, в каждом приходе, где воплощается главное событие христианства», - сказал Яннарас.
 
Греческий богослов подчеркнул, что этот «ответ»  побуждает людей изменить свою жизнь, причем таким образом, чтобы «делиться своим я, чтобы приобщаться вечному бытию». Поэтому прихожане не могут оставаться в скорлупе своего индивидуализма: «не может быть, чтобы прихожане друг друга не знали, чтобы каждый сам по себе приходил и уходил», «ради индивидуальной духовной потребности».
 
Любая религия зовет становиться лучше, но только Церковь призывает верующих стать подлинной общностью, «народным телом, которое производит культуру: то есть может описать свой духовный опыт через живопись, архитектуру, музыку и другие виды искусств», пояснил выступавший. Он был категоричен: «Если приход или епархия не производит ничего, что имеет отношение к чему-то высшему, - может, это и не приход вовсе, а какая-то пена...»
 
Для православного прихода, понятого именно в этом ключе, сейчас наступила «самая сложная эпоха», полагает богослов, т.к. основой и приоритетом современной культуры является индивидуализм. Ученый подробнее остановился на проблеме воспитания детей: обучаясь с младых ногтей самому главному - нажиманию разных кнопок, они получают «иллюзию всесильности», приобретая своего рода «душевную инвалидность», которая не позволяет им «выйти из своего я» и, следовательно, создать нормальную семью и т.д.
 
Резюмируя сказанное, гость из Греции сказал: «Приход - это место, в котором мы должны все начать сначала, где должен поменяться весь наш образ жизни, в которую тогда  вернется влюбленность, пылкость, страстность».
 
Отвечая на вопросы, профессор рассказал, что современные приходы в Греции, как и в других странах, «преодолевают последствия озападнивания», т.е. всепроникающего культа индивидуализма. Вместе с тем, он отметил и приметы православного возрождения, когда «большие приходы вдруг рождаются «на пустом месте», по инициативе студенческой молодежи, которая ищет в Церкви общения. При этом он подчеркнул, что главное в православном приходе - отнюдь не пышность интерьера (что можно считать признаком «деревенщины», как передал слова Яннараса переводчик), а стремление прихожан «измениться внутренне».
 
«Как вы видите роль епископа?» - спросили профессора. Яннарас ответил, что епископ сейчас, как и в древности, должен быть, в первую очередь, отцом для верующих, хотя нынешние условия требуют от епископа, главным образом, способностей администратора. Гость кратко ответил еще на множество вопросов: о роли настоятеля прихода, о взаимопроникновении монашеской и мирянской аскетической практики, о воспитании детей, об отношении к новым членам прихода и даже о современном финансово-экономическом кризисе в Греции.
 
Христос Яннарас родился в 1935 году. Современный греческий философ и православный богослов, автор таких трудов, как «Истина и единство Церкви» (1977), «Свобода этоса» (1979), «Введение в философию» (1980), «Предпосылки критической онтологии» (1985), «Реальное и воображаемое в политической экономии» (1989), «Православие и Запад в Новой Греции» (1992), «Постмодерная метафизика» (1993) и др.

Юлия ЗАЙЦЕВА

http://www.blagovest-info.ru/

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!