Зачем оглашать крещеных Материалы интернет-конференции по проблемам катехизации На сайте Преображенского содружества появилась новая возможность - задать свои вопросы по самым горячим и живым темам церковной жизни. С февраля этого года уже прошли интернет-конференции «Послушание и свобода в церковной жизни», «Великая сила прощения», «Можно ли примириться со смертью? Христианское отношение к смерти и умирающим». На вопросы, заданные читателями сайта, отвечали ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков и руководитель методического центра по миссии и катехизации при СФИ Владимир Якунцев; в ближайшее время в конференциях примут участие и другие преподаватели СФИ, богословы. Вопросы может задавать любой человек - как церковный, так и лишь начинающий задумываться о вере и церкви, как верующий, так и неверующий. Посетители сайта могут предлагать и свои темы будущих конференций. В этом номере мы публикуем часть ответов Владимира Якунцева на вопросы по теме «Катехизация: зачем оглашать крещеных». * * * - Что подразумевается под оглашением крещеных? Если вообще научение вере, то любого христианина до конца дней его и по смерти можно именовать оглашенным, то есть тем, кто учится, познает, делает новые открытия в познании Бога... Или под этим подразумевается некий минимум знаний, без которого крещение считается недействительным или неполноценным до тех пор, пока этот минимум не будет получен рационалистическим путем? Владимир Иванович Якунцев, руководитель Методического центра по миссии и катехизации при СФИ, магистр богословия, катехизатор: Большое спасибо за вопрос. Под оглашением традиционно понимается не вообще научение вере христианина до смерти, оглашение - подготовка уверовавшего к крещению, научение его основам христианской веры, молитвы и жизни для того, чтобы его вера приносила плоды в Церкви. Это принципиально важно! Не вообще подготовка к крещению, т.е. объяснение, что такое крещение, а подготовка в том смысле, что крещение есть поставление на служение, а служить - это значит приносить плоды. Под этим подразумевается не только некий минимум знаний, но и опыт определенных решений и обещаний, который позволяет человеку осознать дар, который он получил, и плодоносить. Если же человек крещен, а плодов любви, плодов служения, плодов собирания во Христе, в Церкви, плодов свидетельства не приносит, то это значит, что крещение недейственно, неплодоносно. Это общее место: достаточно много свидетельств святых отцов, которые говорят о том, что если крещение не принесло плода, не привело к изменению духа человека, не перетворило его, то оно недейственно и его можно поставить под сомнение. Об этом писали и свт. Кирилл Иерусалимский, и Ориген, и свт. Григорий Нисский. Речь идет о плодах любви и плодах свидетельства - о том, что человеку в Крещении дается благодатный дар, талант, которым он мог бы послужить. Вспомним, например, понимание таланта у прп. Серафима Саровского в беседе с Мотовиловым: талант - это вера, которая дана тебе. А когда через твое свидетельство происходит рождение веры в других людях (т.е. то, что мы могли бы назвать миссией), тогда этот талант удваивается, утраивается и т.д. и т.д. Но если человек получил этот дар, а он не удваивается, не умножается, тогда этот талант обращается человеку «в суд или во осуждение». Допустим, человек крещен, а при этом нет свидетельства, он не приводит людей к вере, к Евангелию, к жизни по заповедям Христовым, то действенно ли это крещение? Есть ли этот талант? Или его нет? Или, что хуже, он просто зарыт в землю? Оглашение крещеных - это попытка сделать все, чтобы данный талант умножался. Это ни в коем случае не сомнение в том, что талант получен, но попытка сделать христианскую жизнь плодоносной. - Чисто практический вопрос: как Вам кажется, с чего следует начинать возрождение катехизации на приходе? В.И. Якунцев: На приходе нужно начинать с проповеди - с проповеди полноты церковной жизни, с проповеди реальной и действенной христианской жизни, с проповеди, которая обличает потребительство, которая обличает, выражаясь словами Августина Блаженного, «ложную уверенность в спасении». В трактате «О вере и делах» Августин Блаженный обличал своих собратьев епископов и пресвитеров в том, что крестя людей без подготовки, они дают им «ложную уверенность в спасении». Вот с чего нужно начинать, и тогда на приходе образуется группа людей, которая хочет обрести более качественную христианскую жизнь, более реальную, лишенную внутренних разрывов, конфликтов между верой и жизнью, между словом и делом. Это первое. Второе - нужно изучать традицию, нужно знать традицию катехизации, чтобы уйти от всяких «обманок», всякого легкомыслия в этом вопросе. Главное - стремиться прийти к Евангельским, святоотеческим критериям качества жизни христианина и ни в коем случае их не редуцировать, не умалять. Самая большая проблема, которая препятствует возрождению катехизации на приходе, - это крайне заниженные критерии качества христианской церковной жизни. - Как я знаю, Вы в своей научной работе анализировали разные опыты современной катехизации. Скажите, пожалуйста, есть где-нибудь в православной церкви катехизация, похожая на катехизацию на базе СФИ? В.И. Якунцев: К сожалению, в православной церкви такого опыта я еще не нашел. В других церквях - есть. Но сразу хочу сказать, что основная причина не в том, что у кого-то не хватает знаний, опыта, желания. Основная причина в том, что у многих в нашей церкви не хватает веры и сил, чтобы противостоять той расхожей практике воцерковления, подготовки к крещению или, вернее сказать, ее отсутствию, которая в нашей церкви принята и охраняется. За этой практикой стоит не какое-то незнание, а воинствующее невежество. Я еще раз хочу сказать - это воинствующее невежество. Наш опыт катехизации существует только потому, что есть какая-то сила, по милости Божьей, которая позволяет его осуществлять, т.е. практиковать катехизацию, соответствующую евангельским и святоотеческим критериям воцерковления. Хотя - еще раз об этом хочу сказать - об этих критериях знают многие. Знают, что необходимо, знают, что минимально должно быть, чтобы, например, человека здорового, взрослого допустить к крещению. Однако, зная эти критерии, люди не решаются следовать им, вот в чем проблема. - Не секрет, что в современном мире православный в своей повседневной жизни сталкивается с атеистами, инославными и иноверцами, представителями тех или иных крайних течений в православии. Как Вам кажется, в ходе катехизации человек должен получать практические и теоретические навыки полемики с такими собеседниками (в виде участия в диспутах, например)? Или, напротив, катехизируемому следует всячески уклоняться и ограничивать свое участие в обсуждении религиозных вопросов с инаковерующими? В.И. Якунцев: Катехизация - особый период в жизни человека. Как правило, у человека очень мало сил, чтобы участвовать в разного рода диспутах, потому что очень много их уходит на изменение собственной жизни, понимание каких-то новых вещей, которые все время открываются. Нужно «перетряхнуть» всю свою жизнь - это требует от человека очень много сил и времени. У оглашаемого, катехумена, особое состояние: у него пока еще многие противоречия не разрешены, в связи с этим сил очень мало. И поэтому рекомендовать оглашаемым искать таких диспутов и участвовать в них я бы не стал. Если они возникают дома, на работе и где-то еще - это другой вопрос. И то, здесь надо уметь разговаривать. Спор по поводу вопросов духовной жизни очень редко дает хороший плод. Но очень часто, как ап. Павел пишет Тимофею, приводит лишь «к расстройству слушающих» (2 Тим 2:14). Потому что спор - по немощи людской - это почти всегда попытка победить другого и доказать свою правоту, а не найти истину. Поэтому оглашаемым я бы советовал уклоняться и ограничивать обсуждение таких вопросов с инаковерующими. Но, в то же время, сама катехизация по сути своей готовит людей к тому, чтобы потом быть и верным, и разумным свидетелем своей веры. Не просто знатоком, эрудитом, но именно тем, кто живет этой верой и способен не просто о ней рассказывать, но и свидетельствовать. - В каких случаях крещеному, но не прошедшему оглашение человеку нет необходимости оглашаться? В.И. Якунцев: Если этот человек живет в Церкви, служит тем даром, который получил, имеет силу для церковного общения, если у него есть какой-то круг людей, за которых он отвечает. Т.е., короче говоря, это определяется по Духу и по плодам. Если есть действительно жертвование, если есть живое ученичество у Христа, если есть жизнь как христианство и христианство как жизнь, тогда, конечно, необходимости оглашаться нет. Фото скульптуры «Катехизатор» любезно предоставлено Александром Копировским
Свято-Филаретовский православно-христианский институт проводит 17-19 мая 2010 г. научно-богословскую конференцию «Традиции святоотеческой катехизации: пути возрождения» Возрождение катехизации, основанной на святоотеческой традиции, является одной из самых насущных потребностей Православной церкви. Сегодня все более осознается необходимость уже не фрагментарной, а целостной катехизации тех, кто возвращается к вере отцов, и тех, кто впервые открывает для себя Православие. Необходимо соборное и творческое обращение к церковному преданию, изучение святоотеческих принципов и методов катехизации и определение особенностей их применения в современной практике. Необходимо также обобщение современного опыта в этой области и анализ выявленных проблем. По итогам конференции предполагается издать сборник, в который войдут не только доклады, но и выступления в прениях. Приглашаем к участию в конференции заинтересованных священнослужителей, имеющих опыт катехизации, и катехизаторов-мирян. Оргкомитет: Адрес: Москва, 105062, ул. Покровка, д. 29, оф. 38 Тел. (495) 6230380, 6257786 Эл. адрес:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
КИФА №6(112) апрель 2010 года |