В Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода Священный Синод Русской православной церкви на заседании, которое прошло 5 марта в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принял ряд кадровых решений: так, Управляющим Патриаршими приходами в США определено быть архиепископу Тираспольскому и Дубоссарскому Юстиниану. На Тираспольскую и Дубоссарскую кафедру назначен епископ Красногорский Савва, викарий Московской епархии; епископ Иринарх освобожден от управления Пермской и Соликамской епархией и назначен епископом Красногорским, викарием Московской епархии; митрополит Мефодий освобожден от управления Астанайской и Алма-Атинской епархией и переведен на Пермскую и Соликамскую кафедру; епископом Астанайским и Алма-Атинским назначен архиепископ Костромской и Галичский Александр (он временно продолжит исполнять обязанности председателя Отдела по делам молодежи); Костромскую и Галичскую епархию возглавит архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (он освобожден от должности председателя Синодальной комиссии по делам монастырей с сохранением за ним должности председателя Синодальной Богослужебной комиссии); председателем Синодальной комиссии по делам монастырей стал викарий Московской епархии архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святейший Синод также постановил: образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, председателем отдела назначить епископа Красногорского Иринарха; создать Совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества; образовать под председательством патриарха Московского и всея Руси Патриарший совет по культуре, в компетенцию которого включить вопросы диалога и взаимодействия с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями; освободить митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия от должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и назначить на эту должность клирика Московской епархии протоиерея Аркадия Шатова; образовать Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (председателем назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл). По материалам информационных сайтов
В Свято-Филаретовском институте прошли XVI «Сретенские чтения» 20 февраля 2010 г. на XVI ежегодную научную конференцию студентов и молодых преподавателей «Сретенские чтения» в СФИ собралось более 160 человек из 19 городов России, Белоруссии, Молдавии и США. Свои доклады представили студенты девяти учебных заведений. Работу конференции освещал православный телеканал «Союз». Открывая конференцию, проректор Свято-Филаретовского института Д.С. Гасак, обращаясь к преподавателям и студентам СФИ, а также к гостям, отметил давние добрые отношения Института с представителями высших духовных и светских учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска и других городов. Он передал традиционное приветствие ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова: «Для нас всегда большая честь и радость проводить эту конференцию в своих стенах. Но самое главное - это наше общее продвижение вперед по пути служения Богу и людям, ближним нашим, и церкви нашей, и всем тем, кто ищет Бога и стремится в жизни своей жить по-Божески и по-человечески». Пленарное заседание открыл доклад преподавателя СФИ, сотрудника и преподавателя тверского филиала РГГУ Л.В. Крошкиной «Проблемы языка гомилетической проповеди в традиции церкви». В своём сообщении Лидия Владимировна поставила проблему качества и соответствия жизни современной внутрицерковной проповеди. Еще в начале XX в. многие богословы говорили о кризисе проповеди, а на Поместном соборе 1917-18 гг. этот вопрос был одним из центральных. Согласно определениям Собора, проповедовать в церкви следует как можно чаще, и это могут делать не только дьяконы и священники, но и благочестивые миряне. При этом проповедников необходимо готовить. На вопрос, как это делать, докладчица ответила, что это возможно только на живых примерах. Л.В. Крошкина также отметила, что поскольку проповедь - это всегда непосредственное взаимодействие проповедника и собрания, то её проблемы невозможно решать вне экклезиологического контекста, т.е. вне проблем собрания, в котором эта проповедь звучит. Поэтому разговор о качестве проповеди - это разговор не только о подготовленности проповедника, но и о подготовленности слушающих его. Экклезиологическую тему продолжил в своём докладе «Рецепция экклезиологических воззрений протопр. Николая Афанасьева в богословской мысли второй половины XX в.» студент СФИ Н.В. Клюев. Одним из ключевых постулатов протопр. Николая он назвал определяющую роль Евхаристии во внутреннем устроении церковной жизни. При этом он подчеркивал, что хотя в церкви и может быть иерархия даров и служений, они не отличаются по своей природе большей или меньшей благодатностью. Пространство Церкви в этом смысле не знает никакого разрыва, и в церковном собрании нет посвященных и непосвященных: все крещеные члены Церкви составляют единый народ Божий. Взгляды протопр. Николая Афанасьева оказали большое положительное влияние на целый ряд богословов XX в., таких как митр. Иоанн (Зизиулас), прот. Александр Шмеман и др., но не избежали и определенной критики. Так, например, митр. Иоанн (Зизиулас) указывает на оставшуюся недоработанной у протопр. Николая проблему функционализма в вопросе церковных служений. Делая акцент на любви и общении в церковных служениях, митр. Иоанн утверждал, что «жизнь рукоположенного лица не самодостаточна, а соткана из отношений к бытию других». Сообщение магистра богословия Натальи Игнатович «Крестовоздвиженское православное трудовое братство и оценка его деятельности государством и церковью (1889-1929 гг.)» было посвящено уникальному опыту воплощения евангельской жизни по вере, осуществлённому Н.Н. Неплюевым в конце XIX - начале XX века. В докладе была затронута история взаимоотношений братства с обер-прокурором К.П. Победоносцевым, митр. Антонием (Вадковским) и др. Н. Игнатович также рассказала об отношении к братству епископов, которые поддерживали его деятельность и считали необходимым распространение его опыта по всей России. Среди них особо выделяется фигура епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) (подвигу жизни этого новомученика и истории основанного им Новгородского трудового братства был посвящен отдельный доклад выпускницы СФИ Анны Дмитренко на церковно-исторической секции). Н. Игнатович рассказала о практике принесения обетов при вступлении в братство, а также о некоторых принципах, на которых основывалась внутренняя жизнь братства, - духовного старшинства и просвещённости в вере. Ученый секретарь и преподаватель СФИ проф. А.М. Копировский обратил внимание присутствующих на недавно вышедшую в издательстве Преображенского содружества малых православных братств первую книгу серии «Беседы о братстве». Она включила в себя два сочинения Н.Н. Неплюева - «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора» и «Путь веры». После небольшого перерыва конференция продолжила свою работу по секциям миссиологии и катехетики, богословия и литургики, Священного писания и библеистики, религиоведения и философии, а также уже упомянутой церковно-исторической секции. Наибольший интерес традиционно вызвала секция миссиологии и катехетики. Оживленное обсуждение сопровождало доклад студентки СФИ Е. Поповой, посвященный принципам катехизации в IV в. и критериям готовности катехуменов к Крещению. Начиная с III в. эти критерии становились всё менее строгими и, как отметил преподаватель и зав. методическим центром по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев, дальнейшее развитие этой тенденции привело к тому, что сегодня даже смертные грехи не являются препятствием для принятия Крещения. На секции также широко обсуждались особенности современной миссионерской проповеди. Заключительный доклад был посвящен преподаванию и формам миссионерской практики в СФИ, в основе которой лежит принцип личностного подхода и ответственности в общении с каждым человеком. Всего на пленарном заседании и пяти секциях конференции прозвучало более 30 докладов, каждый из которых сопровождался многочисленными вопросами, свидетельствующими о живом интересе к поднятым в них темам. Завершилась конференция общей молитвой. Информационная служба СФИ
В Неделю Торжества православия члены Ассоциации студентов и выпускников СФИ встретились за праздничной трапезой В этот день все было удивительным: горы пушистого снега и тишина за окном, количество собравшихся людей в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение» и, несмотря на эту многолюдность, какой-то семейный уют. Но главное, что в этот день - Неделю Торжества православия - отмечали сразу несколько памятных дат. Во-первых, десятилетие снятия несправедливых прещений с духовного попечителя Преображенского братства о. Георгия Кочеткова и его прихожан. Во-вторых, вспоминали двух членов попечительского совета Свято-Филаретовского института: архиепископа Михаила Мудьюгина - архипастыря, проповедника и богослова, который ушел из жизни 10 лет назад, и Сергея Сергеевича Аверинцева, учёного, мыслителя, академика РАН, поэта, переводчика. Ассоциация студентов и выпускников СФИ пока не очень большая. Она насчитывает около 50 активных членов. Но за столами людей было раза в четыре больше - сегодняшние и вчерашние студенты, преподаватели, те, кому особо дорог Свято-Филаретовский институт. Студенческим ассоциациям уже более ста лет. Впервые они начали возникать в Европе при крупных университетах и институтах. - Мы знаем, что такие объединения есть при Гарвардском и Оксфордском университетах, - рассказала глава Ассоциации выпускников и студентов (АВиС) СФИ Анна Алиева. - Изначально подобные ассоциации объединяли людей, которые закончили вуз и хотели выразить ему свою благодарность. Многие выпускники этих заведений - крупные политики и бизнесмены, поэтому они благодарят в основном финансово и помогают информационно. Среди наших выпускников политиков и бизнесменов крайне мало, поэтому люди в первую очередь помогают, чем могут: собственными руками, головой, сердцем. То, что собравшихся объединяет благодарность к Богу, к учителям, к институту и тем, кто его организовал, было очевидно. Первые выступавшие вспомнили о том, что десять лет назад был разрешен к служению основатель и ректор СФИ, профессор-священник Георгий Кочетков. - Может быть, это не совсем благодарственная тема, но сегодня я не могу не вспомнить об опыте запрещения, - сказал выпускник, а ныне преподаватель и зав. Методическим центром по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев. - Для меня лично это стало важным путем познания силы зла в этом мире. Я впервые в жизни встретился с откровенной прямой ложью. С ложью до конца. Я никогда не забуду, как сам, будучи свидетелем того, что произошло в храме, читал текст за подписью офицера милиции, где было написано все ровно наоборот. А потом на НТВ в передаче «Криминал» появилась наша собственная съемка происшедшего, которую мы отдали следователю для прояснения ситуации, смонтированная так, что все от начала до конца было извращено. В этот момент я окончательно и бесповоротно повзрослел. Александр Михайлович Копировский, выпускник, а ныне ученый секретарь СФИ, тоже вспоминал то время, когда были отлучены от причастия о. Георгий и ещё 12 человек. - Это были ужасно долгие два с половиной года. И тут, конечно, нужно поблагодарить всех, кто был рядом с нами. В одиночку такое выдержать невозможно. Я помню, как мужественно переносила все это единственная сестра, оказавшаяся в числе отлученных - Алла Даниловна Василевская. Она говорила, что дождалась, пока реабилитировали ее родного отца и теперь дождется, пока реабилитируют отца духовного. Так и вышло. - В христианской жизни нужно искать только правды, - закончил свой рассказ Александр Михайлович. - Не все будет хорошо. Но это не страшно, когда этому можно противопоставить то, ради чего можно жить. Даже тогда, когда тебе говорят, что ты мертв, что тебя больше нет. Перерезать этот волосок может только Тот, Кто тебя на него подвесил. Вспоминая наставников и учителей, читали воспоминания об архиепископе Михаиле (Мудьюгине) и Сергее Сергеевиче Аверинцеве, говорили и об учительстве как таковом, о том, что дали собравшимся годы учебы в СФИ. Время шло, снег за окном все сыпал, а люди, желавшие поделиться своими мыслями о духовном образовании и благодарностью Богу за этот дар, все не иссякали. Где-то ближе к концу кто-то рассказал суфийскую притчу. В ней повествуется о трудолюбивом муравье, который однажды увидел, как на листе бумаги возникают необычайно красивые знаки. Много поколений муравьев исследовали этот феномен и постепенно, передавая знания детям, постигли, что перед ними человек, пишущий на бумаге буквы. Но что именно писал человек, они так и не узнали. Наверное, в этом главное отличие светского образования от духовного: можно всю жизнь потратить на то, чтобы разобраться, как устроены атомы, но никогда не понять - зачем. Информационная служба СФИ
Герои из пустоты 5 марта - дата непростая для нашей недавней истории. Это и день смерти «отца народов» И. Сталина, и день памяти расстрелянных в Катыни. Сталин сегодня - это не только личность, но, прежде всего - символ. Символ бесчеловечных действий, выходящих за рамки человеческой этики. Но что такое сталинизм, тем более обыкновенный? Является ли он только уделом истории или он жив и сейчас в нас? Где корни этого явления? Почему эта тема будоражит сознание наших современников и что с этим делать? Все эти вопросы были поставлены на круглом столе «Обыкновенный сталинизм», прошедшем 7 марта в научном зале библиотеки им. А.М. Горького в г. Твери и собравшем очень разнообразный по составу круг участников: студентов и преподавателей тверских вузов, православных верующих, членов общества «Мемориал», представителей КПРФ. Один из ведущих встречи, Игорь Корпусов, член Боголюбского малого православного братства, преподаватель Тверского государственного университета и Свято-Филаретовского института (г. Москва), во вступительном слове призвал всех участников не к политическому спору, а к общественному диалогу, который предполагает корректность и ответственность за произнесенное слово. Второй ведущий - Сергей Глушков, сопредседатель тверского общества «Мемориал», постарался обозначить проблему как неспособность общества в целом взглянуть на свое прошлое с позиции покаяния: «Мы - страна, которая постоянно вынуждена бороться со своим прошлым». Елена Образцова, сотрудник музея-мемориала «Медное», рассказала о появлении вокруг «Катынского дела» множества фальсификаций. Но ведь расстрел нескольких тысяч польских офицеров, многие из которых представляли элиту общества и пошли в армию только в связи с войной, - это проблема не только во взаимоотношениях двух стран. Проблема в том, как рассказать о «медновской» трагедии* в обществе, в школе, где в учебниках почти отсутствуют сведения о репрессиях в годы «большого террора». А это уже проблема нашего общества. Горьким упреком прозвучали её слова: «Если бы не было польской части мемориала, то на месте захоронения тысяч наших соотечественников стоял бы только поклонный крест». В заключение своего выступления Елена Образцова призвала участников дискуссии опираться на документально подтвержденные факты, а не на «мнения», распространяемые в информационном пространстве. Юлия Балакшина, кандидат филологических наук, магистр богословия и историк, взглянула на проблему через образы наиболее ярких литературных героев XIX и XX веков: постепенно в страшной советской реальности Шариков вытеснил Мастера и доктора Живаго. Один достоин в лучшем случае сумасшедшего дома, другой умирает в безвестности. Затрагивая тему сталинизма, Владимир Лавренов, директор тверского филиала РГГУ, сказал, что это - не наше прошлое, это - наше настоящее. «То, что было пережито нашим народом - страшно, но пережили ли мы это?» - задал риторический вопрос докладчик. Говоря с позиции историка, В. Лавренов предложил разделить понятия «советский» и «русский» при анализе нашего недавнего прошлого. Подмена одного понятия другим не помогает нашему обществу встать на путь возрождения. Нужно говорить, что советская политика была по своей сути антирусской. Для историка важно искать корни произошедших событий. Завершая свое слово, выступающий вспомнил строки из работ философа Н.А. Бердяева о дьявольских корнях русского коммунизма. Далее состоялась общая дискуссия. Депутат Тверской городской Думы от фракции КПРФ Максим Жирков, поставив под сомнение собранные факты и документы, озвучил позицию коммунистов: «Были перегибы, но положительные качества «отца нации» не идут с ними ни в какое сравнение». Следует отметить, что многие доводы представителей КПРФ в защиту Сталина и сталинизма были встречены смехом собравшихся. В ответном слове ведущие призвали оппонирующую сторону опираться в своих доводах на факты, подтвержденные документами из архивов, а также на мнения авторитетных ученых. В заключение ведущий круглого стола Игорь Корпусов напомнил, что историей можно и нужно гордиться, и если мы признаем в ней темные места, нация от этого только выигрывает. Выигрывает достоинство человека. В истории нельзя отрицать и сослагательное наклонение. Если мы говорим, что никаких других вариантов развития не было - значит, мы снимаем с себя ответственность за происшедшее и происходящее. ------------------ * Из более чем 20 тыс. погибших в советских лагерях польских офицеров захоронения их останков найдены на территории России только в двух местах - в Катыни под Смоленском и в пос. Медное под Тверью, где найдены также захоронения тысяч пострадавших от репрессий жителей Советского Союза, в том числе множества новомучеников. Пресс-служба Спасского братства (Преображенское содружество малых православных братств)
Проект «Внутренняя миссия» С участием 3-х отделов Екатеринбургской епархии - Молодёжного, Миссионерского, Катехизаторского - разработан проект, получивший название «Внутренняя миссия», сообщает Информационное агентство Екатеринбургской епархии. Подготовку к таинству крещения авторы документа неразрывно связывают с последующим участием крещаемых в жизни церковной общины. Ключевым звеном стратегии «внутренней миссии» являются «Открытые миссионерские встречи» со специально подготовленными приходскими священниками. Следствием таких встреч должно стать осознанное и регулярное участие верующих в церковных таинствах, организация разного рода приходских мероприятий, богословско-образовательных курсов. В рамках проекта предусматривается создание училища катехизаторов. Миссионерские мероприятия в виде выставок, праздников, диспутов, концертов не ограничиваются рамками прихода, они могут проводиться на предприятиях, в общественных организациях, школах и детсадах. В документе также уделяется внимание формированию «обратной связи» между миссионерами и верующими, созданию межприходской миссионерско-просветительской сети, организации социальной работы, детских и молодежных групп, проведению паломнических поездок и летних молодежных лагерей. Авторы и составители епархиального проекта рассчитывают доработать предложенную ими программу с участием всех епархиальных отделов. В качестве организационных мер предлагается организовать постоянную рабочую группу по реализации проекта с участием представителей епархиальных отделов, подготовить миссионерскую группу с участием духовенства и мирян для проведения «Открытых миссионерских встреч», соответственно, программу таких встреч на приходах, максимально приближенную к условиям жизни современного человека. Например, один из вопросов, предлагаемых к широкому обсуждению, сформулирован следующим образом: «Почему крещеные жители наших городов не приходят в храмы?» Следить за реализацией проекта будут подготовленные кураторы на местах. Кроме того, авторы проекта вынашивают планы создания епархиального миссионерского общества. Благовест-инфо Комментарий Справедливости ради замечу, что пример этот в лице о. Александра Сандырева, Т.И. Заболотновой и других возник не из уральского «воздуха», а из московского. О. Александр, будучи просто Сашей, оглашался в одной из групп огласительного училища при МВПХШ (теперь это СФИ), потом закончил 4 курса СФИ, московского института, специализирующегося на миссии и катехизации. Хорошо, что не забывают (или не всё забывают), чему их учили. Жаль, что не помнят (или стыдятся?) тех, кто учил, и разрушили общение. Особенно жаль, потому что жизнь ушла вперед, формы и методы катехизации меняются, а то, что читаю в принятых документах нашей епархии и слышу на катехизаторских семинарах, не то что не превосходит, но пока не достигает «Возможной системы оглашения» о. Георгия Кочеткова, по которой оглашался и сам начинал оглашать о. Александр. Слышу, как гремит слава екатеринбургской катехизации по РПЦ, но не вижу, чтобы качественно менялась жизнь нашей епархии, чтобы увеличивалось количество и особенно качество жизни мирян и клириков. Впрочем, то, что не видно мне, возможно, издалека виднее. Олег Глаголев, Екатеринбург КИФА №4(110) март 2010 года |