Крещение и покаяние Среди материалов «Кифы» о Рождественских чтениях 2010 г. наиболее «программным» с точки зрения катехизации был фрагмент доклада В.И. Якунцева, посвященного святоотеческим критериям готовности человека к крещению. Понимая, насколько важна не только теоретическая, но и (может быть, прежде всего) практическая сторона этой проблемы, мы обратились к священнослужителям различных епархий с вопросами о подготовке взрослых людей к крещению. К сожалению, для многих эти вопросы не выходят в практическую плоскость «в принципе»: так, один известный богослов, член рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской православной церкви, ответил так: «У нас в храме мы крестим в основном младенцев, взрослые крещаемые - большая редкость, поэтому навряд ли могу дать какие-то содержательные ответы на предложенные вопросы, исходя из своей пастырской практики. Мне кажется, лучше обратиться с ними к другим священникам, у которых на приходах есть полноценная катехизация для взрослых». В самом деле, пока что среди ответивших на вопросы - те священники, на приходах у которых есть катехизация. Вот присланные нам ответы: Баптистерий епископской базилики древнего города Стоби (Македония). V-VI вв. - Как можно судить, готов человек к крещению или нет? Прот. Александр Сорокин (СПб): Если честно, для меня самого это большая-большая загадка - и чем дальше, тем больше. При том, что не понаслышке знаком с катехизацией (разумеется, не считая себя в этом деле «докой»). В любом случае, даже если подходить из «объективных» критериев (знакомство с Евангелием, знание Символа веры, нравственность и т.п.), - а это, наверное, и в самом деле, единственное, что остается, - здесь возможны толкования, как в ту, так и в другую сторону (плохо/хорошо знаком с Евангелием, знает/не знает Символ, нравственно чист/нечист), а значит, все довольно субъективно. Лично я предпочитаю придерживаться презумпции готовности - тем более, что в Церкви действует чаще (не только в случае с крещением) презумпция неготовности, нечистоты, неправославия и прочих «не». - Насколько оглашаемые связывают покаяние, без которого невозможно таинство крещения, с исправлением жизни? Прот. Александр Сорокин: Все по-разному. Думаю, что это процесс не столь быстрый, сколь скоротечно само оглашение. В этом смысле крещение может быть (кто-то, возможно, не согласится) некоторой «форой». - Обсуждаете ли Вы с готовящимся к крещению грехи, связанные с нарушением заповедей Моисея? Исправляет ли человек то, что с этим связано (в частности, регистрирует «гражданский брак» и т.п.)? Прот. Александр Сорокин: Нет, конкретные грехи не обсуждаем, хотя, разумеется, о заповедях Моисея говорится и в виде отдельной темы, и в виде ответов на вопросы. - Есть ли какие-то еще критерии готовности человека к крещению? Прот. Александр Сорокин: Затрудняюсь сказать. *** - Как можно судить, готов человек к крещению или нет? Насколько оглашаемые связывают покаяние, без которого невозможно таинство крещения, с исправлением жизни? Обсуждаете ли Вы с готовящимся к крещению грехи, связанные с нарушением заповедей Моисея? Исправляет ли человек то, что с этим связано? Игумен Арсений (Соколов) (Лиссабон): Если задача миссионера - привести человека ко Христу, то задача катехизатора куда скромнее - рассказать катехумену на понятном ему языке о вероучении и увлечь его духовной, церковной жизнью. Огласительный процесс в нашем лиссабонском приходе включает в себя: 1) чтение и изучение оглашаемыми одного из четырёх Евангелий (на вкус и выбор каждого). 2) Активное их участие в литургии оглашенных (не сразу, а после возведения их в чин оглашенных, которое совершается после нескольких предварительных встреч, непосредственно перед воскресной литургией в присутствии всей общины - см. чинопоследование Требника). Естественно, именно они говорят на литургии «Господи, помилуй» на призыв диакона «Оглашенные, помолитеся Господу!», а также «Тебе, Господи!» на его призыв «Оглашенные, главы ваши Господу приклоните». 3) Цикл занятий (некоторые темы: «Происхождение мира и человека»; «Божественное Откровение»; «Грех. 10 заповедей»; «Христос-Спаситель»; «Церковь»; «Вера и крещение»). Обычная продолжительность - 2-3 месяца. Как видите, ничего особенного. Для готовности человека ко крещению (или ко крещению своих детей) главное условие, конечно - вера. Обратиться и уверовать человек, конечно, должен сам, за него этого никто не сделает. Задача катехизатора - лишь изъяснить вероучение. Но совершенно точно - крестить без веры нельзя. И это не должна быть какая-то смутная вера в «Бога-в-душе», это должна быть евангельская вера, Христова - правая, церковная, просвещенная, активная, ответственная. Если человек называет себя верующим, но годами обходится без церковного общения, без участия в Евхаристии и при этом себя неплохо чувствует, то мы знаем, такой человек - вовсе не верующий. Что сделать, чтобы оглашаемый осознал это и искренне захотел стать верующим не «в душе», а на самом деле? - Это главный, самый тревожный вопрос для всякого неленостного катехизатора. Вы совершенно верно заметили, крещение невозможно без покаяния, без перемены направления внутренней жизни. Еврейское слово «тшува», переводимое на русский как «покаяние», происходит от глагола «шув» (возвращаться) и потому означает «возвращение». Если ты заблудился в тёмном лесу, пойдя ложной тропой, единственный способ вновь обрести цель и добраться до места назначения - вернуться назад, к развилке, чтобы затем идти в правильном направлении. Это и есть покаяние - не просто сидеть сидьмя и каяться «ах, я такой великий грешник! горе мне, погиб я!», а решительно возвратиться к тому месту, от которого пошёл неверной дорогой («шув»). В общем-то, этимология еврейского слова «тшува» близка этимологии греческого слова «метанойя», изменение ума. Итак, покаяние - возвращение в догреховное состояние. Задача катехизатора - побуждать оглашаемых к этому. Покаяние - это и есть исправление жизни, а не бухгалтерский отчёт в грехах Тому, Кто о них лучше грешника знает. Обсуждаем ли мы с оглашаемыми заповеди Декалога? - Естественно. Подробнейшим образом разбираем, как человеку хранить эти заповеди. Вопросы задавали Александр Буров, Анастасия Наконечная КИФА №4(110) март 2010 года |