Пасха в ХХI векеПасха - самый светлый и радостный праздник в православии - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил мир от власти смерти и греха. Ожидая именно такой Праздник праздников, довольно неоднозначно воспринимается суета, возникающая вокруг: в супермаркетах торгуют наборами для покраски яиц, пасхальные фигурками животных (зайцев, преимущественно), формами для куличей, полотенцами и даже тапочками с надписью «Христос, воскрес!». Где-то проводят пасхальные лотереи, даря в подарок наборы продуктов с колбасой. Накануне Пасхи мы решили узнать у священнослужителей, как, с их точки зрения, изменилось восприятие этого праздника в современном мире. Отвечает проф.-свящ. Георгий Кочетков, ректор Московского Свято-Филаретовского института Вопрос: Как вам кажется, Пасха в современном обществе потеряла свое значение, встав в один ряд с Новым годом, или, наоборот, она своим светом в какой-то мере заставляет радоваться даже тех, кто внешне далек от церкви? Свящ. Георгий Кочетков: Проблема заключается в том, что, с одной стороны, праздник настолько возвышен и замечателен, что вдохновляет всех, хотя многие толком не понимают его смысла, а с другой, - как и всегда, когда присутствует масса народа, уровень понимания удивительно глубокого смысла праздника снижается. Вопрос: Это историческая проблема или наша, современная? Свящ. Георгий Кочетков: Снижение в разные эпохи могло быть разным. Иногда это приводило к тому, что для людей самым важным становилось окончание поста, когда можно было наконец-то все есть, все пить и общаться с женами. Позже это стало приводить к тому, что люди радовались пасхальной службе, потому что можно было хоть раз в год под Пасху причаститься, проводя весь год вполне обыкновенно, по-житейски. А после революции праздник стал все больше и больше связываться с воспоминанием усопших родственников, с хождением на могилки. Вообще по Уставу поминовение усопших на Пасху запрещено. Для этого есть Радоница и Троицкая родительская суббота. Но этого показалось мало. Вообще-то поминать усопших у нас любят исторически - всегда было много погибших воинов, которых старались помянуть побыстрее. Поэтому у нас появился праздник, которого не знает церковный Устав. Радоница у нас наступает уже через 10 дней после Пасхи, а не через 7 недель. Это только наша русская традиция. Тем более поминовение усопших на Пасху и на Светлой седмице. Вопрос: Это традиция русская или советская? Свящ. Георгий Кочетков: В советское время она стала особенно актуальной: когда никому нельзя было признаться, что ты идешь в церковь, тогда люди стали ходить на кладбище, потому что ходить на могилки к усопшим в нашей культуре очень даже возможно. Именно там люди, даже если боялись зайти в храм, даже если не верили в Бога, поминали родных. Они могли даже съесть крашеное яичко или раскрошить его на могилке. Я помню эти времена в конце 50-х годов и дальше. Да и сейчас это происходит во многих местах. Даже и теперь организуются специальные маршруты автобусов на кладбища. Конечно, это находится в резком противоречии со смыслом праздника Пасхи, который объявляет торжество Жизни, причем Жизни вечной, для каждого человека. Но, тем не менее, этот суеверный обычай для не очень воцерковленного народа сохраняется. Впрочем, многие люди перестали поминать своих усопших на Пасху, узнав о церковном порядке. Вопрос: Многие люди именно на Пасху один раз в году приходят в церковь - это положительный момент или профанация? Свящ. Георгий Кочетков: С одной стороны, только в эти дни люди хоть как-то знакомятся с церковной жизнью, с другой - это довольно формальное посещение. Для большинства пасхальная ночь остается случайным впечатлением, когда просто все красиво и замечательно. Иногда и это бывает мало оправдано, особенно когда люди приходят не совсем трезвыми или приходят только на крестный ход, совершенно не понимая его значения и смысла. Ну, вышли из храма люди в красивых одеждах, что-то поют. Потом зашли обратно в храм после нескольких песнопений, после нескольких возглашений «Христос воскресе!». И все. Но что такое «Христос воскресе!», многие даже не могут объяснить. Для них просто очень важно это славянское выражение, как ощущение причастности к чему-то древнему. А ведь даже если было бы сказано «Христос воскрес!», для них было бы уже полегче. А если бы люди знали, что «воскрес» это значит «восстал» из мертвых, им было бы еще легче. Это хотя и не приводит прямо к вере, но приводит к размышлению. Вопрос: Отличается ли восприятие Пасхи на Западе? Свящ. Георгий Кочетков: На Западе и в России огромная разница в отношении к Пасхе. В католических и протестантских странах Пасха встречается очень скромно, почти на уровне обычного праздника, например, Преображения. Более пышно, широко и длительно, благодаря бесконечным подаркам и вертепам, там отмечают Рождество. А вот Пасху отмечают значительно скромнее. Эта традиция сложилась давно. В принципе, если для Востока всегда был характерен особый акцент на Страстных и Пасхальных днях, то на Западе с древних времен важно было акцентировать внимание на Рождестве, на Богоявлении. Это отразилось и на общем образе церкви, и на богословии. Отвечает свящ. Иоанн Привалов Вопрос: Как воспринимается праздник Пасхи в современном мире? Свящ. Иоанн Привалов: Сегодня - это один из праздников, типа восьмого марта или старого нового года. Люди ищут любую возможность, чтобы праздновать. Правда, есть совсем пустые поводы, лишенные содержания, которые не приживаются. Например, никто не помнит, чему посвящён праздник 11 июня. Пасха это не такой пустой праздник, но зачастую это скорее повод попраздновать. Вопрос: Склонность к праздникам - это российская особенность? Свящ. Иоанн Привалов: Это общечеловеческая любовь к праздникам, к которой в нашей стране присоединяется растерянность, присутствующая в жизни многих людей. В XX веке традиция пресекалась несколько раз, но «не может душа без праздника», как писал Шукшин. Поэтому потребность именно в праздновании Пасхи у нас есть, хотя мы празднуем, зачастую не понимая, что именно. Вопрос: В советское время вы отмечали Пасху? Свящ. Иоанн Привалов: Я был атеистом, притом сознательным. Дома мы Пасху не отмечали, а когда я видел, что какие-то старушки идут в храм, они мне казались племенем отживающих людей. Впечатление усиливалось тем, что церковь была на кладбище. Ничего в душе не отзывалось. Вопрос: Когда вы осознали Пасху как праздник? Свящ. Иоанн Привалов: Значительно позднее. В 90-м году был мой первый пост и первая Пасха, которую я провел в храме. Это был Архангельский Кафедральный собор. Я был поражен, как много собралось людей - стояли так плотно, что это было просто опасно, можно было ноги поджать! И вдруг в этой жуткой давке хор запел «Христос воскресе из мертвых!», да так радостно и вдохновенно, что захотелось подпевать и подпевать. И радость была вопреки толпе, вопреки жарким горящим свечкам, вспыхивающим волосам, вопреки этому собранию людей, которых принесла стихия и которые не знают, кто они и зачем тут стоят. Дальше глубокая Пасха была через год - в 91-м. Была Страстная седмица и Пасха, которая впечаталась в меня навсегда. Пересказать я этого не могу. Борис Пастернак ухватил мое ощущение, понимание и видение в стихотворении «На страстной»: Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри... Вопрос: А когда вы впервые служили Пасху, уже будучи священником, это запомнилось? Свящ. Иоанн Привалов: Первый раз я сам служил на Пасху в 94-м году. Ту Пасху я плохо помню, из-за того что ответственность придавливала. Было много пьяных людей, они что-то выкрикивали, митинговали, но в принципе с этим можно было жить. В 95-м было уже проще - у нас в храме появлялось все больше и больше оглашенных, воцерковленных людей, которые создавали опору и в алтаре, и вокруг, да и хор пел дружнее. Вопрос: Сегодня в храм на Пасху приходит больше людей, чем десять лет назад? Свящ. Иоанн Привалов: Нет, по сравнению с 90-ми все идет на спад. Запретный плод перестал быть сладок, все уже разрешили. Да и храмов стало больше. Теперь люди приходят в основном на крестный ход постоять, но, с другой стороны, вырос и тот слой людей, которые приходят с верой, для которых Пасха - это праздников праздник. Вопрос: Многие еще приходят освещать продукты. Свящ. Иоанн Привалов: Да, это отдельный разговор. Вообще встреча с Богом всегда связанна с образом трапезы. Христос говорит «да едите и пьёте за трапезой Моей». Человек всегда понимал, что трапеза это пространство священное. Даже в советские праздники всегда предполагали какое-то особое угощение. По крайней мере, в том городе, где я жил, в магазины завозили колбасу. Так что освящение продуктов в какой-то мере означает, что людям хочется праздника. Когда люди приносят продукты, я шучу: «Освящение - значит посвящение. Поэтому я вас благодарю за то, что вы принесли. Всего вам доброго, а это вы оставляете здесь». Я их, конечно, пугаю так. Но люди сегодня даже не думают, что освещение может быть не для себя. Они хотят, чтобы к их радости добавили еще какую-то радость. А ведь человек должен сердце посвятить Богу и когда он действительно захочет жить с Ним одной жизнью, тогда естественно освящать все: и машину, и трапезу. Сегодня такое понимание отсутствует. Вопрос: Это можно назвать кризисом? Свящ. Иоанн Привалов: В каком-то смысле да, это мировой кризис надежды. В нашем постиндустриальном, разрозненном мире мы утратили радость жизни с Богом. Иногда наше время сравнивают с закатом Римской империи, иногда - с эпохой Темных веков. Вопрос: Как его можно преодолеть? Свящ. Иоанн Привалов: Возрождение можно ждать только со стороны Христа. Потому что сама мировая история развивается по достаточно унылой линии. Из ее логики не следует, что в какое-то время, конкретный день или число, само по себе может произойти обновление и возрождение. Оно приходит, когда у нас наступает соотнесенность со Христом. Если найдутся те несколько человек, которые соберутся ради Христа, если они составят такое собрание, через которое Господь сможет действовать эффективно, то это, возможно, и будет тем поворотом к всеобщей жизни в радости. Беседовала Елена КУДРЯВЦЕВА
|