В нём всегда очень видны рыцарство и благородствоО Сергее Юрьевиче Юрском рассказывает декан богословского факультета СФИ Зоя Михайловна Дашевская Я помню, что впервые Сергея Юрьевича я увидела в нашем братском храме, на нашей братской молитве, еще в храме Успения в Печатниках. Он бывал там вместе с Игорем Виноградовым, главным редактором журнала «Континент», и мне казалось, что Сергей Юрьевич нащупывает какой-то «вход» в братскую молитву и в этот братский круг, в содружество, в общинную жизнь. Потому что, конечно, он уже тогда был человеком верующим, церковным, но все-таки мне кажется, что тогда для него этот опыт жизни в церкви открылся как-то совершенно по-новому. Было видно, что для него это очень серьезный опыт, и он как человек очень глубокий и стремящийся проникнуть в человече-ское сердце - а без такого проникновения не было бы его гениальных ролей - стремился этот опыт проанализировать. Он старался отнестись к нему именно жизнью, а не просто «сложить его в творческую мастерскую», интеллектуальную копилку или «поставить» на какую-либо «полку». Для него, мне кажется, было важно с этим опытом что-то сделать, как-то его перетворить в себе. И тот путь, который он нашел - я думаю, замечательный. Потому что этот открывшийся ему путь церковной жизни он принял с радостью не просто как некоторый опыт, но как определенное действие Божие в своей жизни. Я не берусь здесь судить, но мне почему-то кажется, что это именно так. Это видно и по его сердечной, искренней дружбе с отцом Иоанном Приваловым, это проявляется в его постоянной поддержке и нашего института, и всего Содружества, проявляется и в том, что и как Сергей Юрьевич писал в своих книгах и об отце Иоанне, и вообще о Содружестве, как он говорил о нашем братстве в своих выступлениях, которые мы всегда очень ценим, и в трепетном внимании и благодарности за возможность участия в нашей общей молитве - уже много лет, насколько я знаю, Сергей Юрьевич всегда, если он в это время в Москве, старается прийти на какие-то значимые, важные для Cодружества события, например, новогодний молебен. Его вклад в поддержку дела нашего института очень много значит. Он уже много лет является членом попечительского совета и всегда стремился поддерживать институт в самые трудные моменты, когда требовалось вступиться, защитить, высказаться, открыто возвысить свой голос, поддержать отца Георгия или в целом дело братства. Он все это воспринимал всегда как нечто целостное, единое, и его слово, сказанное решительно и уверено, честно, правдиво, и самое главное, с верой - оно всегда, как мне казалось, достигало до слуха тех, к кому он обращался. Слава Богу, что у нас очень много таких замечательных друзей, на поддержку которых мы всегда можем опираться. Конечно, Сергей Юрьевич - мастер слова: его слово всегда очень живое, емкое и «плотное». Очень значимым был момент, когда он выступил с благотворительным концертом в часовне нашего института. Он сам назвал этот концерт «Избранное для избранных», потом запись этого концерта вышла отдельным диском под названием «Жест». И Сергей Юрьевич раскрылся в нем, мне кажется, не просто как великолепный драматический актер, но как человек, который на путях веры напряженно ищет воцерковления культуры и Христа в культуре. Это было замечательное выступление, просто удивительное. Я помню, он читал тогда Пушкина, в том числе и свои собственные переводы Пушкина на французский язык (он прекрасно владеет французским). Он сам в чем-то настоящий пушкинский герой. Сергей Юрьевич - человек чести, и, мне кажется, это очень важно для современной - советской, постсоветской, какой угодно - культуры, в которой быть человеком чести очень трудно. И в этом, может быть, всегда воплощалась и воплощается его вера - в том, что он человек слова, не просто долга, а именно чести. А это значит, что в нем всегда рыцарство и благородство очень видны. Для многих в этом, я знаю, могла быть и есть настоящая опора. Это - подлинный пример, и мы всегда радуемся и благодарим Бога, когда наше общение, пусть такое порой «пунктирное», как-то вдруг актуализируется, и не чувствуется никакого разрыва или перерыва. Сергей Юрьевич - человек очень искренний и горячий, творческий, ищущий, и когда он выступает - это всегда очень живое слово. И мне кажется, что он никогда не «играет» ни радость, ни искренность, ни восторг: он такой, какой есть, в общении, потому что перед лицом Божьим ничего не надо специально «представлять» и показывать. В церкви человек раскрывается какими-то удивительными гранями, и Господь действительно являет его лик, его подлинную глубину. И действительно, Сергей Юрьевич, мне кажется, очень много потрудился для того, чтобы в годы тяжелые, советские, в человеке проявился образ Божий - так, как он действительно по-евангельски может проявиться. Это происходило и в тех случаях, когда ему приходилось - как всегда, гениально - играть тех людей, которые к этому образу имели порой мало отношения. Ведь его тонкое понимание человеческой души, ее природы, душевных и духовных движений всегда показывает меру подлинного знания глубины человеческого сердца и помогает другим людям прикоснуться к этой глубине. То, о чем я говорю - это мое личное к нему отношение, хотя я не могу сказать, что мы как-то отдельно знакомы - нет, только в братстве. Но церковь, которая живет как братство, община, братским духом, она и позволяет действительно прикасаться к друг к другу сердцем - вот как Сергей Юрьевич открылся и продолжает открываться в таком общении. В церкви и раскрывается подлинная глубина и высота, возможности, дарования, таланты человека и его подлинный дар от Бога. Мне кажется, что в тех ролях, которые Сергей Юрьевич играл, которые, может быть, наиболее всем запом-нились, проявились, с одной стороны, хрупкость, «хрустальность» человеческого сердца, а с другой стороны - его скрытая мощь. Ему удалось то, что, может быть, редко кому удается. Он нашел и ищет, и, самое главное, в себе являет не просто «мост» между церковью и культурой - не надо этот мост специально строить - но он никогда не играет в церкви роль человека внешнего, «представителя культуры», а в своих ролях - и в театральных спектаклях, и в кинематографе - он никогда не «играет» члена Церкви, не стилизуется, не позиционирует себя как-то нарочито как человека верующего. Он равен себе и там, и там. И тем самым он показывает подлинную глубину человеческого сердца и возможность жить по правде и по совести (за что он, как мы знаем, претерпел в советские годы) и продолжает «распахивать» человеческое сердце, его все время «боронить», углублять, разрыхлять для евангельского семени, давая возможность этому семени упасть на благодатную почву. Беседовала София АНДРОСЕНКО, Информационная служба СФИ Интервью и поздравления ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова Интервью и поздравления свящ. Иоанна Привалова Интервью с зав. Богословским колледжем при СФИ Л.В. Комиссаровой Видеинтервью с Сергеем Юрским о вере и культуре |