Образ Божий в нас - это прежде всего Свет Из проповеди прот. Всеволода Шпиллера Свт. Григорий Палама. Фреска. Афон (Ватопед). 1371 г. Обыкновенно в каждый Великий пост второе воскресенье ставит мысленный, духовный наш взор перед учением св. Григория Паламы об образе Божием в нас потому, что мы спрашиваем себя: «А что же такое этот образ Божий, вписанный Самим Богом в нас, в чём же он, каков он, что он такое?» А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. У него много сочинений - он много написал. Одно из самых больших и важных его творений - так называемый «Томос веры», в котором св. Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас есть прежде всего Свет, и не какой-нибудь физический свет, а тот самый, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения - Свет славы Божией. И образ Божий в человеке есть луч этой славы Божией. Человек с образом Божиим в себе творит невероятное: он его затемняет, калечит, оскверняет... Это мы знаем, но, может быть, не все знают хорошо, что он всё-таки неуничтожим: уничтожить в себе образ Божий человек не может - по милости Божией к нам он неуничтожим! И каждому из нас присущ этот Свет нерукотворный, присносущный, Свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня. Вот в чём смысл учения об образе Божием в нас св. Григория Паламы, который учил об энергиях Божиих и об энергии, пребывающей всегда здесь, на земле. Эта энергия и есть неуничтожимый образ Божий в нас, обладающий силою энергии Божественной. Григорий Палама свой «Томос» начинает замечательными словами, взятыми у апостолов Петра и Павла. А именно: «Мы - причастники Божества», - говорит св. Григорий Палама. А апостол Пётр сказал даже больше: «Мы - причастники Божественного естества». Вот кто такой человек, вот что такое человек!.. Среди слушающих меня сейчас есть люди, занимающиеся мировой литературой, музыкой, искусством, и они лучше меня знают, конечно, как много самых больших умов человечества говорило о том, что смысл жизни заключается в том, чтобы человек нашёл самого себя. Великий северный писатель Ибсен как раз об этом говорил в одном из главных своих произведений - человек ищет самого себя. Он должен искать и должен найти самого себя. Герой этого огромного писателя, этого большого ума, стал героем и большого музыкального произведения, тоже северного классика, замечательного музыканта - Грига (напоминаю об этом для того, чтобы вам легче было ориентироваться). А что значит найти самого себя? Это значит как раз найти, увидеть в себе причастность Божеству! Это как раз и значит увидеть, что ты причастник Божества, и свою жизнь построить так, чтобы была эта причастность осуществима. А осуществляется она тогда, когда идёт человек путём веры в Бога и веры в человека, которую проповедует Церковь. Церковь берёт за руку каждого из нас и по-матерински ведёт по тому самому пути, по которому непременно человек находит самого себя в самом высоком смысле слова - в глубине своего существа - свою причастность Божеству. 22 марта 1981 г. КИФА №3(109) февраль 2010 года |