Чтобы успеть послужить Богу и Церкви, очень важно придти к ним пораньше 6 февраля 2010 г., накануне дня памяти новомучеников и исповедников российских, молодёжный «Круг» Преображенского содружества малых братств совершил поездку в Коломну. Ее целью было размышление об общинно-братской жизни и её выявление через общение и служение литургии с Богоявленским малым православным братством. День начался с Божественной литургии в одном из храмов города; после нее состоялась встреча молодёжного «Круга» с некоторыми членами Богоявленского православного братства. Тема встречи, предложенная «Кругом» - «Общинная жизнь как возрождение личности и воплощение церковности» - была выбрана не случайно. Молодёжь Преображенского содружества сейчас всерьез задумывается о служении Богу и посвящении этому всей жизни. Опыт многих людей свидетельствует: чтобы успеть что-то сделать в церкви, нужно начинать делать это как можно раньше. Размышляя о своей церковной жизни, члены «Круга» пришли к выводу, что только полноценное вхождение в жизнь братства может дать твердое основание для свидетельства сверстникам о Христе и жизни по вере, которое «Круг» - тоже далеко не случайно - считает одним из главных своих служений. Молодёжь, пришедшая в Преображенское содружество из нецерковных семей, из своего опыта знает, насколько жизненно важным может стать такое свидетельство. С особенной благодарностью члены «Круга» вспоминали о прошедших в течение года миссионерских праздниках и открытых встречах, подаривших радость и возможность подлинного общения десяткам их друзей и знакомых, некоторые из которых уже начали проходить катехизацию. В качестве подготовки к поездке молодёжь знакомилась с письмами новомучеников о. Анатолия Жураковского и архим. Сергия (Савельева) и материалами об их общинах, с историей Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева. Опыт новомучеников и исповедников, сердцевину которого составляет общинная жизнь, хотя и становится сегодня известным благодаря дошедшим документам и свидетельствам, до сих пор остается неусвоенным. Ведь усвоение его связано, прежде всего, с верой самой церкви в церковь. А люди сегодня, увы, заражены неверием в самую возможность отношений любви и свободы, отношений неутилитарных, не обусловленных внешне, но основанных на личном знании Христа и общем пути. Даже верующие в Бога люди, сталкиваясь с такими отношениями, часто относятся к ним с недоверием. Молодёжи Преображенского содружества в этом смысле повезло: опыт подлинно церковных отношений присутствует в жизни большинства из них с детства благодаря общинам, в которые вошли их родители. Однако этот опыт необходимо глубоко и личностно пережить и усвоить. Как заметил председатель молодёжного «Круга» Дмитрий Сегаль, когда рождалась первая община будущего Содружества, её члены сами были молодёжью. Но в отличие от них большинство сегодняшних молодых членов Содружества воспринимают жизнь в общинах с детства или с юности как данность, а не как результат осознанного духовного поиска. Для тех, кто еще не прошел оглашение, до сих пор остается вопросом, как приобщаться к опыту настоящей Христовой любви, настоящих братских отношений, как в него входить осознанно, как найти свою меру участия в жизни общины, чтобы это участие не было формальным. Но и для членов «Круга», прошедших оглашение, включенных в общинную жизнь и благодарных за нее Богу, важен опыт самостоятельного её поиска и прихода к ней, полноты которого многие из них часто лишены. Восполнить этот опыт позволяет общение, в том числе литургическое, друг с другом и с членами других общин. Андрей Горячев, председатель Богоявленского братства, рассказал о его истории, об оглашении, которое проводилось в Коломне с 1992 г. Те, кто прошёл оглашение, из собственного опыта помнят то вдохновение, которое оно дает. Но сохранить и тем более преумножить его, чтобы оно имело силу изменять жизни других людей, почти невозможно в одиночку. Очень многие, в том числе молодые люди хотят служить, тянутся к служению, и вдохновение и поддержка, которые дает братская жизнь - единственное, что может помочь человеку на этом пути. Андрей подчеркнул, что легко говорить о любви «безграничной», и намного труднее - о любви воплощенной, связанной с границами, ответственностью и сужением пути. Такая любовь - духовный капитал, свидетельство реальности воскресения Христова, которое всегда требует усилий и никогда не даётся только для «личного пользования». Михаил Бахадов, один из членов «Круга», заметил: «Замечательно и очень ценно, когда в некоторых храмах на литургии слышны все молитвы, и когда освящаются дары, все говорят: "Аминь!"» Но с другой стороны, сама по себе понятность богослужения не гарантирует того, что оно будет действительно общим. Как заметил Д. Сегаль, это возможно, «когда собраны не случайные люди и не просто люди, которым вместе хорошо, а люди, у которых есть общая жизнь, естественным образом выражающаяся в литургии». Подобным образом и с раннего возраста оказаться в церкви - это ценный дар, но его принятие всегда требует усилий и не происходит автоматически. Даже после оглашения одни люди сразу начинают служить в церкви или, по крайней мере, искать служения, а другие настроены только на потребление. Недостаточно быть просто членом братства, нужно быть носителем духа братской любви. Один из участников встречи, священник, в течение многих лет занимающийся катехизацией взрослых, заметил, что по-настоящему изменить человека может только встреча с Тем, за Кем он захотел бы пойти. Что бы ни делал катехизатор, он может только научить, но оглашает Дух, живущий в Церкви и между людьми. И задача общины - явить этот дух. Одному человеку сделать это очень трудно. Дух братской любви становится воплощенным, когда сталкиваешься с ним в других людях, когда видишь полноту, на которую сердце отзывается: «Я тоже хочу жить такой полнотой!» Подводя итоги встречи, Андрей Горячев привел воспоминание Н.Н. Неплюева о разговоре с Э. Навилем и Э. Фавром об одной из главных причин «того, что церкви посещаются только стариками, женщинами и детьми. Люди, творящие жизнь, не могут не сознавать, что между этой жизнью и верой очень мало общего. Им стыдно идти в церковь, чтобы там короткое время пожить высокими мыслями и чувствами, совершенно неприменимыми к той жизни, в которую они погрузятся, выйдя из церкви. Они предпочитают совсем не думать о вере и не ходить в церковь, чтобы бесплодно не тревожить совесть». В заключение молодёжный «Круг» поблагодарил братство за тёплый приём и общение, а Андрей Горячев сказал: «Мне всегда было удивительно видеть в церкви столько молодых людей. Для меня это чудо Божье!» Информационная служба молодёжного «Круга»
КИФА №3(109) февраль 2010 года |