«...Восхождение на епископскую кафедру есть приближение к Голгофе» Начиная с 1917 г. и примерно до середины 1940-х годов епископское служение всем церковным обществом однозначно понималось как кратчайший путь на Голгофу. И эта норма, так же как и острое переживание частью епископата своего служения как в первую очередь служения пастырского, была задана ещё в предсоборной жизни. ![Еп. Димитрий (Абашидзе) Еп. Димитрий (Абашидзе)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_01.jpg) Еп. Димитрий (Абашидзе) Так, еп. Димитрий (Абашидзе) в 1902 г. говорил на своей хиротонии, что значит для него быть епископом: «Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь. Я должен быть живым орудием Духа Божия для созидания тела Христова, должен ежечасно быть готовым предстать перед Ним, нелицеприятным Господом вечной неизменной Правды, и дать ответ о душах вверенных мне людей Его», - и далее, - «...Восхождение на епископскую кафедру есть приближение к Голгофе»1. Неважно в данном случае, что представляют собой слова о приближении к Голгофе - фигуру речи, пророчество или чисто умозрительные выводы, важно то, в чём владыка Димитрий видел норму епископского служения. После революции 1917 г. «кратчайший путь на Голгофу» стал для всех явным. ![Сщмч. митр. Пётр (Полянский) Сщмч. митр. Пётр (Полянский)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_03.jpg) Сщмч. митр. Пётр (Полянский) Будущий митрополит Петр (Полянский), тогда Петр Федорович, приняв в 1920 г. предложение о хиротонии, придя домой, сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь - я знаю, я подпишу себе тем смертный приговор». И действительно, в это время епископы первыми попадают под прицел советского государства, как те, кто «организует и руководит контр.-рев. элементами». Епископов одними из первых сажают и расстреливают. Главной задачей своего служения многие новомученики и исповедники начала ХХ в. из епископата считали общую жизнь во Христе, разделённую с паствой. «...Трудно давать советы другим, - пишет в предсмертной записке свмч. митр. Вениамин (Казанский) в 1922 г. - Благочинным нужно меньше решать... Нужно заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатным епископом. ...Вам Ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, Вам оставаться в настоящее время должностным официальным лицом благочинным едва ли возможно. Вы должны быть таковым руководителем без официального положения». ![Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_02.jpg) Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) Вот выписка из следственного дела сщмч. Кирилла (Смирнова), митр. Казанского (1934 г.))2: «...При обыске у Смирнова обнаружено письмо еп. Дамаскина, в котором излагаются следующие взгляды: «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским... Времена же приблизились несомненно апокалипсические. ...Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми и <...> по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу, до готовности даже кровью смыть грех свой». На вопрос об отношении к этому документу Смирнов ответил: «Автором письма является епископ Дамаскин - мой единомышленник... Смысл этих воззрений состоит в том, что русским народом совершен общий грех перед Церковью... и вина в этом лежит, главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане... что и означает противопоставление царству злобы». <...> Наряду с этим митрополит Смирнов предпринимал и практические шаги по организации нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой организации». А это фрагмент письма из ссылки еп. Германа (Ряшенцева), сер. 30-х гг. (епископ Герман был поминающим)3: «...Алёша Верховцевых4 навлёк гнев Сержа5 , хотя и сам, кажется, действительно кое в чем погорячился, но всё же удаляют его куда-то в Рыльск, да по прежнему шаблону - без суда и, ещё хуже, быть может, по желанию известной Вам Женечки6. Это, конечно, вопиющее безобразие, и я на его месте просто ушел бы в отставку и остался бы со своими детьми. Сейчас там целая каша...» Эти цитаты, конечно, поднимают много разных вопросов, но приведены они здесь главным образом потому, что свидетельствуют: для архиереев того времени единство жизни пастыря (епископа или священника) и паствы является центральным. Через что в первую очередь для святых епископов выражалась общая жизнь с паствой? Богослужение ![Сщмч еп. Дамаскин (Цедрик) Сщмч еп. Дамаскин (Цедрик)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_04.jpg) Сщмч еп. Дамаскин (Цедрик) «Профессиональным певчим трудно было выдерживать продолжительные богослужения, и епископ привлек к участию в службах народ. За правым клиросом ставили аналой, и здесь находился уставщик, сюда приходили все усердствовавшие петь и читать. Молился весь храм» (из жизнеописания архиеп. Петра (Зверева)). «Черниговцы всегда с умилением вспоминали, как выпущенный первый раз из тюрьмы под праздник Вознесения7 (в ГПУ о празднике забыли) владыка Дамаскин служил всенощную. Измученный многомесячным пребыванием в заточении и допросами, владыка не мог стоять. Поэтому мировал он сидя. В алтаре у него сделался сердечный припадок. Но это не помешало ему на следующий день служить обедню - для него не было большей радости, как совершать богослужение, причем это не всегда делалось в храме» (из воспоминаний Е.Н. Лопушанской)8. ![Сщмч еп. Иоасаф (Удалов) Сщмч еп. Иоасаф (Удалов)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_05.jpg) Сщмч еп. Иоасаф (Удалов) «Не признав Декларации митр. Сергия, в казанских храмах сергиевской юрисдикции владыка не служил. Лишь изредка еп. Иоасаф совершал молебны и панихиды в церкви, что на Арском кладбище. В это время обычно никто из местного духовенства, хотя и сочувствовавшего епископу, но опасавшегося возможных репрессий, не присутствовал, и преосвящ. Иоасаф в окружении 4-5 человек из числа... своих духовных чад мог свободно поминать верующих, находящихся в заключении9, многих из которых он лично знал» (из жизнеописания еп. Иосафа (Удалова) (викария митр. Кирилла (Смирнова)).
Неформальный объезд епархии и общение, соучастие в нуждах паствы «Владыка Дамаскин много ездил по епархии, посещал и Крестовоздвиженскую общину Н. Неплюева10, весной и летом 1924 г. по несколько раз приезжал в братство, останавливался у свящ. Александра Секундова, любил молиться с о. Александром, братством, подолгу беседовал с ними. В подобных общинах он видел средство духовной защиты от наступающего безбожия» (из жизнеописания еп. Дамаскина (Цедрика)). ![Сщмч. архиеп. Павлин (Крошечкин) Сщмч. архиеп. Павлин (Крошечкин)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_06.jpg) Сщмч. архиеп. Павлин (Крошечкин) «Владыка Павлин служил не только в храмах, но и в окрестностях, совершал традиционные объезды епархии11, заезжая в самые отдалённые уголки. ...Во время его служения храм был всегда переполнен молящимися. Дом преосвященного во всякое время был открыт для всех желающих увидеть его. Приходили и приезжали священники за духовным советом, приходили миряне, дети. По праздничным дням устраивались трапезы, на которые приглашались и священники, и миряне. Скромность угощения окупалась радушным и любовным обращением хозяина. Каждому сидящему за столом владыка находил возможным сказать хотя бы несколько слов»12. Практически все архиереи-новомученики и исповедники имели дом, открытый для паствы. Епископ Иосаф (Удалов), когда вернулся из концлагеря, на работу пойти никуда не мог, служить в храме тоже не мог. Жил только тем, что привозили духовные чада и пожертвованием за редкие требы. При этом он практически ничего из своего мизерного дохода не оставлял себе, отсылая значительную часть через доверенных людей сосланному духовенству и находящимся в тюрьмах людям13. ![Сщмч архиеп. Пётр (Зверев) Сщмч архиеп. Пётр (Зверев)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_07.jpg) Сщмч архиеп. Пётр (Зверев) В соответствии со своим чином и призванием миряне являлись святыми соработниками своим церковно-старшим. Миряне возили ссыльным архиереям антиминсы, облачения и одежду, письма, продукты, церковную утварь, литературу, при этом они сами неоднократно подвергались за это арестам, ссылкам и лагерям. Переписка ссыльных епископов велась практически исключительно через мирян, и если это вскрывалось, миряне с архиереями шли по одному и тому же делу, в т.ч. и расстреливались14. Духовные дети из мирян нередко переезжали за своим епископом при перемещениях или ехали в ссылку15. Были епископы, которые жили только помощью духовных чад. Образованные миряне участвовали в деле просвещения, миряне противостояли обновленчеству, обезглавленные общины ходатайствовали перед властями об освобождении своего епископа. Вот пример из жизнеописания архиеп. Петра (Зверева): «29 октября 1926 г. еп. Петра вызвали в Воронежское ОГПУ и сообщили, что он должен ехать к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам. По возвращении владыку встречало множество народа. Люди решили просить начальника местного ОГПУ отсрочить поездку, чтобы рабочие могли оформить отпуска и тоже поехать в Москву... Когда рабочие приехали в Москву (с ходатайством за своего владыку) и пришли на квартиру к Тучкову, он был крайне разгневан и велел им идти в ОГПУ. Тогда рабочие попросили помочь делегатов рабочей конференции. Однако те с мнением народа считаться не стали и приняли резолюцию: "Конференция требует немедленного удаления и изолирования Петра Зверева из Воронежской губ., исключить 9 человек, подписавших телеграмму, из профсоюзов и предать суду их и Петра Зверева"». Братства ![Сщмч. Вениамин (Казанский) Сщмч. Вениамин (Казанский)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_08.jpg) Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский Митр. Вениамин (Казанский), опекая Александро-Невское братство, старался: а) рукополагать светских молодых людей; б) часто отправлял с поручениями к патриарху Тихону в Москву именно старших Александро-Невского братства, как правило, о. Гурия (Егорова), будущего митрополита; в) предоставил при своих покоях митрополичью церковь Успения и назначил о. Гурия её старшим16. Вот цитата из обвинения еп. Дамаскина (Цедрика), который в 1924 г. проходил по одному делу вместе с Неплюевским братством: «Он, Дамаскин, выражает свою радость, что видит единственное место, где процветает религия (Крестовоздвиженская община), и призывает идти вперёд... Почему братство живёт обособленной жизнью, говорит Дамаскин, надо идти в народ... Братство организовало бы ещё ряд своих отделений, где можно было бы проводить работу, которая проводится в братстве, т.е. поддерживать в народе веру... т.е. под маской религии, он, Дамаскин, против Советской власти»17. Духовное чадо митр. Кирилла (Смирнова) - отец Евлампий Едемский-Своеземцев - первый раз был арестован в 1922 г. за то, что организовал братство для преподавания Закона Божьего взрослым и детям и для помощи неимущим в с. Орлово Ярославской области. В 1926 г. он возвратился из ссылки и был встречен односельчанами как мученик за веру. К священнику начались паломничества из других приходов, т.к. он был ещё и замечательный проповедник, в начале 1927 г. его вновь арестовали, теперь уже за создание сестричества, проведение внебогослужебных религиозных бесед. С 1930 г. он уже практически всё время находится в лагерях, очевидно, в 1937 г. его расстреляли18. Пастырские письма и послания к пастве Даже не очень представляя страшную меру раздирания Церкви изнутри и снаружи, можно почувствовать невероятную силу и правду, с которой все эти послания и письма звучат. Основные темы пастырских бесед и проповедей святых епископов этого времени таковы: - о мире и любви, - о единстве и Церкви, - о покаянии, - о Кресте и Воскресении (благодарность за Церковь, за гонения и за паству; благодарность за свободу во Христе; о единстве и предпочтении пленения Христова всем сокровищам Египта; о том, что наш путь - ссылка, Крест и тюрьма; о Церкви как организме Любви). - о будущих поколениях: «Мне кажется, происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и поверок... Не знаю, что это - мечта ли, родившаяся из души, придавленной тяжёлыми развалинами прошлого, розовый ли оптимизм,... или чутьё, которое может быть верным предощущением грядущего, даже и непрозорливого, - но только внутри себя ношу непоколебимую пока ничем веру, что очень многие, если не большинство, от звезды учащиеся будут кланяться Солнцу Правды, да не так, как их отцы и мы, их современники - по ленивой традиции и инерции, а придут с дарами и всё самое лучшее, и особенно верность Слову в деле, принесут Незримому Властителю душ и благородных стремлений» (фрагмент письма еп. Германа (Ряшенцева))19. ![Сщмч. еп. Герман (Ряшенцев) Сщмч. еп. Герман (Ряшенцев)](https://a.gazetakifa.ru/images/stories/editions/kifa_109/kifa_109_02_09.jpg) Сщмч. еп. Герман (Ряшенцев) Святые-епископы общались, увещевали, утешали, обличали, вели активную переписку, являлись во сне. Сщмч. Герман (Ряшенцев) пишет: «никто не жил оторванно»20 - т.е. никакой святой не жил вне Церкви. Где-то со второй половины 1940-х гг. (это очень условная цифра) происходит некоторая трансформация понимания епископского служения. Оно уже не воспринимается большинством как кратчайший путь на Голгофу, уходит на второй план и образ епископа-пастыря, уступая другим образам21. Самой же государственной властью епископ теперь воспринимается в первую очередь как более или менее крупный чиновник и администратор, как тот, с кем всегда можно договориться. К началу 1940-х годов практически весь епископат был уничтожен, находился в лагерях, тюрьмах и ссылках, в последующие же годы советской власти архиереев среди замученных соответствующими органами членов церкви - двое-трое. Сухая статистика говорит о том, что с этого времени основную тяжесть мученического подвига несут священники и миряне. Причинами постепенной трансформации явились, скорее всего, декларация митрополита Сергия, повсеместные, связанные с репрессиями, тайные поставления епископов вне паствы, а также компромиссы, связанные со вторым восстановлением патриаршества в 1943 г. Фрагменты доклада Ольги Филипповой «Епископское служение и пастырский опыт, явленный во время советских гонений прославленными архиереями в 1920-30-х гг.». Доклад был прочитан на семинаре, посвященном памяти новомучеников и исповедников российских, состоявшемся 6 февраля 2010 г. ----------------- 1. Архиеп. Димитрий, в схиме Антоний (Абашидзе): жизнеописание, слова, воззвания и письма. - Сергиев Посад, 2006. С. 8,10. 2. Во имя правды и достоинства церкви: жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. - М., 2004. С. 186. 3. Письма владыки Германа: жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. - М., 2004. С. 275-276. 4. еп. Алексий (Готовцев). 5. митр. Сергий (Страгородский). 6. Евгений Тучков, начальник 3-го отделения Секретно-политического отдела ОГПУ, к чьей компетенции относилась агентурно-оперативная работа «по церковникам всех конфессий и сектантам». 7. в 1925 г. 8. Косик О.В. Истинный воин Христов: книга о сщмч. еп. Дамаскине (Цедрике). - М., 2009. С. 75. 9. По распоряжению церковного начальства на богослужении нельзя было поминать тех, кто оказался под судом. 10. между своими арестами. 11. 1927-28 г. 12. Бычков С. Страдный путь архим. Тавриона. - М., 2007. С. 146. 13. Во имя правды и достоинства церкви: жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. - М., 2004. С. 663. 14. См. например, Во имя правды и достоинства церкви: жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. - М., 2004. С. 355. 15. Бычков С. Страдный путь архим. Тавриона. - М., 2007. С. 131. 16. О деятельности Александро-Невского братства подробно рассказано в «Кифе» NN 11 (101) и 14(104). 17. Косик О.В. Истинный воин Христов: книга о сщмч. еп. Дамаскине (Цедрике). - М., 2009. С. 72. 18. Во имя правды и достоинства церкви: жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. - М., 2004. С. 384. 19. Письма владыки Германа: жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. - М., 2004. С. 75-76. 20. Там же. С. 202. 21. «...Архиереи, которых я встречал в тюрьмах, были, конечно, разные. Были такие как Кирилл Казанский - светлые и верные Христовы рабы. Были добрые, искренние и простые. Были усталые старички, которые, думаю, были бы не прочь сыграть в преферанс. Были такие, которые не знали, что такое Оптина пустынь, про Флоренского не слыхали и были уверены, что скоро опять будут ездить в каретах и носить ордена. Но я тогда ещё не встречал среди них нового, современного нам архиерея, старающегося уверить нас, что Христос приходил на землю не для спасения человека от греха и смерти вечной, а для улаживания социальных конфликтов, такие тогда были только у живоцерковников...» С.И. Фудель. КИФА №3(109) февраль 2010 года |